Автор: Коробицына К. А. Неоязычество как возрождение языческой веры / К. А. Коробицына // Сумма философии.№ 7. – Екатеринбург: Изд‐во Урал. ун‐та, 2007. – С. 124–127.
Коробицына К. А. Неоязычество как возрождение языческой веры Исследуются причины популяризации неоязыческих движений. Рассматривается славянское неоязычество.
В современном мире нельзя не заметить возросшую актуальность новых религиозных течений, немалую долю в которых занимает так называемое неоязычество.
В основном под неоязычеством понимают новые религиозные движения, сконструированные на основе верований, пантеона божеств, символов, практик и других элементов древних языческих религий.
Часто неоязычество приравнивают к сатанизму или отмечают родство с ним, а также включают сатанизм в его состав. Однако большая часть неоязычников отрицает связь с сатанизмом по той причине, что сатанисты не признают существования божеств – их религия эгоцентрична – и они нередко практикуют черную магию.
Что привлекает людей в этом движении?
Существует множество различных причин, побуждающих людей вступить
в ту или иную неоязыческую общину; но наиболее часто выделяют следующие:
1) Возросший интерес к национальной культуре (поиск национальных
корней и национальной идеологии, восстановление национального
самосознания);
2) Интерес к мифу; изучение мифов (неоязычество в большей степени
возникает не в сельской, а в академической среде);
3) Противопоставление христианству как чуждой, заимствованной
религии (включая и проявления антисемитизма и национализма);
4) Отторжение неких существенных моментов христианской
ментальности, в частности представления о греховности человека,
необходимости смирения и страха Божия (особенно в современную эпоху);
5) Тесная связь неоязычества с оккультизмом, магией и народным
целительством, сильно привлекающие людей;
6) Осознание экологических проблем, вставших перед нашей
цивилизацией во весь рост, а также активное стремление противодействовать
негативным тенденциям в развитии общества: урбанизации, нездоровому образу жизни в мегаполисе, отчуждению от природы и другим.
Помимо этого существует мнение, что к неоязычеству людей приводят скука, пресыщенность, невостребованность, извечное желание чуда; или же стремление к обретению власти, здоровья, богатства, успеха, но не посредством длительного напряженного труда или развития своих талантов, а путем быстрого и легкого применения тайных знаний.
Неоязычество быстро распространилось по Европе, России, США и другим странам мира, чему способствовало и многообразие его течений.
Трудно классифицировать эти направления, так как почти у всех групп неоязычников наблюдается один и тот же набор идиологем: единство с природой, ощущение себя как часть Сущего, экологизм и толерантность. Кроме того, ритуальные практики всех этих течений основаны на идентичных способах применения магии, эзотерических знаний, медитации и других.
На Западе наиболее распространенными считаются такие культы, как Асатру, Викка, Друиды.
Последователи культа Асатру используют элементы дохристианских религий Скандинавии, поклоняясь таким богам, как Один, Тор, Фрея, Фригг и другие. Наиболее распространенное культовое действие – принесение жертвы богам (в древности – животное; а сейчас – пиво, сок или медовый напиток). Кроме того, произносятся различные тосты‐приветствия в честь богов, древних героев или своих предков; или же рассказы, стихи, песни. Последователи культа Асатру отвергают любую форму дискриминации и призывают всех следовать девяти благородным заповедям: мужеству, правде, чести, преданности, дисциплине, гостеприимству, предприимчивости (трудолюбию), уверенности в себе, стойкости.
Одной из самых репрезентативных, недавно возникших реконструкций культовых верований, новообразований, синкретически вобравших в себя черты оккультизма, язычества и присущего современному западу атеизма, является религиозное движение «викка», иногда называемое «белое ведьмовство». Викка использует символику, сезонные праздники, верования и пантеон древних кельтов. Кроме того, в ней находят отражение некоторые практики таких этнических групп, как скандинавская, уэльсская, греческая, итальянская, финно‐угорская, литовская и другие. К ним прибавились масонские и магические компоненты, взятые из практик последних веков. В отличие от других течений неоязычества, викка не основана на догмах. Нет единого лидера или пророка, нет и викканской Библии или литературы, содержащей откровения и абсолютные истины. Викка представляется ее теоретиками как динамичная доступная система практик, овладение которыми позволяет каждому индивиду лично почувствовать божественную сущность.
Отлично от вышеуказанных культов современное движение друидов. Большинство современных друидов связывает истоки своей религии с древними кельтами, заимствуя их основные идеи. Движение друидов неоднородно: выделяются различные группы и сообщества, ставящие перед собой различные цели и задачи. Наиболее крупные движения – Орден Бардов, Оватов и друидов, Британский Орден друидов, Арн Ри‐Охт Фейн (Arn Draiocht Fein, ADF – в вольном переводе – «наш собственный друизм»). Современный друизм отличается от религии друидов, живших много веков назад, так как на протяжении всей своей истории он видоизменялся и приспосабливался к новым условиям. Современные идеи друизма пополняются благодаря археологическим и историческим исследованиям.
Фундаментальным требованием сегодняшнего века является стремление найти личную гармонию и равновесие посреди всевозрастающего технологического и культурного хаоса, а также достигнуть экологического равновесия с нашей Матерью‐Землей. Экологическая направленность друизма, в котором всегда одухотворялись и считались священными деревья, камни, реки, озера, холмы и горы, приводит к тому, что некоторые группы друидов восстанавливают на близлежащих участках священные площадки, на которых они осуществляют духовную практику и которые сохраняют.
Интерес к славянскому язычеству начал особенно возрождаться в начале двадцатого столетия, когда была найдена «Велесова книга». Книга была обнаружена во время гражданской войны в разгромленной усадьбе Куракиных под Орлом полковником Федором Изенбеком в виде деревянных дощечек с нанесенными на них непонятными письменами. Изенбек вывез дощечки за границу, в Бельгию, где большую часть текста переписал писатель Юрий Миролюбов. Он же попытался сделать перевод. Однако после смерти Изенбека дощечки обнаружены не были, так что текст книги существует только в копии Миролюбова, что позволяет сомневаться в его подлинности. На вопрос о подлинности «Велесовой книги» нет общего мнения даже у неоязычников. Некоторые из них вообще полагают, что язычество передавалось посредством устной традиции, в отличие от «семитских» религий, основанных на сакральных текстах.
В отличие от Запада, русские неоязыческие группы, как правило, организованны по национальному и территориальному признакам. Единого руководства нет – общины автономны, хотя и входят в состав национальных объединений. Неоязыческие течения в России весьма разнообразны, так как неоязычество находится еще в стадии становления, и в нем отсутствуют жесткие традиции и система каких‐либо догматов. Наиболее крупные неоязыческие объединения в России – «Союз Венедов», «Велесов круг», Московская Славянская Языческая Община и другие.
Одними из основателей русского неоязычества стали Валерий Емельянов и Алексей Добровольский (Доброслав). Первый большой слет российских неоязычников состоялся в 1993 году во время Купальского праздника в деревне Весенево, где жил Алексей Добровольский. В 1995 году на этот праздник съехались уже пять языческих общин. А 19 июля 1997 года, во время Праздника Перуна, прошел большой съезд язычников в Калуге, где было принято решение о создании «Союза Славянских Общин».
Традиционно славяне поклонялись многим богам, что и повторяют современные русские неоязычники. Но некоторые современные языческие группы поклоняются не только исконно русским богам, но и божествам индусов, переименовывая их на свой лад (например, Крышень – Кришна и Вышень – Вишну) или германскому богу Тору. Кроме того, многие язычники не считают себя политеистами. Они верят, что есть лишь один истинный бог, а все другие – просто проявления этого верховного божества.
Неоязычники ежегодно отмечают множество праздников, связанных с природными явлениями и ключевыми моментами сельскохозяйственного года. Например, праздник Купалы, символизирующий объединение противоположных стихий и энергий на основе любви, а не борьбы. Каждый праздник имеет свои обряды, ритуалы и игры, которые могут отличаться от региона к региону.
Помимо всего прочего нельзя не отметить склонность славянских неоязыческих групп к национализму. Большинство из них верит, что каждая нация имеет своих собственных богов и должна поклоняться только им. Христианство же для них – религия евреев, не имеющая никакого отношения к славянским народам. Некоторые российские языческие группы имеют еще и сильную политическую окраску (например, «Русское Национально освободительное Движение», основанное Доброславом в 1994 году). Они убеждены, что России суждено быть сильным государством, и стремятся его укрепить, устраняя те влияния, которые разлагают общество. Таким образом, современным русским неоязыческим течениям присуща идея возрождения великой державы путем возвращения к своим национальным верованиям и возрождения чистоты славянской расы.
Подводя итог представленного выше, можно сказать, что повышенная актуальность возрождения древних языческих верований и многообразие неоязыческих течений в современном мире указывают на важность и непроходящее значение язычества в религиозной и культурной жизни общества; на сохранение этого древнего пласта культуры в современности, и является подтверждением язычества как важного культурного феномена нашей эпохи.