Назад в библиотеку

Методы восстановления зданий после Второй Мировой войны

Автор: И.А. Москаленко
Источник: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, кафедра Городского строительства и хозяйства / асс.И.А. Москаленко // Инженерный вестник Дона. Выпуск № 4-1 / том 22 / г.Ростов-на-Дону, 2012 г – 4 с.

Аннотация

И.А. Москаленко Методы восстановления зданий после Второй Мировой войны Рассмотрены варианты востановления зданий после Второй Мировой войны на примере г. Ростова-на-Дону

Послевоенное восстановление города Ростова-на-Дону необходимо разделить на два этапа с 14 февраля 1943г. по 1946 год и с 1946 по 1956г., различных выбором объектов восстановления и особенностями проектно-строительных работ. Первый из них связан со вторым освобождением города от немецко-фашистских захватчиков, направлен на восстановление народного хозяйства страны.

До 1946г. восстановительные работы в основном имели характер небольших ремонтов мелких домов и отделки квартир. К восстановлению крупных объектов приступили в конце 1946 года.

«Однако ... в этот период времени к восстановлению подбирались коробки с наименьшими повреждениями, поэтому восстановление велось разбросано по всему городу».

В 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны, восстановление города ускорилось, расширился круг восстанавливаемых объектов - теперь это не только промышленные предприятия, но и общественные и жилые здания.

«За эти годы было отремонтировано и заселено около одного миллиона квадратных метров поврежденной жилой площади восстановлено около 600 тысяч квадратных метров полностью разрушенной.»

«Более 700 многоэтажных зданий, изменивших архитектурный облик Ростова, было восстановлено и построено на главных магистралях». Среди них институты: Педагогический ((в лесах стоял 1949 г)1950-е гг.), финансово-экономический (к 1 мая 1954 г. здание полностью восстановили, ныне РИНХ) и строительный, около 40 школ, здания Обкома КПСС, «Ростовэнерго».

Была создана комиссия по восстановлению, которая занималась обследованием разрушенных зданий и принимала решения о методе восстановления.

Также на основе изучение мною архивных материалов выявлен ряд методов ведения восстановительных работ, распространенных во второй период:

1. Капитальный ремонт (Контора государственного банка, ул. Б.Садовая, 98/22а, 1940-е гг.).

2. Реконструкция с элементами реставрации (РФЭИ, ул. Б.Садовая, 69 (РИНХ, 1948), Городская Дума, ул. Б.Садовая, 47, 1950-х гг.).

3. Реконструкция (административное здание «Мясомолопрома», ул. Б.Садовая, 96, 1949г., торгово-адм. здание «Военторга», ул. Б.Садовая, 67, 1949г.).

Среди проектных организаций занимавшихся восстановлением Ростова особое место занимает «Горпроект».

К Капитальному ремонту можно отнести восстановление здания №22 по пр. Осоавиахима, где технорабочим проектом было предусмотрено крепление и смена повреждённых во время войны конструкций на основании акта технического обследования здания и чертежей натурной съёмки от 20 марта 1950-го года. Например, были заменены несущие конструкции чердачного перекрытия и кровли западной части здания, часть деревянных шпренгельных ферм пролётом 20 метров было заменено. Наиболее поражённые части наката кровли также были заменены.

«В следствии неисправности центрального отопления на чердаке имеется ряд дымовых труб и боровов, выполненных без соблюдения противопожарных правил. Капитального ремонта требуют световые фонари установленные на северном скате крыши».

«Реставрация подразумевает восполнение каких-то утрат. Неизбежно происходит дополнение подлинного вновь привнесёнными элементами, необходимыми для сохранения памятника в целом. Появление конструктивных или инженерных дополнений оправданно, если обеспечиваются условия для существования объектов при использовании их по новому назначению или в случае необходимости создать оптимальный режим их сохранения»

Примером реконструкции с элементами реставрации можно рассматривать восстановление здания кино-театра «Гигант» с рестораном «Ампир».

В акте от 18 апреля 1944 года комиссией было установлено: здание двух-этажное кирпичное с внутренним железобетонным каркасом, состоящим из однопролётных рам с криволинейными ригелями. Во время военных действий зданию причинены значительные повреждения от авиабомбы. Во всём здании уничтожены окна, двери, перегородки. Некоторые участки железобетонной плиты перекрытия сильно деформированы. «Акт от 18 апреля 1944 года. Комиссия в составе: д.т.н. Рабцевич А.В., старшего инженера Сухарадо Ф.А., архетектора управления Главнго Городского Архитектора Ишунина М.Н., представителей Управления Кинофикации при Ростоблисполкоме: Начальника Управления Еремеева Н.В. и представителей треста Союзкинопроект»

На основании этого акта была разработана проектно-сметная документация, включающая в себя элементы реконструкции и в том числе реставрационные работы, в довоенной стилистике эклектики с превалированием классического декора.

Здание было восстановлено, но в 50-е годы реконструировано под Дом культуры «Строитель» с соответствующим декором в стилистике Сталинского Ампира.

Примером реконструкции может послужить восстановление здания РИИЖТа. После Эвакуации в Тбилиси в Ростов вернулся в 1944 году институт инженеров железнодорожного транспорта. Здание института к этому времени уже было частично восстановлено и началось реконструкция с восстановлением уничтоженного до основания комплекса зданий РИИЖТа. Проект реконструкции выполнили архитекторы Тбилисского института Кавгипротранс. Проект не был принят, поскольку не соответствовал духу времени.

Здание было реконструировано в стилистике Сталинского Ампира, в результате чего появилась башенка над полуротондой, декоративные завершения по всем фасадам. В результате город потерял здание в стиле Конструктивизм, осуждавшимся правительством СССР и соответственно администрацией города за аскетизм форм.

Особое место занимает восстановление зданий связанных с сохранением несущих конструкций фундамента. Так на месте Машонкинского театра, построенного в стилистике Модерн, было возведено здание Зимнего цирка на 1500 зрительных мест в стилистике Сталинского Ампира, подтверждённого как в оформлении фасада, так и в декоративном убранстве интерьеров здания. После демонтажа сгоревшего остова здания были сохранены бутовые фундаменты, а для устройства подвала для расположения гардероба вызвало необходимость подводки фундаментов под существующие стены.

«В отделке фасада применена терразитовая штукатурка. Цоколь выполнен из лабродорита.

Горельефная композиция на тимпане фронтона и скульптуры на фасаде изображают горельеф начало циркового представления с участием конной группы из 4-х лошадей, скульптуры актеров советского цирка.

Во внутреннем оформлении применен естественный мрамор, на главной лестнице и искусственный мрамор в отделке колонн фойе и зала.

Зал фойе и променуары отделаны художественной лепкой на темы цирка.

При входе в гардероб установлены барельефы изображающие наездника и наездницу.

Проект выполнен Ростовской конторой «Горпроект».

Внешняя композиция фасада разработана по материалам «Моснаучтехпроекта» ранее составленного проекта»

Авторами проекта здания Зимнего цирка были архитекторы Петров Георгий Алексеевич и арх. Барулин Александр Васильевич, в оформлении интерьеров участвовали арх. Худавердов, Хазагерова, Кауфман и Антонов.

Если здание пострадало от бомбежек, но было сделано с высоким коэффициентом запаса и могло выдержать дополнительную нагрузку, то здания надстраивали на один этаж, а иногда и на два (доходный дом Л.Ф Волкинштейна, ул. Станиславского №104/25, доходный дом А.А. Леонидова, Б.Садовая №30). В случаях, когда от зданий оставались только фундаменты и остатки руинированных стен, тогда либо строили новое здание на сохранившихся фундаментах (Машонкинский театр, ныне Цирк, просп. Будённовский №72, Правый корпус центрального рынка М.Н. Соколов (ныне новое здание рынка), просп. Будённовский №12, доходный дом Рецкера и Хосудовского, Л.Ф. Эберг, общежитие «Экипаж», просп. Будённовский №10/28), либо разбирали их до основания и строили новое здание (Газетный №75, Газетный №88).

В 1954г. Н.С. Хрущёв объявил войну с украшательствами, в результате чего здания приобрели вид невзрачных коробок и престали строится по индивидуальным проектам, со временем это переросло в массовое типовое жилищное строительство.

В 1955 году количество зданий введённых в эксплуатацию составляет - «698 жилой площади 19895 кв.м., 1956 г. - 1068 жилой площади 27165 кв.м.»[

Для города 1954-1960 гг. стали переходным период между строительством по индивидуальным и типовым проектам. В это время восстановлен и построен ряд зданий по индивидуальным проектам, среди них здания «Дворца культуры железнодорожников со зрительным залом на 800 мест. [сер.1950гг.], Театра им. М. Горького со зрительным залом на 1250 мест.[7июня1956], здание Цирка со зрительным залом на 1500 мест [1957год постройки], Комбината «Ростовуголь» (Теперь совнархоз) [кон.1950-х г.]», Межобластная партийная школа, построена в 1956 году, «Клуб строителей Стройтрест-10, (на 750 мест) сдаётся в 1957г., Музей Краеведения с планетарием вводится в эксплуатацию в 1957г.»

Количество введённых в эксплуатацию зданий из года в год увеличивается, к 1958г. «За 9 месяцев в городе введено в эксплуатацию 31,92 тысяч квадратных метров (в 1957 году за 9 месяцев было введено 27,767 тыс. кв. метров)», к концу 1960г. - 19787,37 тыс. кв. метров.

К началу 1960-х годов заканчивается второй этап восстановительных работ «За эти годы в Ростове построено и восстановлено около 6000 многоэтажных зданий», основная масса зданий исторического центра города Ростова-на-Дону восстановлена - архитектура города переходит к этапу массового жилого строительства.

Список Литературы


1. оборот л.1, Фонд Р-4329., Оп-1, ед. хр.45 «Краткий обзор о восстановлении г. Ростова-на-Дону» Окончено 1949 г, ГАРО
2. л.2, Фонд Р-4329, оп. 1, ед. хр. 110 «Справка о ходе строительства и благоустройства г. Ростова-на-Дону за 1955г.», ГАРО
3. л.1, Фонд Р-4329, оп. 1, ед. хр. 110 «Справка о ходе строительства и благоустройства г. Ростова-на-Дону за 1955г.», ГАРО
4. Оборот л. 11, фонд Р-4038, оп.1, ед.хр. 307 «Проект восстановления и реконструкции здания РФЭИ по ул. Энгельса №77 в г. Ростове-на-Дону», 1948, ГАРО
5. Л.3. Р-4038,том.1,ед.хр.629 «Проект крепления и смены поражённых конструкций здания№ 22 по проспекту Осоавиахима», 1950.
6. Стр.7 Кедринский, А.А. Основы реставрации памятников архитектуры / А.А. Кедринский. - Изобразительное искусство, 1999г. - 184с. - 18БК 5-85200-119-8
7. Л.3. Р-4038,том.1,ед.хр.144 «Проект восстановления и реконструкции кино-театра «Гиганта» и ресторана «Ампир»», 1944-46.
8. Л.3. Р-4329,оп..1,ед.хр.149 «Сведения о строительстве цирка в г.Ростове н/Д», 1957.
9. л.1, Фонд Р - 4329, Оп. 1, ед. хр. 112 «Справка о количестве принятых в эксплуатацию зданий в г. Ростове - на - Дону за 1955 - 1956 гг.» ГАРО
10. л.2. Фонд Р-4329, оп. 1, ед хр. 172 «Справка о состоянии строительства и восстановления г. Ростова-на-Дону за 1950-1958г» ГАРО
11. Фонд 4329, оп 1, ед. хр. 150«Список зданий в Ростове-на-Дону и даты их восстановления» ГАРО
12. л.1, 2. Фонд Р-4329, оп. 1, ед хр. 148 «Справка о состоянии культурно-бытового строительства в г. Ростов-на-Дону на 19 июля 1957г» ГАРО.
13. л.1, Фонд-4329, оп. 1, ед. хр. 175 «Справка о введенных в эксплуатацию жилых домах в 1958г.» ГАРО
14. л.1. Фонд-4329, оп. 1, ед. хр. 199 «Сведения о количестве введенных в эксплуатацию индивидуальных жилых домов и жилой площади в г. Ростове-на-Дону за 1960г.» ГАРО
15. л.1. Фонд. Р4329, оп.1,ед.хр. 145 «Справка о строительстве в г. Ростове - на - Дону к 40-й годовщине октября» ГАРО