УДК 004.91, 378.1
В.В. Белош1, В.В. Быстров2,3, С.В. Дмитриев3
1 Чистопольский филиал "Восток" Казанского национального исследовательского технического
университета им. А. Н. Туполева
2 ФГБУН Институт информатики и математического моделирования Кольского НЦ РАН
3 Кольский филиал ПетрГУ
ПРОГРАММНЫЙ МОДУЛЬ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ
ДОКУМЕНТОВ ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ ВУЗА
Аннотация
Рассматривается разработка программного модуля на основе современных
веб-технологий, способного автоматизировать сбор заявлений абитуриентов и
хранить их персональную информацию, для дальнейшего построения списков
предварительного зачисления, на базе приемной комиссии КФ ПетрГУ.
Ключевые слова:
автоматизация, приемная комиссия, абитуриент.
THE SOFTWARE MODULE OF AUTOMATED DOCUMENT PROCESSING
STUDENTS ADMISSION COMMISSION
Abstract
Development of software module based on modern web-technology, that can
automate the enrollees applications collection and storage their personal information
for the further construction of the pre-enrollment list, on the basis of the Kola Branch
of Petrozavodsk State University admission сommittee.
Key words:
automation, admission сommittee, enrollee.
Введение
Любая деятельность человека, связанная с обработкой информации,
представленной на бумажных носителях, сопровождается рядом трудностей,
например, такими как: проблема хранения, проблема физического износа,
проблема извлечения информации и т.д. Для решения такого рода проблем в
последние десятилетия успешно применяются информационные технологии и
вычислительная техника. Этот процесс проявляется себя в виде разработки
различного рода прикладных информационных систем: систем автоматизации
документооборота, информационных систем поддержки управления пред-
приятием, систем поддержки принятия решения и других.
Рациональное внедрение программных систем в деятельность подраз-
деления, как правило, позволяет повысить оперативность и достоверность
получаемой информации, сократить время на текущий сбор и обработку инфор-
мации, что приводит к высвобождению рабочего времени рядовых сотрудников
для более качественного и продуктивного выполнения своих функций.
Основные аспекты деятельности приемной комиссии вуза
Во время проведения приемной кампании сотрудникам вуза приходится
работать с большим потоком бумажных носителей информации: заявлениями и
сопровождающих их документами, что в целом негативно сказывается на
230
производительности труда [1]. Для автоматизации рутинных операций с дан-
ными и документами сотрудника приемной комиссии вуза необходимо
разрабатывать специализированные программные средства, которые позволят
снизить вероятность появления ошибки за счет минимизации влияния чело-
веческого фактора на процессы обработки и оперирования данными.
Во время проведения приемной кампании ФГБО ВПО «Петрозаводский
государственный университет» Кольского филиала (КФ ПетрГУ) сотрудники
приемной комиссии обычно выполняют следующие действия:
принимают от абитуриента заполненное от руки заявление и копии
документов;
при получении каждого нового заявления ему присваивают иден-
тификационный номер;
после этапа сбора заявлений каждое из них сканируется и, с помощью
имеющегося программного обеспечения, вся персональная информация
заносится в базу данных (БД);
производят процесс зачисления в автоматизированном режиме;
формируют приказы зачисления;
формируют дела зачисленных студентов для передачи в студенческий
отдел кадров вуза.
В соответствии с правилами приема в вуз, действующими в 2013 году,
процесс зачисления сводится к выполнению следующих шагов:
В таблицах БД для каждой из возможных специальностей или
направления подготовки формируются предварительные списки зачисления и
ранжируются по суммарному балу по определенному предмету.
Производится цикличное отсеивание абитуриентов с приоритетом
выше «единицы», членом приемной комиссии вручную.
После получения оригиналов документов, конкретной записи присваи-
вается метка
«подлинник». Абитуриенты, не предоставившие оригиналов
документов, исключаются из списков, в результате чего высвобождаются новые
места, что требует повторного выполнения действий, проделанных на втором
этапе.
В результате проведения всех трех этапов формируются окончательные
списки зачисленных.
Описание действующей информационной системы поддержки приемной
кампании вуза.
В настоящее время, приемной комиссией КФ ПетрГУ используется
унитарная программная система по учету и обработке заявлений абитуриентов.
Она включает в себя:
ABBYY FormReader 6.0 - система ввода форм, заполненных от руки или
на принтере, с применением технологии ICR (Intelligent Character Recognition).
Программа ENRANTS, позволяющая:
формировать списки зачисления, по указанным абитуриентами
приоритетам;
фильтровать списки с учетом наличия подлинников документов
абитуриента и окончательного прохождения по выбранной специальности.
231
С ростом требований Министерства образования и науки РФ к
организации и информационному сопровождению приемной кампании вузами
возникла необходимость расширения спектра решаемых задач используемого в
настоящее время программного обеспечения. Данное расширение было принято
реализовать в виде отдельного программного модуля, интегрированного в
существующее программное решение за счет использования единой БД.
Учитывая пожелания членов приемной комиссии, было решено добавить
возможность удаленного заполнения заявлений на поступление и построения
списков предварительного зачисления, без использования программ по
распознаванию текстов.
Реализация программного модуля
Для хранения накапливаемой, на этапе сбора заявлений абитуриентов
информации была доработана база данных с учетом возможности внесения
данных с веб-ресурсов, в частности, с корпоративного сайта КФ ПетрГУ.
База данных состоит из пяти таблиц, содержащих персональные данные
поступающих. Все поля таблиц атомарны и каждая запись в таблице уникальна,
благодаря уникальному идентификатору FileID - номер дела.
Рис. 1. Концептуальная схема базы данных абитуриентов
Для оперирования с БД была разработана веб-страница, которую
планируется интегрировать с корпоративным сайтом. Интерфейс веб-страницы
предельно прост и не содержит никакой мультимедийной нагрузки, что
позволяет пользователю не рассеивать внимание на лишних элементах, а
сосредоточиться на выполнение конкретных действий. Чтобы обеспечить
232
возможность документирования информации, была разработана версия
страницы для печати. Для реализации версии для печати были использованы
средства CSS (Cascading Style Sheets — каскадные таблицы стилей).
Для проведения процесса зачисления был разработан программный
модуль, который может использоваться вместо или параллельно с другими
компонентами уже существующей информационной системы. Программный
модуль разработан в среде программирования Delphi, входящей в интегри-
рованный пакет разработки приложений BDS 2006. Он обладает предельно
простым пользовательским интерфейсом (рис. 2) и достаточным функционалом
для решения поставленных задач.
В качестве основных функций разработанного программного модуля
можно выделить следующее:
импорт/экспорт данных из/в БД информационной системы с
возможностью задания критериев различного вида;
формирование списков рекомендованных к зачислению по каждому
направлению подготовки и специальности с возможностью вывода на печать;
подготовка данных в нужном формате и передача другим компо-
нентам информационной системы поддержки деятельности приемной комиссии
вуза.
Рис. 2.Интерфейс разработанного программного модуля
Процесс работы приемной комиссии на этапе сбора заявлений, при
использовании компонентов разработанной системы, может быть представлен в
виде последовательности следующих действий:
абитуриент подает все необходимые документы сотруднику приемной
комиссии, который заполняет данными форму на веб-странице;
производится документирование формуляра для выдачи одной копии
абитуриенту и передачи в архив другой;
содержимое формы отправляется на сервер для занесения в базу
данных;
с каждым новым отправленным заявлением генерируется уникальный
233
идентификационный номер, обеспечивающий связь между таблицами, содер-
жащими классифицированную персональную информацию об абитуриенте.
После проведения процедуры сбора заявлений администратор разрабо-
танного приложения «Entrants Sorter», должен:
произвести авторизованное подключение к серверу СУБД MySQL.
ввести некоторые установки: минимальные баллы по дисциплинам,
количество бюджетных и льготных мест, и необходимые экзамены для поступ-
ления на ту или иную специальность.
запустить импорт базы данных.
В результате проведения вышеперечисленных процедур будет сгенери-
рована база данных формата MySQL, содержащая:
персональную информацию об абитуриентах;
таблицы специальностей и направлений подготовки, заполненные в
зависимости от выставленных абитуриентами приоритетов;
суммарные баллы абитуриентов по экзаменам, необходимым для
каждой выбранной специальности или направления подготовки.
Заключение
В статье представлены основные результаты по автоматизации докумен-
тооборота приемной комиссии вуза на примере КФ ПетрГУ. Разработанный
программный модуль интегрируется в уже существующую информационную
систему и позволяет автоматизировать рабочее место сотрудника приемной
комиссии вуза.
В ближайшем будущем планируется продолжить работу в данном
направлении, добавив возможность подачи заявления электронным способом
самим абитуриентом. Но данный вопрос требует дополнительной проработки и
исследований, т.к. связан с проблемами идентификации личности и защитой
персональных данных.
Литература
1. Игнатовский, А.Н. Автоматизация документооборота приемной комиссии
вуза на базе применения современных Интернет-технологий / А.Н. Игна-
товский // Надежность и качество: труды международного симпозиума.
- Пенза. - 2010. - С.145-146.
Сведения об авторах
Белош Виктор Владимирович - к.т.н., доцент компьютерных и
телекоммуникационных систем, e-mail: bvv1950@mail.ru
Viktor V. Belosh - Ph.D. (Eng.), Associate professor the chair of computer and
telecommunication systems
Быстров Виталий Викторович - к.т.н., научный сотрудник, доцент,
е-mail: bystrov@iimm.kolasc.net.ru
Vitaliy V. Bystrov- Ph.D. (Tech. Sci.), Researcher, Associate professor
Дмитриев Сергей Владимирович - студент 5 курса ИПМ КФ ПетрГУ,
Sergey V. Dmitriev - Student
234