Автор: Харченко В. А., Бакаленко В. С.
Источник: Инновационные перспективы Донбасса — 2015 / Материалы международной научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых — 20–22 мая 2015 — Донецк, ДонНТУ — 2015, с. 65–68.
Харченко В. А., Бакаленко В. С. Эффективность инновационных процессов. Изучены типы и критерии инноваций в современных условиях хозяйствования, указаны основные аспекты инновационной деятельности, обобщена сущность показателей оценки инновационных решений
В современных рыночных реалиях актуальной проблемой для предприятий остаётся проблема выживания в конкурентной среде, решением которой является развитие и внедрение инноваций.
Цель данной работы заключается в обобщении показателей оценки инновационных решений.
Вопросам экономического обоснования инновационных решений посвящены многие научные публикации. Анализ отдельных трудов [1-6] приведен в данной статье.
В процессе создания инновационных технологий объем внутренних затрат (на исследования и разработки) увеличивается значительными темпами, превышая темпы роста созданных технологий. При формировании инновационных проектов нужно определиться с типом инноваций — «новое» или «принципиально новое», со способом разработки технологий (внешнего заимствования (приобретенные разработки), внутреннего наращивания (собственные) или совместные).
Как отмечают И. В. Штефан и Т.В. Лутченко [4], на рынке на «принципиально новое» среди инноваций приходится не более 4% (это новые способы ведения коммерческой деятельности); по 2% на такие типы инноваций, как новый товар, новый старый товар, новый рынок. Среди «нового» для предприятий по 25% рыночной доли занимают усовершенствование изделий и расширение товарной линии, далее следует новая производственная специализация и проникновение на новые рынки (15% рынка) и 10% отводится такому типу инноваций, как сокращение издержек.
В соответствии с рекомендациями ЮНИДО (организация объединенных наций по промышленному развитию) в зарубежной практике применяются следующие показатели оценки эффективности инновационной деятельности [3]:
Не только «хорошие» показатели ЮНИДО делают инновацию востребованной. Наиболее успешные инновации представляют собой новые маркетинговые концепции, связанные с поиском новых групп потребителей, новых способов ведения коммерческой деятельности, новых способов применения старых товаров [4].
Большое значение в процессе реализации инновационных программ имеет изобретательская деятельность. При этом следует различать изобретения и инновации: изобретения — это новый продукт, а инновация — новая выгода. Именно в новой выгоде нуждаются потребители.
Можно выделить четыре критерия, которые свидетельствуют о том, что новый продукт стал удачной инновацией:
В последнее время на промышленных предприятиях особое внимание должно уделяться таким аспектам инновационной деятельности:
Большинство из инновационных разработок предлагают потребителям изделия с более высокими техническими характеристиками. Улучшение параметров изделий должно согласовываться с предполагаемыми заказчиками этих изделий.
Оценка работы подразделений предприятий, перед которыми поставлены инновационные цели и задачи, осуществляется на основе ряда показателей, которые подробно рассмотрены А. О. Войтом [2]. Данные показатели обобщены и показаны на рисунке 1.
Следовательно, эффективность инновационных решений зависит от ряда взаимозависимых факторов. Важное значение при оценке целесообразности осуществления инновационного проекта в сфере научно-технического производства занимает экономическая эффективность проекта, как сопоставление затраченных ресурсов и полученных результатов. Инновационные решения включают вопросы быстрого внедрения инноваций, удовлетворения спроса на нововведения, увеличения дохода предприятий, а также вопросы стратегического планирования в области использования основных фондов, разработки производственной программы. При выборе инновационных решений необходимо ориентироваться на рынок, поддерживая не краткосрочные выгоды, а долгосрочную перспективу развития предприятия.
1. Греченюк О. Н. Оценка эффективности инновационного процесса в региональных экономических системах / О. Н. Греченюк // Креативная экономика. — 2011. — № 11 (59). — с. 10–16.
2. Войт А. О. Экономический анализ научных и инновационных процессов / А. О.Войт // Современные наукоемкие технологии. — 2009. — № 7 — с. 70–74.
3. Смирнова А. Н. Особенности оценки эффективности инновационной деятельности предприятия / А. Н. Смирнова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/070411/22.html.
4. Штефан И. В. Повышение эффективности инновационных процессов в крупных объединениях / И. В. Штефан, Т. В. Лутченко // Инвестрегион. — 2009. — № 3. — с. 38–41.
5. Фаенсон М. И. Инновационный менеджмент: Учебн. пособие / М. И. Фаенсон. — М.: МГУП, 2002. — с. 100
6. Лагирев А. А. Теоретические аспекты экономического обоснования инновационной деятельности предприятия / А. А. Лагирев [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3240