ДонНТУ   Портал магистров

Легенда Чехословацкого мотопрома, мотоцикл Ява

Ява (Jawa) – марка дорожных мотоциклов, производимых в Тынец на Сазаве (Чехословакия) одноименным концерном. В советские времена мотоциклы Ява считались лучшими из доступных в продаже на территории СССР.

Название мотоциклов Ява не имеет ничего общего с островом Ява. Оно является сокращением от имени владельца фабрики Франтишека Яничека (чеш. Frantisek Janecek) и от названия фирмы «Вандерер» (Wanderer), у которой предприниматель купил оборудование и лицензию на производство первых мотоциклов под маркой Ява.

Мотоцикл Ява с боковым прицепом

Рисунок 1 – Мотоцикл Ява с боковым прицепом

История

Первая модель Явы, выпускавшаяся по лицензии Wanderer с 1929 г., имела четырёхтактный двигатель объёмом цилиндров 500 см3, была достаточно сложной, дорогой и не пользовалась спросом. Успех к марке пришел с освоением в 1931 г. легкого мотоцикла с двухтактным двигателем с объёмом цилиндра 175 см3. В 1934 г. была освоена четырёхтактная Ява с объёмом двигателя 350 см3, затем двухтактная с объёмом двигателя 250 см3. В 1937 г. начался выпуск мотовелосипеда Ява-Робот.

После оккупации Чехословакии в 1938 г. завод перешел под контроль немецких властей и начал производство военной техники. Однако, разработка новых моделей мотоциклов на нём продолжилась. К концу 1944 г. предприятием были подготовлены к производству новые модели мотоциклов с двухтактными двигателями объёмом 250 и 350 см3 и задней подвеской свечного типа конструкции DKW.

После освобождения Чехословакии завод был национализирован и уже в мае 1945 г. возобновил производство мотоциклов. В 1946 г. новая модель Явы 250 произвела сенсацию на выставке в Париже, завоевав золотую медаль. За мягкость хода мотоцикл получил прозвище «Перак» (пружинящий).

В 1953 г. был начат выпуск нового семейства мотоциклов Ява с двухтактными двигателями объёмом 250 и 350 см3 и маятниковой задней подвеской. Мотоциклы производились совместно с другим Чешским предприятием CZ.

Мотоцикл Ява

Рисунок 2 – Мотоцикл Ява

В 1970 г. началось производство новой серии мотоциклов Ява 250–623 и 350–633, отличавшихся оригинальным дизайном. Мотоциклы имели хребтовую раму и двигатель с раздельной системой смазки. В 1973 г. в серию пошла модель Ява 350–634 с дуплексной закрытой рамой и новым мотором. Производство мотоциклов с объёмом двигателя 250 см3 прекратилось. После модернизации в 1984 г. модель получила индекс 638 и с небольшими изменениями продолжает выпускаться. Общее количество выпущенных мотоциклов Ява в 80-х годах превысило 3000000 шт.

Ява 350 Тип 634

Рисунок 3 – Ява 350 Тип 634

На совместном предприятии «Ява-Индия» под маркой «Езди» с 1960 года выпускались модели Ява – 250, а с 1983 года Ява – 350.

После распада СЭВ производство мотоциклов Ява резко сократилось, однако предприятию удалось остаться на плаву и сохранить производство мотоциклов оригинальной конструкции. Ассортимент моделей расширился и включает в себя мотоциклы с более мощными двигателями Rotax и Honda.

Мотоцикл в СССР

СССР был основным импортёром Явы. Всего в Советский союз было поставлено более миллиона мотоциклов разных моделей.

Одним из народных названий модели Явы 360 стало «Ява-старуха» либо просто «старуха». «Старухи» с одноцилиндровым двигателем в народе назывались «чекушки», из-за объёма 250 кубических сантиметров.

Ява 350 Тип 638

Рисунок 4 – Ява 350 Тип 638

Последняя модель Яв, поставлявшаяся в СССР в конце 1980-х, начале 1990-х – «Ява 350 638». Первая Ява 638 носила индекс 5. Она была схожа с моделью 634. Различия были новый двигатель, электрика с напряжением 12 вольт, новая передняя вилка. Переднее крыло окрашивалось в красный цвет, а заднее – в чёрный. У 634-й модели крылья окрашивались в светло серый цвет. Также на комбинации приборов лампочка нейтральной передачи получила зелёный цвет. Тахометр получил зелёную шкалу (Economic). Позже появилась Ява 350/638/00, за характерную форму задней части её ещё называли «Ява-Пенал». Ещё её называли (Банан или Белка) из-за заднего спойлера. Позже появилась Ява 350/638 с индексом 000, которая получила народное название «Люкс» или «Супер» Она отличалась выпускными трубами большей длины, а соответственно и большего радиуса изгиба, что привело за собой эффект задранных глушителей. Сами же глушители стали короче по длине (как у модели 634), и получили с внутренней стороны вмятины в районе установки амортизаторов, изменилось верхнее крепление задних амортизаторов на раме. Также изменились шильдики расположенные на бензобаке и боковых крышках. Место металлических шильдиков заняли наклейки.

Мотоспорт

Мотоциклы Ява успешно выступали в спорте, в частности в мотокроссе и шестидневных соревнованиях Эндуро. Особенно значительные успехи были достигнуты в спидвее и спидвее на льду. В 60-70-х годах XX века мотоциклы Ява с четырёхтактными двигателями были одними из лучших в мире мотоциклов для спидвея. На них выступали многократные чемпионы мира по спидвею Барри Бриггс (en: Barry Briggs), Айвен Мейджер (en: Ivan Mauger), Оле Ольсен (en: Ole Olsen) и многие другие спортсмены. На мотоциклах Ява неоднократно становились чемпионами мира по спидвею на льду советские и российские гонщики Габдрахман Кадыров, Сергей Тарабанько, Анатолий Бондаренко, Николай Красников и другие. Российская сборная команда по спидвею на льду продолжает использовать мотоциклы Ява.

Мотоцикл Ява для спидвея

Рисунок 5 – Мотоцикл Ява для спидвея

Список использованых ссылок

Текст и картинки взяты с:

  1. Ява (мотоцикл).
  2. История легенды.