Назад в библиотеку

Информационная безопасность как одна из составляющих национальной безопасности

Автор: Д. С. Ехохина
Источник:Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2015, Том 6, № 3, С. 98  —  102

Аннотация

Д. С. Ехохина Информационная безопасность как одна из составляющих национальной безопасности В статье раскрывается понятие информационной безопасности, дается краткий анализ основных угроз в информационной сфере, раскрыты основные источники угроз в информационной сфере, раскрыто понятие глобального информационного пространства.

Общая постановка проблемы

На данном этапе мировой истории все более возрастает роль информационной сферы жизни общества, под которой понимается совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов информационных правоотношений и системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. В свою очередь, информационная сфера оказывается весьма существенное влияние на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ. Из этого следует сделать вывод, что национальная безопасность существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе дальнейшего прогресса в сфере информационных технологий эта взаимозависимость будет все более и более возрастать [1].

Впервые термин "информационная безопасность" был закреплен в Федеральном законе "Об участии в международном информационном обмене" (ныне утратившем силу), в котором говорилось, что под этим понятием следует понимать состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

Следует выделить три основных направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации:

 — защита информационных прав и свобод человека и гражданина;

 — защита информационных ресурсов, в том числе и информации с ограниченным доступом, от неправомерного доступа;

 — защита общества от вредной и недоброкачественной информации.

Основными объектами правоотношений, складывающихся в сфере обеспечения информационной безопасности, являются права и свободы личности в информационной сфере, такие как право на доступ к информации, право на образование, право на доступ к культурным ценностям, а также право интеллектуальной собственности; нравственные и культурные ценности общества; конституционный строй, демократия и территориальная целостность государства.

Субъектами правоотношений в сфере обеспечения информационной безопасности являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также государство в целом [2].

Наиболее важными интересами личности в информационной сфере являются: реализация в полном объеме права на доступ к информации и свободное использование информации при осуществлении деятельности, не запрещенной законом, использование информации в целях интеллектуального и культурного развития, защита персональных данных, защита личной и семейной тайны. Интересы общества в информационной сфере тесно взаимосвязаны с интересами личности, главным интересом общества в данной сфере является поддержание общественного согласия и добрососедских отношений между членами общества, недопущение каких бы то ни было форм дискриминации. Государственные интересы в информационной сфере представлены в виде следующих положений:

 — развитие информационной инфраструктуры в целях укрепления суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности России;

 — развитие международного сотрудничества в информационной сфере.

Можно выделить следующие виды угроз информационной безопасности Российской Федерации:

 — угрозы информационным правам и свободам человека и гражданина;

 — угрозы общественному сознанию граждан Российской Федерации;

 — угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;

 — угрозы информационному развитию России, включая угрозы развитию информационных технологий;

 — угрозы безопасности средств связи и коммуникации [3].

Все источники угроз в информационной сфере можно условно разделить на внешние и внутренние.

К внешним источникам угроз следует относить:

 — деятельность иностранных спецслубж, направленная против интересов в Российской Федерации в информационной сфере;

 — стремление США к доминированию на международной арене и попытка вытеснения России из информационного пространства;

 — обострение конкуренции между ведущими государствами за обладание информационными технологиями;

 — международный терроризм;

 — деятельность иностранных разведок;

 — разработка США концепции информационной войны с созданием технический средств, действующих разрушительно на информационные ресурсы и информационные системы.

К внутренним же источникам угроз следует относить:

 — упадок некоторых отраслей промышленности;

 — наличие организованной преступности, которая находится в тесном взаимодействии с органами государственной власти и правоохранительными органами, в связи с чем криминальные структуры имеют свободный доступ к информации ограниченного доступа;

 — дефицит финансирования мероприятий по обеспечению информационной безопасности;

 — недостаток квалифицированных кадров в области информационной безопасности.

Наиболее подверженной информационным угрозам является сфера экономики, поскольку рынок создает различные организации, которые занимаются сбором и распространением информации, касающейся внешнеэкономической, биржевой, коммерческой, финансовой, налоговой и таможенной деятельности, для дальнейшего ее использования в целях дезинформации хозяйствующих субъектов и органов государственной власти. Также, существенный вред наносит экономике деятельность иностранных фирм, которые занимаются сбором и обработкой экономической информации, так как при этом создаются благоприятные условия для несанкционированного доступа к информации с ограниченным доступом.

Не менее подвержена информационным угрозам и сфера внутренней политики. Более всего подвержены им следующие объекты:

 — конституционные права и свободы человека и гражданина;

 — конституционный строй Российской Федерации;

 — территориальная целостность;

 — национальное согласие;

 — стабильность государственной власти;

 — общедоступная информация органов государственной власти;

 — средства массовой информации.

Основные направления внешней политики (также как и внутренней) определяются Президентом Российской Федерации. В данной сфере наиболее важно защитить от информационных угроз следующие объекты:

 — информационные ресурсы органов государственной власти, реализующими внешнюю политику Российской Федерации;

 — информационные ресурсы органов внешних сношений Российской Федерации за рубежом (дипломатических представительств и консульских учреждений), а также представительств Российской Федерации при международных организациях;

 — российские средства массовой информации за рубежом.

Отношения, складывающиеся в сфере науки и техники, регулируются несколькими нормативными актами, но основным в данной сфере является Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" [4]. В данной сфере наиболее существенными объектами защиты от информационных угроз являются:

 — результаты фундаментальных научно-технических исследований, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации;

 — научные открытия, на которые еще не получен патент;

 — кадры научных учреждений;

 — системы управления сложными научно-техническими комплексами, такими как ядерные реакторы.

Полная и качественная реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина может быть в полной мере осуществлена только при наличии у каждого человека свободного и беспрепятственного доступа к информации, различным знаниям и культурным ценностям. Духовное развитие личности, а также массовое сознание в целом наиболее всего нуждается в защите от информационных угроз, так как информационные манипуляции в данных сферах получили существенное распространение.

Наиболее охраняемыми объектами в сфере духовной жизни являются:

 — свобода массовой информации;

 — право на достоинство;

 — свобода совести;

 — свобода творчества;

 — неприкосновенность частной жизни;

 — право на личную и семейную тайну;

 — русский язык как объединяющий фактор всего многонационального народа Российской Федерации;

 — язык и культурные ценности различных народов и этносов, населяющих территорию Российской Федерации;

 — объекты права интеллектуальной собственности.

В сфере общегосударственных информационных и телекоммуникационных систем наиболее уязвимыми являются средства и системы информатизации, программные средства, автоматизированные системы управления, системы связи и передачи данных, осуществляющие прием, обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа, а также информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне и конфиденциальной информации.

В данной сфере наиболее важно охранять от информационных угроз следующие объекты:

 — любые информационные ресурсы, которые содержат государственную тайну;

 — любые информационные ресурсы, в которых содержится конфиденциальная информация;

 — персональные компьютеры, локальные сети, программное обеспечение, различные системы связи и передачи данных, осуществляющие любые операции с информацией ограниченного доступа;

 — технические средства, работающие с открытой информацией, но находящиеся в помещении, в которых ведется работа с информацией ограниченного доступа;

 — помещения, где ведется работа с информацией ограниченного доступа;

 — помещения для проведения закрытых переговоров.

Также, хотелось бы дополнить все вышесказанное тем, что условно обеспечение информационной безопасности можно поделить на:

 — обеспечение информационной безопасности личности, под которым следует понимать обеспечение такого состояния и условий жизнедеятельности личности, при которых реализуются в полном объеме все ее информационные права и свободы;

 — обеспечение информационной безопасности общества, под которым понимается состояние защищенности информационных интересов общества от внутренних и внешних угроз;

 — обеспечение информационной безопасности государства, под которым понимается состояние защищенности основ конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности с точки зрения средств защиты информации;

 — обеспечение глобальной информационной безопасности, под которым следует понимать состояние защищенности глобального информационного пространства от различных информационных угроз [5].

Таким образом, важнейшей задачей обеспечения информационной безопасности является обеспечение сбалансированности интересов личности, общества и государства и их эффективное сотрудничество в рамках глобального информационного пространства. Этот баланс должен быть согласован с государственной политикой в области безопасности в целом. В условиях глобализации становится необходимостью анализировать изменения во внешней и внутренней политики других государств, а также их законодательства и правоприменительной практики. Все вышесказанное является важнейшими условиями эффективного функционирования системы информационной безопасности и защиты информации.

Список литературы

  1.  Городов О. А. Информационно право: учебник  —  М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2013.  —  248 с.
  2.  Информационное право / Копылов В. А. 2 – е изд., перераб. и доп.  —  М.: Юристъ, 2012. —  512 с.
  3.  Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр – 1895) / /  РГ от 28.09.2000 г. N 187.
  4.  Федеральный закон "О науке и государственной научно – технической политике" / /  СЗ РФ от 26. 08. 1996 г. № 35, ст. 4137.
  5.  Городов О. А. Информационно право: учебник  —  М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2014.  —  248 с.