Автор: Полищук А. В., Калинихин О. Н.
Источник: От экологии здоровья — к экологии души
: материалы Республиканской научно-практической конференции учащейся и студенческой молодежи, преподавателей образовательных организаций среднего общего, среднего профессионального и высшего
профессионального образования, педагогов учреждений дополнительного образования. —
Донецк : ДонРМАН
, 2015. — 183 с.
Одним из путей решения проблемы утилизации ТБО является переработка их во вторичное топливо. Использованиеданного метода имеет не только экологический эффект, но и экономический, например, по сравнению со сжиганием ТБО на мусоросжигающих заводах.
Постепенно проблема сырья и отходов приобрела статус глобальной и стала актуальной для всего мира в целом, для каждого региона и отдельного государства планеты. Факт нужности и важности вторичной переработки отходов известен всем, как и то, что это более выгодно не только для окружающей среды, но и для экономии средств. Отходы и бытовой мусор часто являются более дешевым источником многих веществ и материалов, чем природные, и могут быть эффективно переработаны без экологического вреда.
Целью данной работы является рассмотрение проблемы переработки отходов и использования их в качестве вторичного сырья.
Еще 15 лет назад 70–80 % ТБО, образовавшихся в мире складировалось на свалках или специально оборудованных полигонах, и количество их достигало значительных величин. В 2015 году количество ТБО, складируемых на свалках и полигонах, году все еще составляет около 55 %.
Наш регион обладает достаточным потенциалом источников энергии извлекаемой из вторичных источников, одним из которых является получение вторичного топлива Refuse Derived Fuel (RDF) из отдельных компонентов твёрдых бытовых отходов.
Сжигание такого вида топлива в технологических процессах имеет несколько преимуществ, таких как экономия не возобновляемых топливных ресурсов, отсутствие противоречий с проектами по раздельной сортировке ТБО, высокая гибкость технологии процесса переработки, что позволяет проводить быструю экономическую и экологическую корректировки качества товарного продукта. Интенсивность использования данного метода переработки ТБО в ЕС и США возрастает с каждым годом.
Перспективным в свете исследований, проведённых авторами [2], выглядит производство вторичного топлива на основе ТБО с использованием некоторых видов отходов коксохимических заводов (КХЗ), в частности полимеров бензольных отделений.
Полимеры бензольных отделений образуются в процессе регенерации каменноугольного масла предназначенного для улавливания сырого бензола. Полимеры бензольных отделений являются одним из наиболее крупнотоннажных вторичных продуктов коксохимической промышленности. Количество данного вида отходов образующихся из одной тонны сухой шихты идущей на загрузку в коксовою батарею составляет порядка 0,50–0,70 кг/т.
В качестве базового состава RDF в исследовании рассматривалась смесь состоящая из полимерных материалов содержащихся в ТБО, бумаги и полимеров бензольного отделения при следующем соотношении компонентов 40:40:20 %масс.
Данные технического анализа топливных композиций, позволили провести сравнение с показателями технического анализа установленных в качестве норматива. Полученные данные помимо того, что указывают на полное соответствие показателей топливной композиции нормативам существующего стандарта, позволяют сделать вывод о перспективности использования данной топливной композиции в энергетических процессах связанных с переработкой ТБО. Это обуславливается такими показателями как: высокая теплота сгорания — в случае ТБО данный показатель не превышает 7–10 МДж/кг, высокая реакционная способность топливной композиции — позволяющая сократить подачу дополнительных энергоносителей при сжигании, малое содержание серы — сокращающее количество токсикантов поступающих в атмосферный воздух при сжигании топлива.