Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Содержание, цель и задачи самооценки деятельности организации
- 3. Анализ последних исследований и публикаций
- 4. Принцыпи проведения механизма сасооценки деятельности организации
- Выводы
- Список источников
Введение
Стремительные перемены, происходящие в мире, как никогда актуализируют задачи адаптации стратегий организаций для успешного выживания в конкурентной борьбе в новых рыночных условиях. При этом особое значение приобретает разработка стратегических планов развития на основе оценок сильных и слабых сторон деятельности, а также анализа реальных возможностей, ресурсов и уязвимых мест предприятия по отношению к внешнему окружению. У предприятий возникает острая необходимость в поиске и применении более совершенных инструментов и концепций, ориентированных на качество и постоянное улучшение деятельности. Одним из таких инструментов является самооценка деятельности организации.
Деятельность любой организации направлена на создание новой ценности для потребителя. Создание и улучшение качества продукции – это в итоге добавление ценности для людей, а значит, улучшение качества жизни, что в свою очередь, порождает новые потребности и ожидания в отношении продукции и инициирует инновации и улучшение качества. Улучшение качества жизни включает, естественно, сохранение или улучшение окружающей среды.
Важнейшими преимуществами применения самооценки являются:
- Получение объективных оценок, основанных на фактах.
- Использование комплекса критериев оценки, широко распространенных в различных странах.
- Внедрение различных инициатив персонала в повседневную деятельность организации.
- Появление возможности распространения лучшего опыта внутри организации, признания достижений отдельных работников и подразделений.
- Использование полученных результатов для совершенствования деятельности организации.
Таким образом, изучение содержания, методов, моделей и процесса самооценки деятельности организации является одним из шагов на пути к осознанию необходимости активного применения инструментов управления качеством в практике деятельности предприятий и организаций.
1. Актуальность темы
На сегодняшний день самооценка используется ограниченным числом отечественных предприятий и организаций, главным образом, участниками национального, региональных и отраслевых конкурсов в области качества. Большинство из этих организаций не рассматривает самооценку в качестве эффективного инструмента саморазвития и непрерывного улучшения бизнеса. Однако, как показывает практика, игнорирование результатов самооценки и самодиагностики в процессе стратегического планирования, как правило, приводит к созданию стратегий, хорошо обоснованных с точки зрения соответствующего рынка и оценок будущего состояния элементов бизнес-окружения, но не эффективных и не реализуемых из-за недостаточно обоснованных предпосылок, касающихся самой организации.
В связи с этим актуальными становятся вопросы изучения содержания, методов, моделей и процесса самооценки, его места и роли в системе менеджмента качества организации, как одного из ключевых шагов на пути укоренения философии качества в практике деятельности организаций.
Проблемы непрерывного совершенствования деятельности любой организации находятся в центре внимания теории и практики менеджмента на протяжении многих десятилетий. При этом каждый новый этап развития управленческой мысли выдвигает свои взгляды, подходы, концепции, нацеленные на достижение наиболее значительных успехов в этой области. Среди авторов, рассматривавших самооценку как самостоятельный объект исследования, можно назвать Конти Т., Конка М.Г., Галеева В.И., Дворук Т.Ю., Салимову Т.А., Маслова Д., Бирюкову Л.И. [2].
Разработка эффективного механизма самооценки деятельности предприятия, по-прежнему является важной задачей для предприятий. Актуальность исследования определяется его новизной и значимостью практического применения в определении перспектив применения самооценки в деятельности предприятия.
Изучение этой проблематики необходимо как в фундаментально-экономических (собственно научных), так и в прикладных целях (развития регионального и федерального рынка продукции), совершенствованию стратегической системы управления конкурентоспособностью производства, управленческих, финансовых, маркетинговых, договорных, общественно - экономических и других механизмов системы производственного развития предприятия.
2. Содержание, цель и задачи самооценки деятельности организации
Самооценка организации является всесторонним и систематическим анализом деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента качества или модели совершенства (модели премии по качеству). Она может дать общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества, а также может помочь определить организации области, нуждающиеся в улучшении и приоритеты.
Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества. Она может также помочь определить организации области, нуждающиеся в улучшении, и приоритеты [3].
Основные задачи методов проведения самооценки:
- Выбор модели и методов проведения самооценки деятельности организации.
- Обучение персонала фундаментальным подходам и прикладным методам в области менеджмента качества.
- Создание команды и определение ответственных за проведение самооценки.
- Объединение различных инициатив по совершенствованию деятельности организации в конкретные операции (в том числе в рамках самооценки).
- Принятие обоснованных управленческих решений по результатам самооценки.
Объект исследования: процесс проявления самооценки в системе инструментов совершенствования деятельности организации.
Предмет исследования: проблемы проявления самооценки и ее реализация в системе инструментов совершенствования деятельности организации.
Самооценка – это исчерпывающий и систематический пересмотр принципов деятельности компании и достигаемых ею результатов с учетом модели развития бизнеса, которую реализует данная компания. Процесс самооценки позволяет компании лучше осознать свои сильные стороны и определить те их области своей деятельности, совершенствование которых может привести к продвижению в бизнесе [5].
Результатом самооценки является целенаправленное планирование мероприятий, строгое выполнение которых приводит к достижению реального прогресса.
Целью данной работы является описание и анализ методов, проблем и перспектив применения самооценки в деятельности организации, а также выбор модели самооценки деятельности предприятия и определение на основе полученных данных и сделанных выводов, практических рекомендаций по улучшению деятельности организации и разработке механизма проведения самооценки.
3. Анализ последних исследований и публикаций
Проблемы непрерывного совершенствования деятельности любой организации находятся в центре внимания теории и практики менеджмента на протяжении многих десятилетий. При этом каждый новый этап развития управленческой мысли выдвигает свои взгляды, подходы, концепции, нацеленные на достижение наиболее значительных успехов в этой области. Среди авторов, рассматривавших самооценку как самостоятельный объект исследования, можно назвать Конти Т., Конка М.Г., Галеева В.И., Дворук Т.Ю., Салимову Т.А., Маслова Д., Бирюкову Л.И.
Методологическую базу и теоретическую основу дипломного исследования составляют разработки и труды известных отечественных, зарубежных специалистов по актуальным проблемам применения самооценки в системе инструментов совершенствования деятельности на предприятии, управления производственной стратегией предприятия, конкурентоспособностью предприятия, а также действующие методические и экономико-нормативные материалы практического характера по актуальным вопросам управления качеством производства в целом.
Особое место среди них занимают немногочисленные работы, посвященные проблемам диагностики и самооценки деятельности организации, наиболее известными из которых являются труды таких зарубежных ученых как Б. Андерсен, Дж. Дальгаард, У.Э. Деминг, Г. Ватсон, М.Г. Конка, Т. Конти, Д. Кэм-пбелл, Г. Хертс, С. Шайнберг и другие.
В нашей стране проблема самооценки деятельности организации изучена в русле отдельных направлений научного и научно-практического опыта. Исследования в данной области представлены в работах Э.А. Белокоровина, В.И. Га-леева, Е.А. Горбашко, Т.Ю. Дворук, B.C. Дубинина, Т. Калиты, А.И. Кочетова, Д.В. Маслова, Ю.И. Мхитаряна, И.Г. Окрепиловой, Т.А. Салимовой, М.З. Свит-кина, С.А. Степанова, О.С. Щукина и другие [7].
4. Принцыпи проведения механизма сасооценки деятельности организации
Самооценка деятельности организации зародилась как метод постоянного совершенствования в рамках концепции ТQМ, следовательно, базируется на тех же принципах, что и названная концепция.
Принципы будут меняться по мере того, как будут развиваться и улучшать свою деятельность организации, стремящиеся к совершенству. Однако все принципы, реализуемые в процессе самооценки, должны базироваться на гуманистическом подходе, сущность которого заключается в том, что процесс самооценки должен постоянно акцентировать внимание на том, как себя чувствуют все его участники, насколько персонал мотивирован, заинтересован в проведении самооценки, на что он жалуется или чему сопротивляется.
Реализация принципа в рамках самооценки деятельности организации:
- Ориентация на потребителя. Цель проведения самооценки деятельности организации в конечном счете связана с увеличением конкурентоспособности организации и удовлетворенности ее потребителей. Большинство моделей, на основе которых проводится самооценка деятельности организации, в качестве наиболее значимого содержат критерий "удовлетворенность потребителей", что позволяет осознать значение управления взаимоотношениями с ними.
- Лидерство руководства и последовательность в достижении целей. Руководство организации должно быть инициатором, организатором и активным участником проведения самооценки, а также должно принимать обоснованные решения по ее результатам.
- Процессный подход. В ходе самооценки акцент делается на оценку и улучшение процессов деятельности в организации.
- Системный подход. Направления работы при самооценке и ее результаты играют определенную роль для организации как системы в целом, а также для составляющих ее процессов и уровней системы (в данном случае речь идет об уровне индивида, рабочих групп, подразделений организации).
- Вовлечение персонала. Данный принцип реализуется путем обучения персонала методам самооценки деятельности организации; привлечения сотрудников к выбору модели, методов и механизма самооценки; создания рабочих групп, ответственных за ее проведение по различным группам критериев. Тем самым осуществляется вовлечение персонала в процесс совершенствования деятельности организации.
- Постоянное улучшение. Постоянное совершенствование деятельности достигается в том числе и путем систематического осуществления процесса самооценки. Прежде всего собираются данные, которые затем анализируются, после чего результаты расставляются по приоритетности для проведения последующего улучшения.
- Развитие партнерства. Самооценка позволяет выявить те области партнерских отношений, которые требуют дальнейшего развития и совершенствования; партнеры могут быть заинтересованы в результатах самооценки [8].
Основываясь на принципах ТQM, и требованиях МС ISO серии 9000, постановка целей при создании системы менеджмента качества должна быть ориентирована на удовлетворение требований и ожиданий потребителей и всех заинтересованных сторон, можно выделить целый ряд заинтересованных в системе качества сторон.
Несомненные преимущества такой системы управления в том, что она упорядочивает деятельность, стандартизирует взаимоотношения между отдельными ее участниками и подразделениями.
Выводы
Самооценка – это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества.
Магистерская работа посвящена исследованию самооценки деятельности организации (предприятия), описанию и анализу методов, а также выбору модели самооценки деятельности организации, определению на основе полученных данных и сделанных выводов, практических рекомендаций по улучшению деятельности организации и разработке механизма проведения самооценки.
Важно реализовать также следующие задачи магистерской работы:
- Ознакомиться с современными концепциями самооценочных стратегий управления производством на предприятии.
- Рассмотреть достоинства и недостатки различных методов самооценки применительно к предприятию.
- Сделать предварительный выбор самооценочной стратегии предприятия, исходя из специфики его деятельности; очертить области планирования, критические с точки зрения их влияния на финансовый результат деятельности предприятия.
- На основе выбранных методов самооценки сформулировать предварительные требования к применению самооценки в системе инструментов совершенствования деятельности на данном предприятии [10].
При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: декабрь 2015 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.
Список источников
- Аванесов, Е.К. Самооценка организационного профиля компании и СМК / Е.К. Аванесов, В.Е. Швец // Методы менеджмента качества. 2005. -№ 1. - С. 4-10.
- Бикчентаев, А. Самооценка важный инструмент в управлении качеством / А. Бикчентаев // Стандарты и качество. - 1996. - № 2. - С. 29-31.
- Варакута А. Управление качеством продукции. Учебное пособие. – М.: Инфра-М , 2002. – 156 с.
- Вершигора Е. Е. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2008. – 283 с.
- Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2008. – 528 с.
- Герасимова Г.Е. Управление качеством и человеческий фактор.// Стандарты и качество. – 2000. – № 3. – С. 56 – 60.
- Гиссин В.И. Управление качеством продукции. Учебное пособие. – Р-на-Д: Феникс, 2000. – 205 с.
- Джордж С. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. – СПб.: Виктория плюс, 2002. – 451 с.
- Фомин В.Н. Квалиметрия, Управление качеством, Сертификация, – М.: Ось, 2002. – 384 с.
- Шадрин А.Д. Качество и информация.// Стандарты и качество. – 1996. -№4. – С. 30 – 34.
- Швец В.Е. Менеджмент качества в системе современного менеджмента // Стандарты и качество. – 1997. – № 6. – С. 48.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., с испр. и доп. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 2004. – 457 с.