Л. Н. Козыряцкий (канд. техн. наук, проф)
А. Ф. Яценко (канд. техн. наук, проф)
Донецкий национальный технический университет
Особенности элементов глубоководных эрлифтных систем
подъема твердых фракций
Определены основные элементы глубоководной системы подъема.
Показано, что длина секций транспортного трубопровода не должна превышать
Ключевые слова: эрлифт, гидротранспорт, скорость
гидротранспорта, транспортный трубопровод, бункер-дозатор, мощность потока,
критерий оптимальности.
Проблема
и ее связь с научными и практическими заданиями. Эрлифтный подъем как один из основных элементов
гидравлического транспорта широко используется во многих отраслях
промышленности из-за своей надежности, простоты конструкции и широкого
диапазона регулировки рабочих параметров (напор, высота подъема, глубина
погружения и т.д.). В то время как эрлифтный подъем известен давно, изучены
устройства, предназначенные для транспортировки воды и твердых фракций с
относительно небольших глубин. Поэтому разработка глубоководных эрлифтных
систем является важной задачей.
Анализ
научных публикаций и исследований.
Технический прогресс невозможен без улучшения всех видов транспорта. Снижение
расходов на транспорт, обеспечение непрерывности технологической цепочки,
простому управлению и автоматизации, сокращения вредного воздействия на
окружающую среду. Известные виды транспорта, таких как сухопутный, речной и
морской не могут полностью удовлетворить растущие потребности технического
прогресса. Таким образом, во всем мире большое внимание уделяется гидротранспорту.
В таких страны, как США, Канада, Китай, Япония и других развит гидротранспорт.
Примером может служить гидротранспорт угля на
В
настоящее время гидротранспорт используется при перемещении не только угля, но
и песка, гравия, грязи, нефти и нефтепродуктов, и т.д. от места добычи к
потребителям. Он используется на заводах по обогащению, утилизации отходов,
электростанциях и т.д..
Теоретические
и экспериментальные исследования в Донецком национальном техническом университете,
показали, что использование воздушных подъемников повышает надежность и
производительность гидроузла. Многолетний опыт эксплуатации подтвердил
обоснованность результатов.
Постановка
задачи. Исследовать зависимость
скорости транспортировки трехфазной смеси от длины трубопровода. Определить
координаты, где скорость достигает своего максимального значения и, как
следствие, диаметр, изменение формы труб и изменение скорости, а не их
расширение. Определить фактор, который ограничивает максимальную глубину погружения
воздушного подъемника.
Основной
материал. Несмотря на простоту
конструкции и наличие общих элементов, эрлифты, в зависимости от назначения
очень отличаются друг от друга. Таким образом, в целях повышения КПД они имеют
значительные отличия по сравнению с хорошо изученными эрлифтами, используемыми
для перекачки воды на относительно небольших глубинах. Но в настоящее время глубоководная
добыча сырья является очень актуальной задачей. Это объясняется тем, что
значительные залежи полезных ископаемых сосредоточены в нижней части мирового
океана на глубине от Внутренний
диаметр питающей магистрали и основной части подъемного участка берется из
условий оптимизации транспортного режима и установления характера изменения
критической и транспортной скорости вдоль подъемной трубы [1. .. 5]. Принимая
во внимание, большую степень сжатия воздуха, подаваемого в смеситель,
увеличение скорости движения трехфазной смеси в подъемной трубе проявляется на
верхнем участке (100- (1) Где qz -
удельный расход сжатого воздуха [1] (2) Графиком Vtr.z = f(z) определяется
координата z (расстояние
от смесителя), в которой Vtr.z = Vmax. Начиная с этой координаты увеличивается диаметр подъемной
трубы, значение которой определяется по формуле. (3) Новое значение скорости
транспортировки гидросмеси в месте расположения расширения канала: (4) Vs’z - критическая
скорость трехфазной гидросмеси Cvol - объемная
концентрация гидравлической смеси в подъемной трубе. Рисунок 1 – распределение скоростей и
давления в трубе эрлифта
При
выборе толщины стенок секций трубы, кроме сил гравитации трубопровода и навесных
элементов, необходимо учитывать и силу сжатия трубопровода, возникающую в результате
разницы между гидростатическим давлением окружающей среды и манометрическим
давлением в трубе. Учитывая большую
длину подводящего участка и влияние плотности гидросмеси на динамическое
давление в смесителе, необходимым элементом в глубоководной эрлифтной системе является
бункер-дозатор, расположенный в транспортном трубопроводе. Он выполняет функции
буферного устройства и дозатора, тем самым, обеспечивая равномерную,
управляемую по величине загрузку системы извлечения твердой фракции, при
неравномерной подаче от донного агрегата сбора. Таким
образом, достигается стабильность оптимальной скорости подъема и поддерживается
постоянная нагрузка на компрессор. При
выборе рациональных параметров глубоководных эрлифтов критерии качества
оптимальности сводятся к минимуму, и принимается мощность потока сжатого воздуха
в смесителе. Проанализировав расчетные данные, можно заметить, что давление
поднимается по ходу движения воздуха в линии сжатого воздуха и температура
воздуха на расстоянии Выводы
и направление дальнейших исследований. В ДонНТУ и SLA "Haymek" был разработан сложный эрлифтно-земснарядный
комплекс для удаления грязи со дна водоема "Ингури ГЭС" (Грузия),
который является уникальным, без аналогов в мире. Глубина добычи более Расчеты
прочности показали, что длина подающей воздух трубы при глубине погружения
более Будущие
исследования должны привести к созданию систем сбора твердых фракций из нижней
части водоемов. Источники информации 1. Энциклопедия эрлифтов / Ф. А. Папаяни, Л. Н. Козыряцкий, В. С. Пащенко, А. П. Кононенко. – Донецк, 1995. – 592 с.
2. Бойко М. Г. Землесосні і
ерліфтно-землесосні снаряди: навчальний посібник / М. Г. Бойко, Л. М. Козиряцький, А. П. Кононенко. – Донецьк, 2007. – 436
с.
3. Антонов Я. К. Гидроподъем полезных
ископаемых / Я. К. Антонов, Л. Н. Козыряцкий. – М.: Недра, 1995.
– 173 с.
4. Гейер В. Г. Исследование движения
твердых тел в подъемной трубе эрлифта / В. Г. Гейер, Л. Н. Козыряцкий // Уголь. – 1976. – № 5. – С. 8-12.
5.
Гідромеханізація: навчальний посібник / М. Г. Бойко, В. М. Моргунов, Л. М. Козиряцький
, О. В. Федоров. – Донецьк: ДВНЗ «ДонНТУ», 2011. – 554 с.
Стаття надійшла до редакції 08.11.2012