Автор: Паршина В. В.
Источник: Инвестиции, бизнес и право
Деятельность любого предприятия связана с риском. Существует множество подходов к определению понятия риск. Риск – это любое событие или действие, которое может помешать компании достигнуть тактических и стратегических целей. Управление рисками – это комплекс знаний и навыков, позволяющих при условии выполнения бюджета и расписания проекта планировать и реализовывать действия по реагированию на негативные или позитивные события, которые с некоторой долей вероятности могут проявиться в ходе выполнения проекта.
Существуют различные виды рисков:
• Рыночный риск;
• Кредитный риск;
• Риск ликвидности;
• Инвестиционный риск;
• Операционный риск;
• Юридический риск;
• Налоговый риск;
• Информационный риск;
• Маркетинговый риск.
Управление рисками включает:
1. Выявление рисков.
2. Анализ и оценка рисков.
3. Разработка методов управления рисками.
Целью исследования являются методы управления рисками.
В зависимости от характера воздействия методы управления рисками подразделяются на группы:
1. Отказ от риска. Данный метод представляет собой устранение опасности, отказ от совершения действий или принятия решений, характеризующихся высоким риском. Например, переход на безопасную технологию, отказ от взаимодействия с сомнительным контрагентом, отказ от проекта с неопределенным спросом, продажа рискового актива, уход с рынка в странах с неустойчивой политической системой.
2. Снижение риска. Снижение риска – снижение вероятности наступления рискового события и масштаба потенциального ущерба. Например, диверсификация бизнеса, более совершенная технология, кредитный лимит на клиента, разработка стратегии по работе в рисковых странах.
3. Сохранение риска. Это метод мониторинга риска без активного воздействия на него в случаях, когда граница риска находится на приемлемом уровне или воздействие на этот риск невозможно или экономически неоправданно. Например, инструкции по технике безопасности, формирование резервов на покрытие убытков.
4. Передача риска. Выделяют следующие виды передачи риска:
4.1. Передача риска контрагентам – передача риска через контрактные обязательства в случаях, когда воздействие на него невозможно или экономически не оправдано, а граница риска превышает допустимый уровень. Например, включение в контракт статьи об ответственности поставщика за срыв поставки и размере штрафных санкций, факторинг без регресса.
4.2. Передача риска третьим лицам – передача риска путем страхования или хеджирования в случаях, когда воздействие на него невозможно или экономически не оправдано, а граница риска превышает допустимый уровень.
4.3. Передача риска на аутсорсинг – передача непрофильных функций другим организациям, позволяет не только снизить риски, но и повысить эффективность деятельности, уменьшить затраты. Например, автоматизация управленческого учета, строительные работы, перевозочная деятельность.
На предприятиях пищевой промышленности одним из методов управления рисками является хеджирование. Рассмотрим этот метод подробно. Хеджирование – страхование, снижение риска от потерь, обусловленных неблагоприятными для продавцов или покупателей изменениями рыночных цен на товары в сравнении с теми, которые учитывались при заключении договора.
Эффективная программа хеджирования не ставит целью полностью устранить риск; она разрабатывается для того, чтобы трансформировать риск из неприемлемых форм в приемлемые формы. Целью хеджирования является достижение оптимальной структуры риска, т.е., соотношения между преимуществами хеджирования и его стоимостью.
При принятии решения о хеджировании важно оценить величину потенциальных потерь, которые компания может понести в случае отказа от хеджа. Если потенциальные потери несущественны (например, мало влияют на доходы фирмы), выгоды от хеджирования могут оказаться меньше, чем затраты на его осуществление; в этом случае компании лучше воздержаться от хеджирования. Как и любая другая финансовая деятельность, программа хеджирования требует разработки внутренней системы правил и процедур. Несмотря на издержки, связанные с хеджированием, и многочисленные трудности, с которыми компания может встретиться при разработке и реализации стратегии хеджирования, его роль в обеспечении стабильного развития очень велика.
Происходит существенное снижение ценового риска, связанного с закупками сырья и поставкой готовой продукции; хеджирование процентных ставок и обменных курсов снижает неопределенности будущих финансовых потоков и обеспечивает более эффективный финансовый менеджмент. В результате уменьшаются колебания прибыли, и улучшается управляемость производством.
Хорошо построенная программа хеджирования уменьшает как риск, так и затраты. Хеджирование высвобождает ресурсы компании и помогает управленческому персоналу сосредоточиться на аспектах бизнеса, в которых компания имеет конкурентное преимущество, минимизируя риски, не являющиеся центральными. В конечном итоге, хеджирование увеличивает капитал, уменьшая стоимость использования средств и стабилизируя доходы.
Хедж не пересекается с обычными хозяйственными операциями и позволяет обеспечить постоянную защиту цены без необходимости менять политику запасов или заключать долгосрочные форвардные контракты.
Во многих случаях хедж облегчает привлечение кредитных ресурсов: банки учитывают захеджированные залоги по более высокой ставке; это же относится к контрактам на поставку готовой продукции.
Выбор методов и инструментов управления рисками осуществляется по каждому риску в зависимости от потенциальных потерь и вероятности возникновения рисковых ситуаций.