УДК 37.014.544:619:378.12
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ С УЧЁТОМ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Леонтьев А.Ю. – к.ф.-м.н., доцент; Василевский Н.М. – д.в.н., профессор, зав. кафедрой; Акмуллин А.И. – д.в.н., доцент
Ключевые слова: кафедральная нагрузка, автоматизация вычислений, реляционная модель, обратная связь.
Keywords: cathedral loading, automation, relational model, feedback.
В последние годы появились и стали доступны как на платной, так и на бесплатной основе различные компьютерные системы планирования кафедральной нагрузки ВУЗа, см., например, [1, 2]. Однако, большинство этих систем либо перегружены деталями, либо не позволяют пользователю изменить структуру входных и выходных данных для адаптации системы к условиям деятельности конкретной кафедры. Первая версия автоматической системы была описана в [3], в настоящей работе представлена усовершенствованная система с обратными связями.
Описанная в этой работе компьютерная система распределения учебной нагрузки кафедры (НгрКфПлн) была разработана для кафедры менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВПО КГАВМ в соответствии с техническим заданием:
Описываемая в работе система распределения нагрузки представляет собой составную часть проекта "Электронная кафедра" и предназначена для распределения плановой годовой учебной нагрузки кафедры по преподавателям с учётом их квалификации.
Рассматриваются два варианта несбалансированной задачи:
Описанное в работе приложение целесообразно применять, когда число преподавателей превышает 5, а число дисциплино-потоков не меньше десяти.
Система "НгрКфПлн" обеспечивает контроль корректности ввода данных и позволяет создавать следующие отчёты:
Проект реализован в виде приложения Microsoft Excel (версии 2003, 2007, 2010). Приложение успешно используется на кафедре Менеджмента и информационных технологий с 2006 г.
При разработке проекта в качестве базовых нормативов учитываются следующие виды учебной нагрузки: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные занятия (с разделением на 2 подгруппы), зачеты, консультации, экзамены, рецензирование контрольных работ на заочном отделении, руководство курсовыми работами и проектами, рецензирование дневников-отчетов, руководство выпускной квалификационной работой.
Учитывается годовая максимальная нагрузка по всем категориям преподавателей, в зависимости от занимаемой должности: для преподавателя - 900 часов, для старшего преподавателя - 850; для доцента - 800; для профессора кафедры или доцента, для заведующего кафедрой - 750; для профессора, заведующего кафедрой - 700 часов.
При разработке проекта были приняты следующие соглашения:
Виды учебной нагрузки разделены на 2 категории:
Нагрузка по дисциплино-потокам включает лекции, практические и семинарские, лабораторные занятия, зачёты, консультации перед экзаменом, экзамен, контроль за самостоятельной работой студентов, рецензирование контрольных работ заочников. Общекафедральная нагрузка включает руководство курсовыми работами и проектами, рецензирование дневников-отчетов, руководство выпускными квалификационными работами, воспитательную работу.
При разработке проекта, в первую очередь, предметная область была приведена к реляционной схеме, что в дальнейшем позволило обеспечить эффективный контроль за корректностью ввода данных, максимально упростить вычислительную модель и создание итоговых отчётов.
Под предметной областью подразумевается множество понятий (сущностей), связанных с учебной нагрузкой кафедры:
Некоторые из этих сущностей могут быть представлены в виде отношений, например, преподаватель, дисциплино-поток, вид учебной нагрузки. Другие являются атрибутами отношений (специальность, вид итогового контроля, факультет и др.).
Суть автоматизации системы сводится к следующему:
Ключевыми отношениями в реляционной схеме являются отношения "Преподаватель" и "Дисциплино-поток".
Отношение «Преподаватель» имеет следующие атрибуты: имя, должность, ученая степень, максимальная годовая нагрузка.
Атрибуты отношения "Дисциплино-поток" делятся на два типа: входные (вводятся вручную) и вычисляемые. Вычисляемые атрибуты в свою очередь разделяются по своей роли на два типа: нагрузка в часах и контрольные данные.
Входные атрибуты отношения «Дисциплино-поток»: дисциплина, отделение, факультет, курс, семестр, специальность, номер потока, число лекций и практических занятий, вид итогового контроля, число студентов и групп в потоке, выполнение контрольной работы на заочном отделении.
Вычисляемыми атрибутами отношения «Дисциплино-поток» являются: часы лекций, практических и лабораторных занятий, часы на зачеты, консультации и экзамены, контроль за самостоятельной работой студентов и рецензирование контрольных работ на заочном отделении.
Отношение "ПрДПот" представляет собой соединение отношений "Преподаватель" и "Дисциплино-поток".
Для упрощения создания соединения отношений "Преподаватель" и "Дисциплино-поток", а также для автоматизации создания итоговых отчётов во второе из этих отношений введён вычисляемый атрибут "ключ", представляющий собой конкатенацию значений атрибутов "отделение", "специальность", "дисциплина", "курс", "семестр", "номер потока". Автоматизация распределения нагрузки осуществляется с помощью отношения "ПрДПот" (преподаватель × дисциплино-поток). В этом отношении вручную вводятся данные только в поля "преподаватель", "число потоков", "число групп", "число подгрупп".
Учёт обще-кафедральной нагрузки плохо поддаётся автоматизации, поэтому этот вид нагрузки вводится в отдельную перекрёстную таблицу и учитывается на этапе создания итоговых отчётов. Работа с приложением начинается с заполнения данных, задаваемых отделом кадров и учебной частью (отношения "Преподаватель" и "Дисциплино-поток").
Рисунок 1 – Схема потоков данных в проекте
Затем вводятся данные об обще-кафедральной нагрузке. После этого начинается сам процесс распределения нагрузки по преподавателям кафедры - заполнение вводимых вручную полей в отношении "ПрДПот". Ввод новых данных должен завершаться контролем корректности. В случае положительного баланса (суммарная максимальная нагрузка всех преподавателей кафедры превышает плановую нагрузку) распределение нагрузки по преподавателям осуществляется по приведённой схеме (рис. 1).
При отрицательном балансе (суммарная максимальная нагрузка всех преподавателей кафедры меньше плановой нагрузки) в список преподавателей вводится дополнительный "виртуальный" преподаватель с такой максимальной нагрузкой, чтобы привести задачу к ситуации с положительным балансом.
Контроль корректности ввода данных осуществляется по:
Итоговые данные формируются в виде перекрёстных таблиц - 1-ый семестр, 2-ой семестр, Учебный год. В этих таблицах строки соответствуют видам учебной нагрузки, а столбцы - преподавателям кафедры. Кроме того итоговые данные представлены в виде перекрёстных таблиц, в которых строкам также соответствуют виды учебной нагрузки, а столбцам тройки [факультет, отделение, специальность].
ЛИТЕРАТУРА