Авторы: Ткаченко А. Е., Гавриленко Б. В.
Источник: Сборник трудов III Международной научно-технической конференции аспирантов и студентов Автоматизация технологических объектов и процессов. Поиск молодых
, г. Донецк, ДонНТУ, 2003 г.
Разработка способа измерения расхода топлива, с помощью которого можно значительно повысить качество управления по контуру Расход твердого топлива
, что позволяет экономить энергоноситель и повысить КПД котельных установок.
Эффективность работы котельной установки с топкой низкотемпературного кипящего слоя (НТКС) зависит от надежности средств отбора информации. Для автоматизации котельных данного типа применяют аппаратуру Контур
с датчиками температуры НТКС, разрежения над топкой, давления дутьевого воздуха и высоты НТКС [1]. Однако, существующие средства измерения не удовлетворяют условиям работы котельной при взаимосвязанном управлении по контурам Температура
, Расход твердого топлива
, Разрежение
, Скорость воздуха
и др.
В настоящее время для подачи твердого топлива в топочное пространство применяется пластинчатый питатель типа ЗП-400 (ЗП-600) с пневматическим забрасывателем барабанного типа, вследствие чего топливо в топку забрасывается неравномерно и невозможно точно определить его расход. Данный питатель имеет небольшую рабочую длину (около метра) при ширине 400 (600) мм соответственно, а несущим органом являются металлические пластины. Текущий расход топлива в топку регулируется оператором вручную с помощью вариатора скорости или путем поднятия (опускания) шибера, расположенного над питателем [2].
Из-за того, что в этих условиях невозможно точно определить текущий расход твердого топлива эффективность базовой аппаратуры автоматизации низка, а все существующие средства определения расхода топлива по весу, в том числе и тензоэлектрические преобразователи, невозможно использовать. Так из-за малой длины питателя невозможно выбрать точное место концентрации удельных нагрузок для установки тензометрического преобразователя, а из-за большой массы несущих пластин и соотношения веса питателя и топлива на нем требуется высокая чувствительность средств измерения расхода топлива.
Вместе с тем достаточно точно текущий расход твердого топлива может быть определен косвенно по угловой скорости вращения вала питателя ω. При определении зависимости Q=f(ω), необходимо учитывать что расход топлива также зависит и от его физико-химических и реологических свойств — кусковатости d, содержания влаги W, зольности угля A и т. д. Условно принимая параметры твердого топлива неизменными при постоянном положении регулирующего шибера получим зависимость расхода топлива от угловой скоростью вала питателя:
Q = kω, |
(1) |
С целью уменьшения методической погрешности измерения расхода, обусловленной различием в плотности насыпки твердого на питателе топлива в качестве измеряемой величины используем объемный расход Qv. Для перехода к массовому расходу с учетом конкретной марки топлива, применяемого в котельной, достаточно учесть насыпную плотность твердого топлива
Qm = Qv⋅ρ, кг/с |
Зависимость расхода твердого топлива от угловой скорости вала питателя имеет вид:
(2) |
Для измерения скорости вращения вала питателя в диапазоне 0–0,786 1/с разработана конструкция синхронного тахогенераторного преобразователя (СТГП) (рис. 1) с постоянным магнитом [4], [5].
Погрешность измерения данного типа тахогенератора не зависит от колебания частоты и амплитуды питающего напряжения, что особенно важно в условиях шахтной сети электроснабжения, где колебания напряжения достигают 10 % и более.
СТГП устанавливается непосредственно на валу пластинчатого питателя с помощью пальчиковой муфты (рис. 2) [6].
Уравнение преобразования тахогенератора имеет вид:
U = B⋅l⋅ω, |
(3) |
Сигнал напряжения на выходе преобразователя унифицированный и равен 10 В.
Окончательно, используя (2) и (3) получаем выражение, связывающее выходное напряжение тахогенераторного преобразователя с объемным расходом топлива:
(4) |
Анализ выражения (4) показывает, что методическая погрешность измерения расхода топлива не превышает 4,5 % в диапазоне изменения β = 26о±1о при кусковатости до 13 мм, что достаточно для управления процессом горения топлива в НТКС. На рис. 3 представлена расчетная рабочая выходная характеристика СТГП, полученная с использованием (4).
Так как СТГП является безинерционным звеном с передаточной функцией [7]:
W(p) = K, |
это делает удобным его применение в системах автоматического управления с регулированием по контуру Расходу твердого топлива
Кроме того, разработанный СТГП имеет высокое быстродействие при пороге чувствительности равном 0,00275 1/с и аддитивной погрешностью по выходу ±0,035 В. погрешность определения объемного расхода топлива не превышает 60⋅10-6 м3/с.
Таким образом применение разработанного способа измерения расхода топлива значительно повышает качество управления по контуру Расход твердого топлива
, что позволяет сэкономить энергоноситель и повышает КПД котельных установок.
Библиографический список
Новый мир, 1997 г.
Энергия, 1966 г.