Автор: Кутафина Я. В., Блакберн А. А.
Источник: Материалы XVII международной молодёжной научной конференции «Севергеоэкотех-2016». — Ухта: Ухтинский государственный технический университет, 2016. — В печати.
Кутафина Я. В., Блакберн А. А. Сравнительный анализ систем особо охраняемых природных территорий Донецкой народной республики и Луганской народной республики. В работе описано получение сравнительной характеристики структур особо охраняемых природных территорий (ООПТ) ДНР и ЛНР, а также анализ результатов.
В связи с нынешней ситуацией на Украине, произошли существенные изменения в административном делении территории Донбасса, а именно возникновение Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР). В следствии чего, качественные и количественные показатели в структуре природно-заповедного фонда (ПЗФ) Донбасса, так же заметно изменились.
Получить сравнительную характеристику структур особо охраняемых природных территорий (ООПТ) ДНР и ЛНР.
ДНР, как часть бывшей Донецкой области, а так же ЛНР, как часть бывшей Луганской области, являются густонаселёнными территориями, которые тем не менее, характеризуются изначально высоким уровнем биоразнообразия. Данный факт обусловлен разнообразием геоморфологических, гидрологических, почвенных и климатических условий, поэтому вопрос о сохранении биоразнообразия и природных ландшафтов является одной из важных природоохранных проблем данной территории.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Природно-заповедный фонд бывшей Донецкой области достигал 84882 га, что составляло около 3,2 % территории области — 2659200 га.
На сегодняшний день ориентировочная площадь ДНР — 858660 га, что составляет 32,3 % от всей площади бывшей Донецкой области.
Доля площадей особо охраняемых природных территорий Донецкой Народной Республики составляет (рис. 1): природных заповедников (ПЗ) — 5,2 %, национальных природных парков (НПП) — 32,2 %, региональных ландшафтных парков (РЛП) — 16,6 %, ландшафтных рекреационных парков (ЛРП) — 29,3 %, заказников — 15,6 %, памятников природы (ПП) — 0,97 %, памятников природы садово-паркового искусства (ППСПИ) — 0,09 %, заповедных урочищ (ЗУ) — 0,04 %. Общая площадь ООПТ Республики 30673,41 га, или 3,57 % её территории.
Рисунок 1 — Доля площадей особо охраняемых природный территорий Донецкой Народной Республики в %.
Природно-заповедный фонд Луганской области составлял 68255 га и занимал 2,5 % территории области — 2668400 га.
Площадь ЛНР на сегодняшний день составляет 835200 га, что составляет 31,3 % от всей площади бывшей Луганской области.
Доля площадей особо охраняемых природных территорий Луганской Народной Республики составляет (Рис. 2): природных заповедников (ПЗ) — 3,2 %, заказников — 86,6 %, памятников природы (ПП) — 6,3 %, памятников природы садово-паркового искусства (ППСПИ) — 0,87 %, заповедных урочищ (ЗУ) — 3,03 %. Общая площадь ООПТ Республики 18538,5 га, или 2,2 % её территории.
Рисунок 2 — Доля площадей особо охраняемых природный территорий Луганской Народной Республики в %.
Сравнительную характеристику структур ООПТ ДНР и ЛНР можно представить в виде таблицы 1.
Таблица — 1. Сравнительная характеристика структур ООПТ ДНР и ЛНР
Не смотря на то, что площади Донецкой и Луганской республик примерно одинаковые, имеет место существенная разница в количестве и площадях ООПТ на их территории. Причём, если по количеству особо охраняемых природных территорий ЛНР в 1,5 раза превышает как таковое у ДНР (соответственно 65 и 41 объектов ООПТ), то по общей площади, наоборот, ООПТ ДНР существенно превышают площади ООПТ ЛНР (30673,41 га в ДНР и 18538,5 га в ЛНР). Это объясняется тем, что в ЛНР отсутствуют такие категории ООПТ как национальные природные парки, ландшафтно-рекреационные парки и региональные ландшафтные парки, которые как видно из таблицы являются самыми крупными объектами ООПТ по занимаемым площадям. Кроме того эти виды ООПТ, помимо природоохранной своей функции, призваны выполнять так же важную функцию — организация экологического туризма и рекреации местного населения. Отсутствие их на территории ЛНР является большим недостатком для экологического статуса всей Республики. Основная природоохранная нагрузка всей системы ООПТ всей ЛНР ложится в основном на 2 основные категории ООПТ — заказники и памятники природы. Поэтому очень актуальная проблема для ЛНР поиск новых природных территорий для создания на них именно объектов ООПТ туризко-рекреационной направленности — национальных и природных парков.
Тем не менее, если сравнивать средние площади ООПТ ДНР и ЛНР, то так же средняя площадь их в ДНР более чем в два раза превышает как таковые в ЛНР. Этот факт так же является отсутствием НПП, ЛРП и РЛП. Однако если брать наиболее массовые виды ООПТ в обеих республиках, а именно – заказники и памятники природы, то напротив, средняя площадь заказников и памятников природы в ЛНР существенно превышает как таковые в ДНР (соответственно заказников — в 1,5 раза и ПП — в 2,5 раза). Это свидетельствует о том, что в целом заказники и памятники природы в ЛНР лучше выполняют природоохранную свою функцию, так как наличие небольших по площади участков ООПТ является не благоприятным фактором. Известно, что именно площадь ООПТ является основным индикатором для биологического и экосистемного разнообразия, чем больше площадь ООПТ, тем больше видов организмов могут на ней присутствовать.
Исходя из этого можно сделать такой вывод, что площадь ООПТ ЛНР необходимо расширять за счёт категорий ООПТ туризко-рекреационного назначения, так как эти объекты ООПТ играют важную роль, не только в охране природы, но и выполняют неотъемлемую социальную функцию. Поэтому можно предложить основные направления, которые позволят усовершенствовать развитее заповедного дела в ЛНР, а именно: расширение ООПТ за счет территорий, на которых широко представлены виды растений и животных, занесенных в Красную книгу ЛНР, редкие растительные сообщества, занесенные в Зеленую книгу ЛНР, целинных степных участков; создание многофункциональных объектов высокой категории заповедности, в которых охрана природных комплексов и сохранения экологического равновесия сочетаются с регламентированным отдыхом населения, туризмом, экологическим воспитанием; проведение инвентаризации природных комплексов заповедных объектов; проведение научных исследований по оценке флоры и фауны Республики.