Назад в библиотеку

Добыча шлама из шламонакопителей, приготовление и транспортировка ВУТ

Авторы: Скрыль Г. К., Козыряцкий Л. Н.
Источник: Доклад на ХХ международной научно-технической конференции Гидроаэромеханика в инженерной практике, 28 мая 2015 г.

Аннотация

Скрыль Г. К., Козыряцкий Л. Н. Добыча шлама из шламонакопителей, приготовление и транспортировка ВУТ Выполнен анализ изученности и состояния вопроса приготовления и гидротранспорта водоугольных смесей.

Содержание работы

В настоящее время в использовании водоугольного топлива заинтересованы в первую очередь страны, которые, не имея собственных запасов природного газа и нефти, стремятся выйти из экономической зависимости от иностранных поставщиков.

Исследования показали, что на территории Украины заскладировано до 3 млрд. тонн отходов добычи и обогащения угля. Только в антрацитовых отвалах Донецкой и Луганской областей накоплено около 500 млн. тонн сухих отходов шахт и около 150 млн. тонн отходов обогатительных фабрик.

Строительство технологических комплексов с механизированной выемкой шлама из шламонакопителя земснарядом и с обогащением его на компактных установках с винтовыми сепараторами, обезвоживание и отгрузка концентрата на ТЭС. К данному вопросу проявляют повышенное внимание не только предприятия угольной промышленности – истинные владельцы ресурсов, но и различные коммерческие структуры, индивидуальные предприниматели.

В ДонГТУ была разработана технология добычи шлама, которая была опробирована на дальнем шламонакопителе ГОФ Красноармейская Донецкой области с помощью гидравлической схемы ЭЗК, которая является наиболее перспективным направлением добычи шлама и гидротранспортировкой его к обогатительным фабрикам.

В настоящее время работает установка на ЦОФ Суходольская (Краснодонский район) производительностью 320 тыс. т в год по исходному шламу. Аналогичные установки действуют на ЦОФ Калининскаяя и Макеевском коксохимзаводе (Донецкая обл.), а также на базе шахты Довжанская-Капитальнаяя был опробован пилотный проект по приготовлению ВУТ. По оценкам Минуглепрома Украины, внедрение новой технологии поможет предприятию ежегодно сэкономить до 10 млн. м3 природного газа.

Важным вопросом ВУТ в настоящее время является технология его хранения и транспортировка к потребителю. Высокая эффективность трубопроводного транспорта природного газа и нефтепродуктов, стройматериалов и отходов обогащения стимулировала в середине прошлого века развитие гидравлического транспорта угля.

Во многих схемах гидротранспорта имеются вертикальные или наклонные участки, например, подъем твердого материала из подземных выработок или со дна различных водоемов при добыче полезных ископаемых; подъем капельной жидкости (воды, нефти и др.) на дневную поверхность. Как показали теоретические и экспериментальные исследования Донецкого национального технического университета и других научных центров, а также опыты эксплуатации созданных ими гидросистем, иногда весьма целесообразно использовать эрлифтные установки.

Нужны дополнительные исследования, чтобы сделать их простыми и полностью автоматизированными. Это особенно актуально в Донецком регионе, где можно осуществлять транспортировку ВУТ на большие расстояния, используя резервные трубопроводы.

Вывод

Выполненный анализ изученности и состояния вопроса приготовления и гидротранспорта водоугольных смесей показал, что в этой области накоплен большой теоретический и практический опыт, но необходимы дополнительные исследования для практического их применения.