Автор: Д. С. Ехохина
Источник:Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2015, Том 6, № 3, С. 98 — 102
Д. С. Ехохина Информационная безопасность как одна из составляющих национальной безопасности В статье раскрывается понятие информационной безопасности, дается краткий анализ основных угроз в информационной сфере, раскрыты основные источники угроз в информационной сфере, раскрыто понятие глобального информационного пространства.
На данном этапе мировой истории все более возрастает роль информационной сферы жизни общества, под которой понимается совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов информационных правоотношений и системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. В свою очередь, информационная сфера оказывается весьма существенное влияние на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ. Из этого следует сделать вывод, что национальная безопасность существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе дальнейшего прогресса в сфере информационных технологий эта взаимозависимость будет все более и более возрастать [1].
Впервые термин "информационная безопасность" был закреплен в Федеральном законе "Об участии в международном информационном обмене" (ныне утратившем силу), в котором говорилось, что под этим понятием следует понимать состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.
Следует выделить три основных направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации:
— защита информационных прав и свобод человека и гражданина;
— защита информационных ресурсов, в том числе и информации с ограниченным доступом, от неправомерного доступа;
— защита общества от вредной и недоброкачественной информации.
Основными объектами правоотношений, складывающихся в сфере обеспечения информационной безопасности, являются права и свободы личности в информационной сфере, такие как право на доступ к информации, право на образование, право на доступ к культурным ценностям, а также право интеллектуальной собственности; нравственные и культурные ценности общества; конституционный строй, демократия и территориальная целостность государства.
Субъектами правоотношений в сфере обеспечения информационной безопасности являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государство в целом [2].
Наиболее важными интересами личности в информационной сфере являются: реализация в полном объеме права на доступ к информации и свободное использование информации при осуществлении деятельности, не запрещенной законом, использование информации в целях интеллектуального и культурного развития, защита персональных данных, защита личной и семейной тайны. Интересы общества в информационной сфере тесно взаимосвязаны с интересами личности, главным интересом общества в данной сфере является поддержание общественного согласия и добрососедских отношений между членами общества, недопущение каких бы то ни было форм дискриминации. Государственные интересы в информационной сфере представлены в виде следующих положений:
— развитие информационной инфраструктуры в целях укрепления суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности России;
— развитие международного сотрудничества в информационной сфере.
Можно выделить следующие виды угроз информационной безопасности Российской Федерации:
— угрозы информационным правам и свободам человека и гражданина;
— угрозы общественному сознанию граждан Российской Федерации;
— угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;
— угрозы информационному развитию России, включая угрозы развитию информационных технологий;
— угрозы безопасности средств связи и коммуникации [3].
Все источники угроз в информационной сфере можно условно разделить на внешние и внутренние.
К внешним источникам угроз следует относить:
— деятельность иностранных спецслубж, направленная против интересов в Российской Федерации в информационной сфере;
— стремление США к доминированию на международной арене и попытка вытеснения России из информационного пространства;
— обострение конкуренции между ведущими государствами за обладание информационными технологиями;
— международный терроризм;
— деятельность иностранных разведок;
— разработка США концепции информационной войны с созданием технический средств, действующих разрушительно на информационные ресурсы и информационные системы.
К внутренним же источникам угроз следует относить:
— упадок некоторых отраслей промышленности;
— наличие организованной преступности, которая находится в тесном взаимодействии с органами государственной власти и правоохранительными органами, в связи с чем криминальные структуры имеют свободный доступ к информации ограниченного доступа;
— дефицит финансирования мероприятий по обеспечению информационной безопасности;
— недостаток квалифицированных кадров в области информационной безопасности.
Наиболее подверженной информационным угрозам является сфера экономики, поскольку рынок создает различные организации, которые занимаются сбором и распространением информации, касающейся внешнеэкономической, биржевой, коммерческой, финансовой, налоговой и таможенной деятельности, для дальнейшего ее использования в целях дезинформации хозяйствующих субъектов и органов государственной власти. Также, существенный вред наносит экономике деятельность иностранных фирм, которые занимаются сбором и обработкой экономической информации, так как при этом создаются благоприятные условия для несанкционированного доступа к информации с ограниченным доступом.
Не менее подвержена информационным угрозам и сфера внутренней политики. Более всего подвержены им следующие объекты:
— конституционные права и свободы человека и гражданина;
— конституционный строй Российской Федерации;
— территориальная целостность;
— национальное согласие;
— стабильность государственной власти;
— общедоступная информация органов государственной власти;
— средства массовой информации.
Основные направления внешней политики (также как и внутренней) определяются Президентом Российской Федерации. В данной сфере наиболее важно защитить от информационных угроз следующие объекты:
— информационные ресурсы органов государственной власти, реализующими внешнюю политику Российской Федерации;
— информационные ресурсы органов внешних сношений Российской Федерации за рубежом (дипломатических представительств и консульских учреждений), а также представительств Российской Федерации при международных организациях;
— российские средства массовой информации за рубежом.
Отношения, складывающиеся в сфере науки и техники, регулируются несколькими нормативными актами, но основным в данной сфере является Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" [4]. В данной сфере наиболее существенными объектами защиты от информационных угроз являются:
— результаты фундаментальных научно-технических исследований, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации;
— научные открытия, на которые еще не получен патент;
— кадры научных учреждений;
— системы управления сложными научно-техническими комплексами, такими как ядерные реакторы.
Полная и качественная реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина может быть в полной мере осуществлена только при наличии у каждого человека свободного и беспрепятственного доступа к информации, различным знаниям и культурным ценностям. Духовное развитие личности, а также массовое сознание в целом наиболее всего нуждается в защите от информационных угроз, так как информационные манипуляции в данных сферах получили существенное распространение.
Наиболее охраняемыми объектами в сфере духовной жизни являются:
— свобода массовой информации;
— право на достоинство;
— свобода совести;
— свобода творчества;
— неприкосновенность частной жизни;
— право на личную и семейную тайну;
— русский язык как объединяющий фактор всего многонационального народа Российской Федерации;
— язык и культурные ценности различных народов и этносов, населяющих территорию Российской Федерации;
— объекты права интеллектуальной собственности.
В сфере общегосударственных информационных и телекоммуникационных систем наиболее уязвимыми являются средства и системы информатизации, программные средства, автоматизированные системы управления, системы связи и передачи данных, осуществляющие прием, обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа, а также информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне и конфиденциальной информации.
В данной сфере наиболее важно охранять от информационных угроз следующие объекты:
— любые информационные ресурсы, которые содержат государственную тайну;
— любые информационные ресурсы, в которых содержится конфиденциальная информация;
— персональные компьютеры, локальные сети, программное обеспечение, различные системы связи и передачи данных, осуществляющие любые операции с информацией ограниченного доступа;
— технические средства, работающие с открытой информацией, но находящиеся в помещении, в которых ведется работа с информацией ограниченного доступа;
— помещения, где ведется работа с информацией ограниченного доступа;
— помещения для проведения закрытых переговоров.
Также, хотелось бы дополнить все вышесказанное тем, что условно обеспечение информационной безопасности можно поделить на:
— обеспечение информационной безопасности личности, под которым следует понимать обеспечение такого состояния и условий жизнедеятельности личности, при которых реализуются в полном объеме все ее информационные права и свободы;
— обеспечение информационной безопасности общества, под которым понимается состояние защищенности информационных интересов общества от внутренних и внешних угроз;
— обеспечение информационной безопасности государства, под которым понимается состояние защищенности основ конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности с точки зрения средств защиты информации;
— обеспечение глобальной информационной безопасности, под которым следует понимать состояние защищенности глобального информационного пространства от различных информационных угроз [5].
Таким образом, важнейшей задачей обеспечения информационной безопасности является обеспечение сбалансированности интересов личности, общества и государства и их эффективное сотрудничество в рамках глобального информационного пространства. Этот баланс должен быть согласован с государственной политикой в области безопасности в целом. В условиях глобализации становится необходимостью анализировать изменения во внешней и внутренней политики других государств, а также их законодательства и правоприменительной практики. Все вышесказанное является важнейшими условиями эффективного функционирования системы информационной безопасности и защиты информации.