Автор: Игнатьев О.
Источник: Зарубежное военное обозрение. - 2010. - №12. - С. 45-52
По взглядам военных специалистов НАТО, беспилотные летательные аппараты (БЛА) уже сейчас стали незаменимыми средствами для командования альянса при решении различных задач оперативного и тактического уровня на ТВД. По оценкам экспертов блока, к современным БЛА предъявляется ряд требований. В частности, они должны: обладать способностью продолжительное время находиться в указанном районе, выполнять воздушное патрулирование в режимах максимальной дальности и продолжительности полета, выходить в район решения задач (на цели, объекты) с боевой нагрузкой; иметь высокую степень готовности к использованию, безаварийности (или сведение к минимуму количества аварийных ситуаций при взлете и посадке); иметь высокий маневренный потенциал (скорость, быстрота действий, боевая устойчивость), способный обеспечивать эффективные боевые действия; иметь запас продолжительности полета после возвращения из района оперативного предназначения.
БЛА со специальной полезной нагрузкой могут использоваться для: ведения видовой разведки, наблюдения, обнаружения, опознавания и сопровождения объектов (целей); обеспечения двусторонней и радиорелейной связи; ведения радио- и радиотехнической/ радиоэлектронной разведки (Р и РТР/ РЭР), радиоэлектронной борьбы (РЭБ); обнаружения фактов применения химического, биологического, радиологического и ядерного оружия; доставки грузов; участия в информационных операциях; решения задач поиска и спасения; непосредственной авиационной поддержки; участия в воздушно-наступательной операции; контроля состояния окружающей среды.
По мнению военных экспертов альянса, для того чтобы отвечать таким требованиям и быть максимально эффективными для командования, особенно в условиях быстро меняющейся обстановки, необходимо чтобы БЛА стали оперативно совместимыми. В настоящее время большинство используемых в НАТО систем беспилотных летательных аппаратов не отвечают требованиям оперативной совместимости, при этом некоторые из них являются совершенно непригодными для действий в составе коалиционных группировок войск (сил).
Имеющиеся на вооружении стран-членов блока БЛА приобретались непосредственно руководством каждой из этих стран и поэтому уникальны и специфичны. Унификация оборудования и программного обеспечения БЛА могла бы стать решением задачи оперативной совместимости и оказаться обоснованной с экономической точки зрения, однако является недостаточной для решения оперативных задач. Чтобы обеспечить оперативную совместимость БЛА, требуется внедрение единых стандартов для ключевых системных узлов и программных функций. Разработанные оперативные требования и утвержденные положения замысла проведения предстоящей операции (действий) позволят определить и установить требуемый уровень оперативной совместимости использования конкретных типов БЛА.
В настоящее время государства - члены НАТО для решения задач разведки, наблюдения, обнаружения и опознавания объектов (целей) располагают значительным парком беспилотных летательных аппаратов. Что касается возможности размещения на борту и применения средств поражения, то на сегодняшний день только США, Великобритания и Израиль имеют такие БЛА. В связи с тем что до сих пор не урегулированы вопросы, связанные с их боевым применением, руководство альянса в ближайшем будущем основное внимание сосредоточит на их использовании для решения задач разведки, наблюдения и целеуказания. Перспективным является также решение задач, связанных с подавлением ПВО противника. Этому способствуем их небольшие (по сравнению с пилотируемыми ЛА) размеры, что позволяет снизить заметность (эффективную отражающую поверхность) для наземных технических средств ПВО противника.
В долгосрочной перспективе руководство альянса предполагает реализовать один из двух подходов к использованию боевых БЛА. Первый позволит применять их совместно с пилотируемыми ЛА для нанесения групповых ударов с воздуха по войскам (силам) и объектам противника. Второй предусматривает возможность их использования совместно с разведывательными БЛА (или ЛА) без боевой нагрузки. Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки.
В качестве примера можно привести планируемую концепцию применения БЛА при решении задач обнаружения и уничтожения целей (объектов) противника. При этом аппарат без средств поражения ведет наблюдение, а в случае обнаружения объектов (целей) противника в минимальные сроки осуществляет целеуказание. Одновременно в районе наблюдения находится в готовности к применению оружия ударный БЛА. При получении сигнала об обнаружении объекта противника его бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) запрашивает разрешение на возможность проведения атаки, которое поступаем на пульт управления оператора. Последний подтверждает готовность к пуску и разрешает применение оружия. При этом БЛА, решающий задачи наблюдения, должен иметь возможность длительное время находиться в районе и передавать точные данные об объектах противника по запросу.
Соглашение НАТО 4586 по стандартизации. Данный документ (далее Стандарт) определяет набора правил (утвержденных согласований), которые будут реализованы при выработке необходимых и выполнимых требований к БЛА в соответствии с замыслом проведения предстоящих операций (действий). Это может быть достигнуто путем использования стандартизированного оборудования в системе управления БЛА, что обеспечит взаимодействие с различными его системами и С4I, интеграцию сигналов полученных от разных источников и, что очень важно, оперативную совместимость существующих систем для обеспечения сетецентрических операций (войн).
Системы БЛА и С4I, как объединенные элементы в сетецентрических операциях, должны обладать способностью взаимодействовать через маршрутизируемую сеть, в которой беспилотное средство рассматривается как оконечный элемент общей сети. Это позволит разместить аппаратные компоненты систем БЛА и С4I на различных участках сети.
Предполагается, что регулирование вопросов, касающихся безопасности совместного использования БЛА различного типа потребует проведения дополнительной их сертификации. Принятые стандарты позволят решить данную проблему, и различные варианты использования БЛА могут быть сертифицированы в минимальные сроки. В целом утвержденные в соответствии со стандартами правила использования БЛА повысят эффективность действий группировки войск (сил) и позволят достичь поставленных целей.
Функциональная архитектура системы управления БЛА должна обеспечивать оперативную совместимость оборудования новых и устаревших типов аппаратов в сложных и быстро меняющихся условиях обстановки.
Стандартом оговариваются следующие допущения и ограничения: функциональные элементы и интерфейсы системы не обязательно должны располагаться вместе; технические требования были разработаны независимо от национальных концепций ведения операций; предусматривается взаимосвязь интерфейсов систем управления БЛА и управления воздушным движением, что обеспечит координацию действий в контролируемом воздушном пространстве.
По мнению военных экспертов блока, скоротечность событий современною боя требует изменять (ставить) полетное задание БЛА и предоставлять разведывательные данные командованию в реальном (или близком к реальному) масштабе времени
Наиболее распространенной формой постановки задач использования стратегических БЛА является типовой приказ на выполнение задач авиацией, который объединяет все задачи для пилотируемых и беспилотных машин, участвующих в проведении операций группировок многонациональных войск (сил) с одновременным привлечением нескольких видов вооруженных сил. Приказ включает положения руководящих документов ОВС НАТО ("Сборника по вопросам обработки данных" - далее сборник), которые могут быть очень объемными, сложными и не всегда применимыми к постановке задач БЛА. Однако в этих документах имеются положения, которые не связаны с формой приказа и могут быть использованы для постановки задач отдельным БЛА или определения им вариантов полезной нагрузки.
Процесс контроля воздушного пространства (КВП) предполагает его деление на участки (или зоны) и наблюдение за воздушными целями, находящимися в нем. КВП в интересах вооруженных сил осуществляется посредством специально принятых процедур и использования технических средств, которые определяют участки (или юны) воздушного пространства, их площади и границы, а также специальные правила для использования воздушных сегментов (или секторов) этих участков, и при этом обеспечивают опознавание воздушных целей. Контроль вводится в действие на определенное время Приказом по КВП (далее приказ), который соответствует положениям основных руководящих документов (сборника). Приказ составляется исходя из возможного характера действий авиации и установленных требований к использованию воздушного пространства объединенными ВВС и ПВО НАТО (АСУ "Аккс"), другими видами ОВС блока (не связанных с АСУ "Аккс"), а также в соответствии с заявками гражданских организаций, с учетом заданных ограничений на использование этого воздушного пространства. Приказ предусматривает классификацию и опознавание в заданном воздушном пространстве всех типов летающих платформ - пилотируемых и беспилотных, самолетов и вертолетов. В целях обеспечения решения задач авиации в указанный период времени приказ определяет структуру (размеры) участка (зоны) воздушного пространства и способ его использования для организации различных действий авиации в течение 24 ч (стандартного периода времени действия Приказа). Поэтому в интересах планирования полетных заданий БЛА требуется указание в распоряжении ограничений, касающихся полетов этих средств на маршрутах и в районах их использования.
При необходимости пересечения аппаратом контролируемого воздушного пространства (особенно это характерно для стратегических БЛА) составляется план его полета в соответствии с требованиями руководящих документов (сборников по полетной и аэронавигационной информации) и основными правилами обмена полетной информацией при нахождении в каждом предназначенном для этого специальном районе воздушного пространства.
Как известно, международная организация гражданской авиации (ИКАО) издаёт перечень правил, определяющий содержание всех обязательных сообщений (докладов), которые необходимо представлять в органы УВД перед, во время и после выполнения полета. Сообщения (обязательные доклады) могут быть переданы в электронном виде. Голосовые и бумажные формы сообщений не используются интерфейсом системы управления и контроля БЛА, поэтому далее будут рассмотрены только электронные сообщения.
В соответствии с правилами ИКАО БЛА могут быть оборудованы системой предупреждения о столкновении в воздухе. Вместе с тем стандарты не предписывают обязательного использования таких устройств, потому что они не будут востребованы для некоторых видов БЛА (например, для малых, миниатюрных и микроразмерных), но рекомендуется использовать формат ИКАО.
Между системами БЛА и С41 может быть осуществлен обмен информацией о противнике и сложившейся тактической (боевой) обстановке на поле боя. Этот информационный канал создается и поддерживается через отправку и прием сообщений с использованием правил (команд), определенных в сборнике, при этом отдельно передастся "Донесение по противнику" и "Донесение по своим силам".
Оператору БЛА может потребоваться изучить полученные изображения и разведывательные данные, имеющие отношение к району операции и полученные от систем С4I. Такие вспомогательные материалы могут быть необходимыми, например, для детального планирования задач БЛА или анализа (расшифровки) полученных изображений (фото, видео). Вероятно, эта информация может быть получена из многочисленных хранилищ фото- и видеоматериалов, имеющихся в распоряжении стран - членов НАТО.
Ситуация с возможным применением противником ядерного, радиологического, биологического и химического оружия контролируется с помощью специальных систем, при этом сиг нал опасности передается в установленной форме сообщениями всем подразделениям на поле боя. Часть БЛА могут оснащаться датчиками (сигнализаторами), способными определить факт применения противником ОМП и оповестить об этом свое командование.
Целеуказание артиллерии. БЛА может быть задействован для поддержки действий артиллерии, обеспечивая при этом решение задач корректировки огня. Обмен необходимой информацией будет происходить между системами управления БЛА и артиллерии. Для этих целей в сборнике содержатся специальные сообщения. Например, при получении сообщения "Артиллерийская разведка целей - Запрос на информацию о целях" запрашивается информация о целях отдельно или непрерывно. Другой пример сообщение по линии "Артиллерийская разведка целей - Донесение о целях для артиллерии", когда передается информация о целях в интересах боевого применения артиллерии.
Информация о метеорологических и других условиях окружающей среды необходима для планирования использования БЛА. Это, в частности, данные о силе и направлении ветра, видимости, существующих и прогнозируемых опасных погодных явлениях, состоянии атмосферы (наличие турбулентности), характере облачности, высоте верхней и нижней границ облаков, плотности и влажности воздуха, атмосферном давлении и загрязненности атмосферы. Они предоставляются путем передачи специальных сообщений (форма сообщений содержится в сборнике) или через международную сеть по обмену данными о метеорологической обстановке.
Основными элементами планирования применения аппарата являются: расчет маршрута полета, выбор варианта загрузки, определение каналов передачи данных (включая планирование использования частот), установление порядка экстренного возвращения БЛА в случае возникновения непредвиденной ситуации. Необходимо подробно изучить характер и районы ведения боевых действий, возможные угрозы, расположение средств ПВО и меры безопасности при их преодолении.
Предварительное (заблаговременное) планирование задач может быть обеспечено через интерфейс систем C4I в виде "Плана задания БЛА" (далее план), который разработан другой системой планирования. При этом планирующему органу потребуется также информация о лётно-тактических характеристиках всех типов намечаемых к использованию БЛА для осуществления расчетов энергетических затрат, вариантов полезной нагрузки и др. Составление предварительного плана потребует знания характеристик средств ПВО преодолеваемых БЛА и планов других участников воздушного движения в конкретном районе воздушного пространства. Кроме того, планирующий орган может предоставить распечатанную инструкцию по вариантам загрузки БЛА (например, тип и количество заправляемого топлива, установленные датчики, специальный вариант загрузки, ориентированный на выполнение конкретной задачи, частоты используемых каналов связи). Если потребуется, то должна существовать возможность составления плана или его отдельных элементов с использованием интерфейса "оператор БЛА - ЭВМ" в виде печатной или электронной копии.
План должен быть направлен по различным адресам, в том числе: органу, отвечающему за постановку задач, немедленно после его разработки для исключения возникновения конфликтных ситуаций и срыва утверждения плана; системам БЛА, которые могут решать задачи плана в автоматическом режиме (через интерфейс канала передачи данных); другим БЛА для передачи управления через интерфейс канала передачи данных или напрямую через интерфейс системы управления и контроля.
В идеальном случае один и тот же формат может быть использован для любого из вариантов передачи данных плана. Однако не всем адресатам потребуется полный вариант плана. Для таких систем будет возможным выбирать только необходимые его положения.
Планирование маршрута полета может быть осуществлено с помощью системы подготовки полетного задания или получено от других планирующих органов. Такими органами могут быть штабы, другие системы управления БЛА или планирующие организации среднего звена.
Полетное задание, полученное из штаба, может содержать уточнения тактической информации (в виде инструкций с последующим включением их в план) для эскадрильи БЛА, находящейся на передовой оперативной базе, с тем чтобы сориентировать операторов БЛА относительно текущей обстановки на поле боя. Инструкции могут быть очень подробными, когда требуется информация о конкретной цели, или для решения задач рекогносцировки, наблюдения, обнаружения целей, разведки и точного определения района проведения операции (действий).
План маршрута включает координаты промежуточных пунктов маршрута (ППМ), при достижении которых БЛА могут решать различные задачи в соответствии с заданным алгоритмом действий. Схема и профиль полета в плане маршрута могут быть представлены как последовательно соединенные ППМ с указанием в каждом из них высоты, направления, скорости полета и инструкций.
Планирование загрузки заключается в определении варианта загрузки, соответствующего поставленной задаче. Выбранный вариант будет включен в план загрузи БЛА и согласован с ППМ маршрута. При планировании вариантов загрузки необходимо учитывать влияние полученных значений центровки (определяется объемной и весовой компоновкой ЛА) на эксплуатационные характеристики БЛА, как летающей платформы, действующей в очень специфических условиях обстановки.
Данное планирование включает определение каналов связи, диапазонов и частот, предполагаемых к использованию и предварительное согласование с системами C4I. Обмен данными между БЛА, контролирующим органом и оператором должен происходить в реальном масштабе времени без искажения информации.
В случае отказов в работе систем, потери связи или при срочной отмене задания, необходимо предусмотреть возвращение БЛА из экстренной ситуации в автоматическом режиме с соблюдением правил безопасности полетов. При этом на земле выбирается подходящий вариант безопасного возвращения БЛА (например, определяется программированный полет аппарата к месту экстренной посадки или точке возврата). Меры безопасности определяются на стадии планирования полетного задания и выбираются в соответствии с вероятностью попадания БЛА в сложные ситуации.
Когда управление БЛА передается от одной системы управления БЛА к другой, необходимо будет обеспечить распределение между этими системами различных данных до, во время и после передачи управления. Подробный алгоритм и выбор необходимых данных для их передачи должны соответствовать положениям концепций применения сил (войск) НАТО и национальных ВС стран - членов блока. Процесс передачи данных между несколькими натовскими странами должен соответствовать требованиям технических процедур, принятых в альянсе.
В интересах обеспечения гибкости передачи управления необходимо заблаговременно согласовать оперативные процедуры и конструктивные особенности БЛА. Обмен необходимыми данными и (или) координационными сообщениями для передачи управления будет осуществляться через систему управления в ходе планирования или выполнения задания БЛА.
Для обеспечения процесса передачи управления потребуется задействование различных видов сообщений с использованием голосовой связи и с помощью обмена данными. Кроме того, взаимодействующие с БЛА системы C4I должны быть информированы о времени и месте передачи данных, обеспечивающих передачу управления.
Данные, поступающие от БЛА, могут передаваться в различных форматах, зависящих от типа установленных на нем датчиков. Для унификации формата передачи этих данных будут использованы действующие международные стандарты (НАТО или коммерческие). В связи с высокими темпами изменения технологий невозможно охватить все действующие и перспективные типы датчиков, устанавливаемых на БЛА. Поэтому в настоящее время рассматриваются наиболее общие типы датчиков и определенные системы управления.
Система управления БЛА будет обеспечивать различные системы С4I информацией о боевой загрузке аппарата, ходе выполнения, достигнутых результатах, степени завершенности и окончании задания. Эти данные могут предаваться по требованию или по необходимости во время полета БЛА, на этапе завершения задания или при выполнении аппаратом расчетных этапов полетного задания.
В обеспечении функционирования системы БЛА человек (оператор) играет главную роль, заключающуюся в организации процесса планирования, подготовки и использования системы управления, оценки результатов и эффективности действий БЛА. Кроме того, интерфейс "оператор БЛА-ЭВМ" в архитектуре системы управления считаемся главным. Для выбора и сертификации такого интерфейса, а также для организации процесса обучения на нем операторов должны быть разработаны специальные программы. Процедуры использования БЛА в интересах действий группировок сил (войск) альянса должны быть разработаны и утверждены специалистами соответствующих агентств. Для интерфейса "оператор БЛА-ЭВМ" важным является решение задач стандартизации, сопрягаемости и оперативной совместимости. Важно чтобы все элементы разработанных процедур были подготовлены, опробованы на практике, изучены и обеспечивали бы непрерывный процесс контроля со стороны оператора.
Участие человека позволяет полностью реализовать возможности БЛА и определить их тактическую пригодность, а также решать задачи тылового, технического обеспечения и обслуживания БЛА в местах их развертывания, в том числе в неблагоприятных условиях обстановки.
По мнению военных специалистов НАТО, границы эффективности использования БЛА на тактическом уровне расширяются с появлением новых технологий, особенно в направлениях миниатюризации и модульности оборудования, повышения мощности силовой установки аппарата. Поэтому дать четкое определение "тактическому БЛА" весьма затруднительно. В связи с большим количеством возможных критериев выбора характеристик этих боевых средств невозможно сделать четкое разделение их на "тактические", "оперативные" и "стратегические".
Основными требованиями, предъявляемыми к тактическим БЛА, являются: использование на корпусном и более низком уровне; решение поставленных задач в сложных условиях обстановки на ТВД; взлет (старт) с неподготовленных площадок; использование дистанционного управления или автоматического режима полета в соответствии с заданным планом; многократность применения, а в случае однократного использования аппарат не должен подвергать опасности жизнь операторов; небольшие массовые и геометрические характеристики; соответствовать требованиям живучести; выполнение полета в диапазоне средних скоростей и от малых (предельно малых) до средних высот; мобильность и высокая маневренность.
Таким образом, БЛА рассматриваются руководством НАТО в качестве одного из важнейших средств повышения боевых возможностей вооруженных сил блока. При этом главной целью является создание и оснащение вооруженных сил альянса беспилотными летательными аппаратами, способными решать на качественно новом уровне широкий круг боевых задач и добиться существенного снижения боевых потерь личного состава, а также дорогостоящей пилотируемой авиационной техники в ходе ведения текущих и будущих операций.