ДонНТУ   Портал магистров

Фрирайд

Знакомство с велоспортом началось у меня с трех лет. И всю свою сознательную жизнь я помню себя на велосипеде. В первые годы езды было неимоверное количество падений, травм ушибов и шрамов, некоторые из которых до сих пор мне напоминают о моих первых шагах. Но с каждым годом, я становился всё опытней, и моя езда перешла на новый уровень. Я узнавал о новых манерах езды, да и о видах велоспорта. Катаясь в 2010 году по городу я увидел первые трюки на велосипедах. Меня они очень впечетлили и я, начал посещать мастерклассы, тренироватся выполнять различные трюки. Одним из первых трюков которые у меня получился является Баннихоп (bunny hop) - это прыжок через припятствие. После этого я, начал понимать свой велосипед ещё больше, его баланс, и движения при езде стали более гармоничными.

Рисунок 1 – Я на трассе по фрирайду в Донецке

В 2011 году катаясь с другом на велосипеде я случайно познакомился с «Фрирайдом». Термин «Фрирайд» пришел из сноубординга и означает спуск с горы по снежной целине, вне трасс. Здесь нет правил, говорящих тебе, что делать и куда ехать. Истоки фрирайда берут свое начало в Британской Колумбии, местечке Кэмпулус, где райдеры спускались на своих байках с 45-градусных сыпучих склонов, прямо как лыжники фрирайдеры. В Ванкувере райдерам приходилось создавать подвесные дорожки из досок для объезда упавших деревьев, булыжников или болот на холмистой местности Норт-Шор. Именно так со временем начали называть особый вид трасс, а понятие Норт-Шор стало обозначать те самые деревяные мостики и качели, построенные райдерами (1983 г) [1].

Со временем все больше райдеров стали связывать себя с фрирайдом. В 2001 году Red Bull провел первый Rampage в штате Юта, предоставляя райдерам возможность показать свои умения, смекалку и безстрашие всему миру. На соревнованиях байкеры сами придумывали, чем удивить судей. Rampage стал серьезным толчком в развитиии фрирайда.

Шли годы, байки становились все более заточенными под фрирайд. Чтобы справляться с жестким катанием, они оснащались большим ходом подвески. Теперь райдеры могли не бояться, что байк не выдержит очередного прыжка.

С развитием фрирайда байкерам хотелось все больше времени проводить в седле, катаясь по любой поверхности и испытывая байк на прочность. Поэтому ход подвески начал уменьшаться, в то время как количество скоростей, наоборот — увеличивалось. Байки становились все более универсальными.

Трассы для велофрирайда

Знакомство с трассами для фрирайда у меня началось с одной из трасс расположенной на терриконе, в Донецке. Первый мой спуск конечно не был удачным, но вскоре после улучшения моих навыков, трассы начали проходится с некоторой легкостью. Трассы для велoфрирайда состоит из большого количeства склонов высотой до нескoльких десятков метров. Спортсмен должен быть готов к трамплинам, извилинам, eстественным преградам, резким сужениям трассы и неожиданным поворотам, которые могут возникать на мостках и склонах. Его не должны пугать полеты через пропасти и расщелины, спуски по отвесным склонам. Такой вид спорт доступен не только профeссиональным вeлосипедистам, но и любитeлям [2].

Велосипеды для велофрирайда

Велосипед на котором я покорял свои первые трассы был не профессиональным, без какой либо подвески. За ним последовал довольно простой двухподвес с пружинной вилкой ходом в 50 мм. Следующим велосипедом был одноподвес с пружинно-эластомерной вилкой ходом в 100 мм.

Классический байк для фрирайда представляет собой длинноходный (200мм+) двухподвес. Рамы для фрирайда обычно высокие и короткие, в отличие от даунхилльных рам, которые более низкие и длинные. Рамы для фрирайда как правило выполнены из алюминия и имеют гидроформированные баттированные трубы большого диаметра.

Вилка для фрирайда может быть как двухкоронной так и однокоронной, ходом от 160мм. В силу агрессивного характера стиля, вилки как правило ставятся наиболее крепкие и неприхотливые.

Колеса фрирайдного байка имеют широкие прочные двустеночные обода 26" или 24", широкие покрышки(2,35-3,0") с агрессивным протектором, втулки как правило на промподшипниках. 26" колеса дают больший накат в силу большей площади соприкосновения, а 24" более прочные и имеют лучшую динамику разгона. Также практикуется установка 26" переднего колеса и 24" заднего.

Рули фрирайдных байков как правило с низким подъемом(1-2"), отличаются большой шириной(750 мм).

Фрирайдные байки оборудуются гидравлическими тормозами(исключительно дисковыми). Ротора ставятся большого диаметра(7-9") для лучшего торможения(т.к. больше плечо, больше момент тормозной силы).

Байки для фрирайда оборудованы переключателями скоростей. Обычно перекидки поставляются в трех вариантах: с короткой, средней и длинной лапкой. Предпочтительна установка перекидок с короткими лапками т.к. они лучше натягивают цепь и меньше вероятности их повредить. Также байки оборудуются рокрингами(кольца на шатуне со звездой, выполняющие защитную функцию), успокоителями цепи(предотвращают спадание цепи при приземлениях).

Байки для фрирайда достаточно тяжелые(18+кг), хотя сейчас встречаются байки весом около 13-14кг.

Байк для АМ

Байк для АМ перенял основные черты фрирайдного байка за исключением задней подвески. Ход передней подвески не превышает 180мм и имеет минимум 130мм. На такие байки ставятся однокоронные вилки, хотя изредка ставят и двухкоронные.

Рисунок 2 – Пример байка для АМ

Байк для Эндуро

Байк для эндуро - это как правило двухподвес, но хода подвески, в отличие от ФР байка, ограничиваются 160мм. Байки для эндуро имеют относительно легкий вес т.к. предназначены как для прыжков и спусков, так и для силового педалирования. Во всем остальном они переняли основные черты ФР байка.

Рисунок 3 – Пример байка для Эндуро

Байк для слоупстайла

Хоть слоупстайл и относится к фрирайду, но на деле он куда больше похож на дерт изобилием трюков и преобладающими радиусными кикерами на трассах. Естественно байк для слоупстайла соответствует стилю [3].

Рисунок 4 – Пример подвеса для слоупстайла

Экипировка фрирайдера

Экипировка райдера - важнейший пункт, от нее напрямую зависит безопасность райдера при прохождении трасс.

Голову райдера защищает шлем-фуллфейс. Он может быть выполнен из пластика либо же из композитных материалов. Внутри шлем наполняется специальной пеной.

Такой шлем обезопасит голову и лицо райдера от повреждений. Глаза защищает специальная маска.

Шея райдера защищается специальным приспособлением, которое ограничивает движение головы.

Также не стоит забывать о средствах пассивной защиты, установленных на байках, а именно: заглушки руля(баренды) и седло.

Знакомство с велоспортом началось у меня с трех лет. И всю свою сознательную жизнь я помню себя на велосипеде. В первые годы езды было неимоверное колличество падений, травм ушибов и шрамов, некоторые из которых до сих пор мне напоминают о моих первых шагах. Но с каждым годом, я становился всё опытней и моя езда перешла на новый уровень. Я узнавал о новых манерах езды, да и о видах велоспорта. Катаясь в 2010 году погороду я увидел первые трюки на велосипедах. Меня они очень впечетлили и я, начал посещать мастерклассы, тренироватся выполнять различные трюки. Одним из первых трюков которые у меня получился является Баннихоп (bunny hop) - это прыжок через припятствие. После этого я, начал понимать свой велосипед ещё больше, его баланс, и движения при езде стали более гармоничными. Несколько лет спустя катаясь с другом на велосипеде я случайно познакомился с Фрирайдом. И в этом же году мы поехали на одну из трасс по фрирайду в Донецке. Первые шаги конечно были не слишком удачными, но получая опыт мне хотелось покарять всё новые и новые спуски.

Фрирайд с различными видами экстремального велоспорта хоть и являются довольно опасными, но на мою точку зрения это довольно интересный и удачный выбор того чем следует занимается по жизни. Также хотелось отметить основные правила для тех, кто хочет заняться фрирайдом:

В первую очередь, постарайтесь трезво оценить свой уровень катания. Чтобы заниматься фрирайдом, необходимо уверенно чувствовать себя на велосипеде. То есть необходимо владеть техникой спуска по крутым склонам, по мягкому глубокому снегу, по льду и застругам, уметь управлять на высокой скорости и прыгать (речь идет не об исполнении трюков, а о базовых навыках преодоления препятствий). Если чувствуете себя не слишком уверенно, не поддавайтесь ни на чьи уговоры проехаться вне трассы, и совершенствуйте свои навыки на укатаном склоне.

Список источников

  1. Фрирайд | История велоспорта
  2. Руководство по велосипеду
  3. Что такое фрирайд и все что с ним связано