Ведение эффективного бизнеса требует от руководства предприятия понимания того, что конструктивные решения и обоснованное управление – главные задачи успешности предпринимательской деятельности. В настоящее время в связи с нестабильностью условий осуществления деловой активности процессу обоснования управленческих решений следует уделять особое первоочередное значение.
Решение – совокупность воздействий на объект, для достижения поставленной цели [1, с. 25] – основополагающий фактор для стабильного функционирования и развития фирмы. Важность обоснования решений заключается в том, что в практике хозяйствования лишь малое количество бизнесменов в состоянии принять эффективные решения и проконтролировать их работу на практике.
Цель работы: определение основных акцентов в сфере принятия и реализации управленческих решений на уровне субъектов хозяйствования.
Следует подчеркнуть, что любое управленческое действие связано с процессом обмена информацией, поступающей из внешней среды, либо из внутренних объектов управления, с последующей ее обработкой и выдачей конкретного решения [2, с. 113]. Следовательно, необходимо понимать, что любой такой цикл на предприятиях должен быть замкнутым. Только в таких условиях принятые решения будут правильными и действенными.
В процессе принятия управленческих решений необходимо учитывать следующие аспекты: вид деятельности предприятия; глубину и ширину рынка, на котором оно функционирует; тип сотрудников и влияние человеческого фактора; объёмы и качество выпускаемой продукции.
Также важным фактором является доверие: руководства к подчиненным и подчиненных к руководству. Именно это залог упрощенного процесса принятия решений и качественного их выполнения. Плановый и регулярный контроль за выполнением принятых управленческих решений – необходимый фактор. Эта управленческая функция помогает на ранних стадиях выявить проблемы предприятия и скорректировать экономическую и другие виды деятельности.
Важность осуществления контроля за выполнением принятых решений подчеркивается и в проанализированной коллективной работе [3], в которой авторы выделяют этапы процесса принятия решений, среди которых:
Выявление проблемы или ситуаций, требующей изменений;
Анализ информации, факторов и условий функционирования;
Разработка управленческого решения (индивидуально руководителем, группой или с помощью экспертов);
Принятие решения и осуществление контроля за выполнением необходимых мероприятий.
Большинство ошибок в процессе принятия решений возникает из-за отсутствия компетентности руководства [3, с. 39-40]. Для лучшего функционирования предприятия и принятия эффективных решений, предприниматели и управленцы должны: обладать знаниями в определённой сфере деятельности, уметь пользоваться достижениями НТП, последовательно внедрять инновации, рационально распределять ресурсы, иметь лидерские качества, логичность и системность мышления, уметь решать производственные конфликты.
Следует подчеркнуть ряд правил, согласно которым необходимо принимать решения:
решение должно состоять из достижимых целей;
решение должно быть принято своевременно;
решение должно вписываться в реальные объёмы затрат, выделенные на реализацию необходимых мероприятий;
решение должно предполагать возможность контроля управленцем за его выполнением;
решение не должно противоречить законодательству;
решение должно быть гибким, для того, чтобы его можно было скорректировать в процессе изменения внутренних или внешних факторов;
решение должно быть логичным и непротиворечивым.
Стандартный процесс принятия решения требует жесткой дисциплины и профессионализма от всех работников предприятия. Данный пункт очень часто недооценивается в системе функционирования бизнеса и несет в себе проблемы, связанные с коммуникациями и передачей информации внутри предприятия.
Таким образом, процесс принятия управленческих решений – это последовательный учёт различных аспектов хозяйствования и неукоснительное соблюдение правил принятия решений на всех этапах их генерирования. Обоснованность управленческих решений на микроуровне зависит, во-первых, от профессионального подхода управленческого персонала предприятия к данному процессу, во-вторых, от использования системного подхода к принятию и реализации управленческих решений с акцентом на выполнении контрольных управленческих функций.
Список литературы:
Спирина Т.В. Обоснование предпринимательского выбора управленческих решений / Т.В. Спирина, О.В. Косьмина // Kant. – 2012. – №2(5). – С. 25-28.
Ягунова Н.А. Особенности технологии принятия управленческих решений на предприятии / Н.А. Ягунова, Н.А. Невский // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2013. – №5(49). – С. 112-115.
Алтухова А.Л. Особенности процесса принятия управленческих решений в организации / А.Л. Алтухова, А.Л. Алтухов, А.В. Леонова, А.В. Овсянников // Омский научный вестник. – 2014. – №3(129). – С. 35-40.