Українська   English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

В связи с политическими факторами угольная промышленность Донбасса находится в затруднительном положении. Гражданская война в Украине нанесла огромнейший ущерб, этой важнейшей экономико-энергетической отрасли страны. Перед Донбассом стоит сложный выбор, закрывать шахты либо восстанавливать их, чтобы они были способны поддержать экономическую среду Республики. Если государство решит восстанавливать шахты, тогда в угольной промышленности могут возникнуть такие проблемы как реализация угольной продукции.

1. Актуальность темы

В постоянно изменяющихся условиях современной рыночной экономики для успешной деятельности угольной промышленности, необходимы и современные подходы к реализации угольной продукции. А в текущей ситуацией на Донбассе, эти подходы могут помочь в налаживании и стабилизации экономики страны.

2. Цель исследования

Целью исследования является анализ существующих способов реализации угольной продукции на шахте и предложение по внедрению исследуемых способов на примере шахты «Северная» ГП Макеевуголь.

3. Обзор методов реализации угля на Украине

На момент, когда Донбасс входил в состав Украины, реализация угольной продукции происходила по трём схемам: по «прямым» договорам между угледобывающими предприятиями и потребителями, через государственное предприятие «Уголь Украины», как оператора оптового рынка угольной продукции и через Товарную Биржу «Украинская энергетическая биржа» (ТБ «УЭБ»).

Модель централизованного сбыта угольной продукции через единого государственного оператора оптового рынка сыграла существенную роль в стабилизации на начальных этапах рыночных преобразований украинской экономики. Выполняя функции координатора рынка, оператором осуществлялось распределение угольной продукции по фиксированным расчетным ценам между потребителями, что обеспечивало их устойчивое производственное положение, гарантировало удовлетворения государственных нужд в угольных ресурсах и своевременное возмещение производителю стоимости продукции [1].

Что касается ТБ «УЭБ», она была определена победителем конкурса по отбору товарных бирж (электронных биржевых площадок) для организации и проведения электронных биржевых торгов по купле-продаже угольной продукции в соответствии с пунктом 2.1. Конкурсных требований по отбору бирж (электронных биржевых площадок) для организации и проведения электронных биржевых торгов по купле-продаже угольной продукции, утвержденных приказом Минэкономразвития от 19 июня 2012 № 723, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 27.06.2012 за № 1073/21385 и была создана с целью осуществления в Украине организации торговли на рынках энергоносителей и электроэнергии [4].

Возможности биржи:

  1. Институт брокерства. Биржевая торговля позволяет использовать услуги аккредитованных на бирже брокеров, осуществляющих все необходимые для заключения сделки действия. При нежелании использовать брокерские услуги предприятия сами аккредитуются на бирже как брокерские конторы.
  2. Участие в биржевых торгах с отдаленных терминалов. Биржа предоставляет возможность участия в биржевых торгах через интернет для работы в режиме отдаленного доступа.
  3. Бесплатное программное обеспечение и обучение. Кроме предоставления программного обеспечения, на бирже обучают работать с торговой системой как с рабочего места на площадке биржи, так и в режиме удаленного доступа.
  4. Оперативное обеспечение информацией. Биржа своевременно и в доступной форме размещает всю информацию, необходимую для осуществления биржевой деятельности [5].

Недостатки реализации по прямым «договорам» и сбыт через «Уголь Украины»:

  1. Нарушение баланса экономических интересов производителей и потребителей из-за отсутствия на рынке возможности установления рыночных цен, наличие посредников.
  2. Перекрестное субсидирование эффективно действующими угледобывающими предприятиями убыточных, что снижает мотивацию производителей угольной продукции в конкуренции.
  3. Создание барьеров для эффективной торговли между малыми угледобывающими предприятиями и покупателями, в частности металлургическими комбинатами, бытовыми потребителями, производителями цемента, содовыми и сахарными заводами, горно-обогатительными комбинатами, железнодорожной отраслью.
  4. Снижение инвестиционной привлекательности угольной отрасли из-за непрозрачности ценообразования и регулирования сбыта [3].
Схема реализации угольной продукции

Рисунок 1 – Схема реализации угольной продукции
через модель централизованного сбыта
(анимация: 11 кадров, 5 циклов повторения, 7,62 килобайт)

Преимущества ТБ «УЭБ»:

  1. Установления справедливой цены на основе реального баланса спроса и предложения на угольную продукцию исходя из рыночной конъюнктуры.
  2. Формирование конкурентной среды для покупателей и продавцов (участие в биржевых торгах на равных условиях как покупателей, так и продавцов, дает возможность приобрести или продать угольную продукцию по самой выгодной цене на основе свободной конкуренции).
  3. Упрощение процедуры поиска потенциальных покупателей и заключения договоров купли-продажи.
  4. Создание возможности осуществлять оптовую торговлю угольной продукцией и постепенному переходу к другим срочным форм биржевых контрактов (фьючерсные, форвардные и другие) и производных финансовых инструментов (хеджирование).
  5. Организация биржевой экспертизы качества товара и оценки залогового имущества по клиринговым операциям [2].
Схема реализации угольной продукции

Рисунок 2 – Схема реализации угольной продукции
через модель угольной биржи
(анимация: 6 кадров, 5 циклов повторения, 5,58 килобайт)

4. Обзор методов реалиации угля в мире

Развитие современных электронных форм биржевой торговли привел к увеличению количества непосредственных покупателей на биржевых торговых площадках и краткосрочных контрактов. Растет количество бирж по торговле фьючерсными контрактам на уголь, которые обеспечивают большую прозрачность, чем внебиржевые рынки, среди которых:

Так же согласно решению правительства Российской Федерации о развитии биржевой торговли углем, спотовые торги коксующимся углем проводились на базе Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже.

Правительство Российской Федерации утвердило распоряжение от 20 Июля 2012 № 1309-р., что включает уголь в перечень биржевых товаров, в отношении которых внебиржевые сделки, в том числе Мировой опыт биржевой торговли углем долгосрочные договоры поставки, подлежат обязательной регистрации товарной биржей.

Большие угледобывающие компании (Anglo American, BHP Billiton, Glencore и Rio Tinto), компании – потребители (ENEL, EON, J-Power) и другие создали систему Global Сoal, электронную платформу для торговли физическим углем и финансовыми инструментами между членами этой системы.

5. Разработка инструмента реализации

Проанализировав то, как на данный момент происходит реализация угля, мы видим, что модель биржевой торговли является наиболее безопасной и эффективной, почему бы Донбассу, будучи на стадии становления, не испоьзовать биржевую модель реализации угольной продукции?! Быть может ещё рано торговать фьючерсными контрактами и использовать уголь как валюту, но перейти на электронные продажи угля онлайн, и обеспечить продажу угольной продукции современной системой, пожалуй можно.

По моему мнению, на первом этапе перехода на електронную систему реализации угольной продукции, необходимо дать возможность каждому угольному предприятию торговать углем онлайн с помощью собственного сайта. Приведу на примере:

Пример сайта для продажи угольной продукции

Рисунок 3 – Пример сайта с возможностью продажи угольной продукции, для ОП Шахта Северная

Для примера я взял сайт coalex.ru и немного поработав в photoshop, у меня получился такой вот пример для шахты Северная. На этом примере видно, что спомощью сайта с лёгкостью можно сделать заказ, по цене которое предаставляет нам производство. Что-бы осуществить заказ нам необходимо выбрать нужную нам марку угля, зольность, колорийность, размер, так же выбрать возможность даставки взависимости от росстояния, система сама посчитает цену доставки и стоимость угля. Так же на сайте размещён каталог, где приведены стоимости разных марок угля [7].

Конечно же такой инструмент угольное производство может использовать на собственное усмотрение, особенно если шахта будет иметь частного владельца, если же шахта будет принадлижать государству, тогда вопрос использования такого инструмента или нет, будет решать само государство.

А что если государство овладеет инструментом електронной продажи угольной продукции и будет продавать уголь всех государственных предприятий например с сайта Министерства угля и энергетики Донецкой Народной Республики, а так же размещать услуги других частных предприятий, за установленный процент от продажи угля?

Рисунок 4 – Пример биржи с возможностью продажи угольной продукции на сайте Министерства угля и энергетики Донецкой Народной Республики

На примере мы видим сайт Министирства угля и энергетики Донецкой Народной Республики, где я, опять же с помощью photoshop, добавил раздел "Биржа", в котором приведены некоторые угольные предприятия входящие в территорию ДНР. Как и в первом примере, на этом сайте каждый может выбрать необходимую марку угля, любого предприятия, которое будет пользоваться услугами сайта, по нужной цене. Как я уже сказал выше, так же услугами смогуть пользоваться и частные угольные предприятия, которые будут нуждаться в услугах биржи, за определённый процент от продажи [6].

Идея состоит в том, что Министерство не нуждается в рекламе своих услуг, это государственный инструмент, о котором знает каждый гражданин данного государства. Однако некоторые угольные предприятия нуждаются в распостранении информации об их продукции, чем и сможет помочь такой гигант, как Министерство угля и энергетики. Плюсы будут состоять в том, что используя данный инструмент реализации, мы сможем добиться справедливой цены по отношению к качеству угольной продукции, у угольных предприятий будет мотивация улучшать качество добываемого угля, что бы потребитель покупал именно его продукцию.

Выводы

Исходя из приведенных выше фактов, можно сделать вывод, что использование модели товарной биржи в качестве основного инструмента реализации угольной продукции, можно добиться: установления справедливой цены на угольную продукцию, а так же создание ликвидного, надежного и эффективного механизма рыночной торговли энергоносителями на внутреннем и внешнем рынке Донецкой Народной Республики.

Список источников

  1. Рябич О. Н. Реформирование угольной отрасли и создание свободного биржевого рынка угля. / Рябич О. Н. // Вести Донецкого горного института № 132. – Донецк: ДВУЗ ДонНТУ, 2013 – C. 249–253.
  2. Программа экономических реформ Президента на 2012–2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». – [Электронный ресурс]. Режим доступа: partyofregions.ua
  3. Концепция перехода на биржевую форму продажи угля. Одобренно распоряжение КМУ от 26.10.2011г. № 1070-р. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: zakon4.rada.gov.ua
  4. Приказ № 723 от 19. 06.2012 «Об утверждении Конкурсных требований по отбору товарных бирж (электронных биржевых площадок) для организации и проведения электронных биржевых торгов по купле-продаже угольной продукции». – [Электронный ресурс]. Режим доступа: archive-ua.com/ua/l/ligazakon.ua
  5. Украинская Энергетическая Биржа. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: ueex/com.ua
  6. Министерство угля и энергетики Донецкой Народной Республики. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: mintek-dnr.ru
  7. Биржа угля «Coalex» – единая торговая площадка для участников угольной отрасли. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: coalex.ru