Велоспорт
Выбор темы дался очень легко. Потому что сам занимался велоспортом и достиг определенных результатов в нем и решил более подробно рассказать о нем.
История развития велоспорта [1]
История велоспорта: как это было?
Дошедшие до нас сведения истории говорят о том, что самым первым велогонщиком был француз, чье имя до сих пор не известно, и англичанин по имени Дж. Мур. Гонка прошла 31.05.1868 года, в парке Парижа под названием Сент-Клоу. Дистанцию установили небольшую – длиной всего в 200 метров. Однако на будущий год англичанин победил в более значительной гонке в 120 километров от Руна до Парижа. Дж. Мур проехал данную дистанцию на скорости 11 км/ч. Для той эпохи – это был рекорд! В то время у гонщиков не было современных скоростных велосипедов, а были всего – то железные кони 19 века – велосипеды-«пауки», более несовершенные братья современных моделей. Езда была необычайно сложной и требовала очень хорошей физической подготовки.
История велоспорта: как это было?
Дошедшие до нас сведения истории говорят о том, что самым первым велогонщиком был француз, чье имя до сих пор не известно, и англичанин по имени Дж. Мур. Гонка прошла 31.05.1868 года, в парке Парижа под названием Сент-Клоу. Дистанцию установили небольшую – длиной всего в 200 метров. Однако на будущий год англичанин победил в более значительной гонке в 120 километров от Руна до Парижа. Дж. Мур проехал данную дистанцию на скорости 11 км/ч. Для той эпохи – это был рекорд! В то время у гонщиков не было современных скоростных велосипедов, а были всего – то железные кони 19 века – велосипеды-«пауки», более несовершенные братья современных моделей. Езда была необычайно сложной и требовала очень хорошей физической подготовки.
Велоспорт выходит в новую эру
К концу 70-х годов 19 века начали строить велотреки для различного вида соревнований. Гонщики стали делится на любителей, профессионалов и независимых велосипедистов. Для гонок начинают задействовать не только предназначенные для этого дорожки, но и обыкновенное шоссе. Гонка Бордо – Париж, протяженностью в 600 км, началась в 1891 году.
Жёлтая майка[2]
В наши дни словосочетание «жёлтая майка» у любителей велоспорта прочно связано с Тур де Франс. Но поначалу ни о какой майке лидера организаторы Большой Петли не задумывались. Победитель первого выпуска Тур де Франс носил не жёлтую майку, а зелёную нарукавную повязку. Во время второго выпуска французского Гран-тура изменили правила, и генеральную классификацию выигрывал гонщик, набравший большее количество очков, а не тот, кто затратил на прохождение всех этапов меньше времени. Очковая система продержалась до 1912, после чего организаторы вновь вернулись к подсчёту временных разрывов между гонщиками, классификации по личному времени. А жёлтая майка впервые появилась в 1919 году, через 16 лет после первого выпуска Большой Петли.
Тогда Европа ещё не оправилась после разрушительной Первой мировой войны, и для проведения Тур де Франс 1919 года потребовались героические усилия, как со стороны организаторов, так и со стороны спортсменов. И, конечно, форме велогонщиков внимание уделялось в последнюю очередь. После войны Францию наводнили серые цвета – все ткацкие фабрики работали на армию и выпускали ткани только серых оттенков, под цвет армейской униформы. Поэтому и форма велогонщиков, вышедших на старт Большой Петли, представляла собой сочетание серого и красного, серого и синего, серого и серого. После 482-километрового этапа по западному побережью Франции от Ле-Сабль-д’Олонн до Байонна, гонщики приехали на финиш насквозь вымокшими и покрытыми слоем грязи, и различить, кто есть кто, особенно зрителям, было абсолютно невозможно – все были одного серого цвета. И тогда после этапа один из сопровождающих гонку менеджеров Альфонс Боже (Alphonse Bauge) предложил организатору Тур де Франс Андри Дегранжу как-то выделить лидера генеральной классификации, чтобы его можно было узнать с первого взгляда. Дегранжу идея понравилась, и он тут же выбрал для майки лидера жёлтый – цвет страниц журнала L’Auto, спонсора гонки. Вечером того же дня Дегранж позвонил в парижскую штаб-квартиру и отдал распоряжение срочно изготовить и прислать на гонку 10 маек лидера.Первую жёлтую майку вручили без торжественных церемоний вечером в Гренобле 18 июля 1919 года Эжену Кристофу (Eugene Christophe), который лидировал тогда в генеральной классификации. Кристофу жёлтая майка особой радости не принесла и выиграть Тур де Франс не помогла. Это позже за обладание жёлтой майкой хотя бы на один день на Большой Петле будут разгораться нешуточные сражения. А Эжен Кристоф жаловался, что болельщики на обочинах свистели ему вслед и кричали: «Эй, жёлтая майка! Разве он не красавчик, канарейка?!»
На Тур де Франс 1920 года о жёлтой майке вспомнили лишь после 9-го этапа. Менялся и её внешний вид. Так, после смерти Анри Дегранжа (1940) в центре жёлтой майки на уровне груди добавили его инициалы “HD”, которые в 1969 году передвинули на рукава. Инициалы Дегранжа вернулись на переднюю часть майки в 1972, сначала их размещали слева, затем справа. Потом в угоду коммерческим интересам инициалы “HD” вообще исчезли с майки и вернулись лишь в 2003, в год 100-летнего юбилея Тур де Франс. В наши дни стилизованные инициалы основателя Тур де Франс Анри Дегранжа “HD” располагаются на жёлтой майке справа ближе к центру.
Долгие годы варианты размеров жёлтой майки лидера Тур де Франс были ограничены, и многие гонщики, не вписавшеся в размеры, предусмотренные организаторами, были вынуждены прилагать массу усилий, чтобы облачиться в лидерское одеяние. Затем появилась особая майка с молнией на спине, сделанная специально для церемонии награждения. Теперь гонщику остаётся лишь натянуть на себя рукава, а для гонки используется другая жёлтая майка.
До появления синтетических тканей жёлтая майка, впрочем, как и остальные майки участников велогонок, изготавливалась из шерсти. Вышивка стоила дорого, и поэтому единственными буквами, появившимися на майке, были инициалы Анри Дегранжа. Обладателю жёлтой майки приходилось прикалывать булавками вставку с именем спонсора команды.
Настоящая драма разыгралась в 1947, когда на Тур де Франс в качестве спонсора появилась фирма Sofil, производящая синтетические волокна. Гонщики предпочли чистую шерсть синтетике. Больше всех шерстяные майки защищал французский велогонщик Луизон Бобе, который настаивал на там, что без шерсти невозможно выдержать день по жаре и пыли. Бобе считал, что из-за добавки синтетических волокон гонщики будут слишком сильно потеть. Поэтому он отказался надеть первую жёлтую майку, в составе которой были синтетические нити. Жак Годде, организатор Тур де Франс 1947 года вспоминал: «Наш контракт с Sofil разваливался. Если бы новость просочилась в прессу, производитель был бы разорён. Я помню, как мы спорили почти всю ночь. Луизон обычно был предельно вежлив, но его принципы оказались тверды, как гранитные скалы его родной Бретани». Компромисса достичь не удалось. Годде попросил Sofil сделать майку без синтетики, хотя логотип производителя остался на жёлтой майке.
Жёлтая майка лидера Тур де Франс–2012 сделана из высокотехнологичного полиэстра и эластана и весит всего лишь 147 грамм.
Наверняка, у многих возникал вопрос, а бывало ли так, чтобы на Тур де Франс несколько гонщиков показывали одно и то же время, и кому в таком случае нужно вручить жёлтую майку лидера.
Такая ситуация сложилась в 1913, года в гонке было сразу два лидера Филипп Тис (Philippe Thys) и Жан Россиус (Jean Rossius), но тогда ещё не было жёлтой майки. После её появления в 1919 ситуация с несколькими лидерами сложилась дважды. В 1929 сразу три гонщика завершили этап до Бордо с одним и тем же временем – Николя Франц (Nicolas Frantz) из Люксембурга, французы Виктор Фонтан (Victor Fontan) и Андре Ледюк (Andre Leducq). Всем троим вручили по жёлтой майке, хотя ни один из лидеров не довёз её до Парижа. В 1931 одно время показали Шарль Пелиссье (Charles Pelissier) и Рафаэль ди Пако (Rafaele di Paco). Проблему решили, вручив жёлтую майку тому, кто быстрее финишировал днём ранее.
Согласно правилам ASO, «в случае равного счёта в общем зачёте принимаются во внимание сотые доли секунды, показанные во время этапа с индивидуальной гонкой на время. Если и после этого время гонщиков будет одинаковым, то тогда обладатель жёлтой майки определяется суммированием мест, достигнутых на каждом этапе. В крайнем случае, засчитывается место, занятое на финальном этапе».
За всю историю Тур де Франс было вручено 1 994 жёлтых майки, которые получили 270 гонщиков из 22 стран. Чаще всех жёлтую майку лидера надевали французы – 707, бельгийцы– 423 и итальянцы - 188 раз.
Наименьшее количество обладателей жёлтой майки на протяжении Тур де Франс:
Один:
1924 Боттекья (Bottecchia), 1928 Франц (Frantz), 1935 Маэс (R.Maes)
Два:
1919 Кристоф, Ламбо (Christophe, Lambot) 1921 Моттиа, Шиёр (Mottiat, Scieur) 1925 Бенуа, Боттекья (Benoit, Bottecchia) 1934 Шпайхер, Манье (Speicher, A.Magne) 1961 Дарригад, Анкетиль (Darrigade, Anquetil) 1970 Цильоли, Меркс (Zilioli, Merckx) 1972 Гимар, Меркс ( Guimard, Merckx) 1977 Тюро, Тевене (Thurau, Thevenet) 1999 Кирсипуу, Армстронг (Kirsipuu, Armstrong)
Чаше всего обладатели жёлтой майки лидера менялись на Тур де Франс 1958 и 1987 года – 8 раз, на Тур де Франс 2006 года майка лидера меняла хозяев 7 раз.
Больше всех в жёлтой майке лидера провёл: Эдди Меркс – 111 дней;
Лэнс Армстронг – 83 дня;
Бернар Ино – 79 дней;
Мигель Индурайн – 60 дней;
Жак Анкетиль – 52 дня.
За всю историю Тура 14 раз обладатели жёлтой майки лидера были вынуждены покинуть гонку:
1927 – Франсис Пелиссье (Francis Pelissier) - из-за болезни;
1929 – Виктор Фонтан (Victor Fontan) – из-за сломанного велосипеда;
1937 – Сильвер Маэс (Sylvere Maes) – сход всей бельгийской команды из-за угроз французских болельщиков;
1950 – Фьоренцо Маньи (Fiorenzo Magni) – сход итальянской команды из-за угроз французских болельщиков;
1951 – Вим Ван Эст (Wim Van Est) – из-за падения в пропасть на Обиск;
1965 – Бернар Ван де Керков (Bernard Van De Kerkhove) – сход из-за солнечного удара во время подъёма на Обиск;
1971 – Луис Оканья (Luis Ocana) – падение во время бури на Коль де Менте;
1978 – Мишель Поллентьер (Michel Pollentier) – исключён из гонки из-за попытки обмануть допинг-контроль;
1980 – Бернар Ино (Bernard Hinault) – травма колена;
1983 – Паскаль Симон (Pascal Simon) – перелом лопатки;
1991 – Рольф Соренсен (Rolf Sorensen) – перелом ключицы;
1996 – Стефан Эло (Stephane Heulot) – тенденит;
1998 – Крис Бордман (Chris Boardman) – травма головы после падения;
6 раз за всю историю Тур де Франс победителем становился гонщик, не выигравший ни одного этапа:
1922 – Фермен Ламбо (Firmin Lambot\Бельгия); 1956 – Роже Валковяк (Roger Walkowiak\Франция); 1960 – Гастон Ненчини (Gastone Nencini\Италия); 1966 – Люсьен Эмар (Lucien Aimar\Франция); 1990 – Грег Ле Монд (Greg LeMond\ США); 2006 – Оскар Перейро (Oscar Pereiro\Испания).
Жёлтая майка стала неотъемлемой частью французского Гран-тура, символом победы, желанной целью, к которой идут годами, и самое главное, её история не окончена, она всё ещё продолжается…
Cписок источников: