Финансовый контроль как элемент системы экономической безопасности государства

Л.К. Самойлова, к.э.н., СЗФ РПА Минюста России; Л.А. Подолянец, д.э.н, профессор, Санкт-Петербургский ГУСЭ

Реализация национальных интересов, ориентированных на полноценное удовлетворение сбалансированных потребностей отдельной личности, общества и государства, осуществима только в условиях интенсивного развития народно-хозяйственного комплекса. Экономика представляет собой совокупность средств, объектов и процессов, используемых государством и социумом для создания необходимых и достаточных материальных и социально-духовных благ, в связи с этим определение её жизнеспособности, уровня развития, степени сопротивляемости возможному воздействию угроз является основой механизма обеспечения безопасности, т.е. экономические аспекты выступают одними из приоритетных.

Экономическую безопасность следует рассматривать в качестве важнейшей характеристики общественно-территориального образования, которая определяет возможности удовлетворения потребностей и интересов, содействует формированию условий для развития устойчивой дееспособности хозяйствующих субъектов, гарантирует достойный уровень жизни населению,

способствует предупреждению и устранению факторов-угроз, нарушающих течение перечисленных процессов [1].

В целях обеспечения надлежащего уровня экономической безопасности необходима систематизация её элементов, позволяющая анализировать и оценивать текущее состояние макро- и микроэкономики, вырабатывать меры по предотвращению реальных и потенциальных факторов-угроз стабильному развитию народнохозяйственного комплекса.

Создание системы экономической безопасности, способной быстро реагировать на многообразие негативных активностей как на уровне федерации в целом, так и отдельных административно-территориальных единиц является ядром самодостаточного развития народного хозяйства. В то же время система экономической безопасности государства должна быть органически введена в состав системы национальной безопасности вместе с такими её частями, как обеспечение надёжной обороноспособности государства, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических катастроф [2, 3].

В работе Е.А. Олейникова представлены базовые элементы системы безопасности государства. К ним автор причислил совокупность правовых норм, законодательных и исполнительных органов, а также средств, методов, способов и направлений их деятельности по созданию условий для надёжной защиты как общенациональных, так и личностных интересов в различных сферах жизнедеятельности [4]. В свою очередь, В.К. Сенчагов считает, что система экономической безопасности состоит из семи блоков, как-то: концепция национальной безопасности, национальные интересы в сфере экономики, угрозы экономической безопасности, индикаторы экономической безопасности (ИЭБ), пороговые значения ИЭБ, организационная структура, правовое обеспечение [4].

На наш взгляд, система экономической безопасности государства представляет собой сочетание взаимосвязанных и взаимодополняющих структурных элементов (рис.), участвующих в создании эффективно функционирующего механизма защиты публичных и частных интересов в условиях динамично изменяющихся социально-экономических отношений.

В целом система экономической безопасности предназначена для урегулирования возможных противоречий, возникающих в результате несовпадения интересов личности, общества и государства, устранения угроз в реальном секторе экономики, усиления устойчивости народнохозяйственного комплекса к воздействию эндогенных и экзогенных негативных факторов. При этом особое внимание необходимо уделить использованию разнообразия ресурсного потенциала. Так, Л.И. Абалкин в своих исследованиях указывал на то, что основным элементом внутренней структуры экономической безопасности является «экономическая независимость», под которой подразумевается возможность государства автономно обеспечивать реализацию национальных интересов посредством продуктивного использования природно-ресурсного и финансово-экономического потенциала. Следовательно, ресурсы участвуют в формировании социально-экономического потенциала территории, выступающего в качестве совокупной способности экономики, хозяйствующих субъектов и индивидуумов обеспечивать развитие производства и потребления, и возможности социальной сферы осуществлять эффективное воспроизводство трудовых ресурсов [2].

Таким образом, развитость социально-экономического потенциала общественно-территориального образования определяется наличием и освоенностью природных ресурсов, средств производства, трудового и научно-технического потенциала, накопленных финансовых активов. При этом финансовый потенциал территории является одним из компонентов, требующихся для создания благоприятных условий безопасного развития совокупности элементов социально-экономической системы, поскольку именно денежные средства и финансовые вложения непосредственно участвуют в перераспределении валового внутреннего продукта и обеспечении экономических субъектов необходимыми ресурсами для осуществления процессов жизнедеятельности. Кроме того, всё разнообразие ресурсов, применяемых в воспроизводственном процессе, имеет стоимостную оценку, следовательно, появляется возможность проконтролировать движение материальных, финансовых средств и оценить рациональность и рентабельность их использования. Также, как нам кажется, одной из важных функций системы экономической безопасности государства является контрольная, предназначение которой сводится к определению способности противодействия народно-хозяйственного комплекса негативным активностям посредством имеющегося ресурсного потенциала.

Из вышеизложенного можно заключить, что в обеспечении экономической безопасности общественно-территориального образования особое значение имеет действенный государственный контроль использования разнообразия ресурсов, в том числе финансовых потоков. В свою очередь финансовый контроль должен охватывать все сферы жизнеобеспечения государства, поскольку денежные средства необходимы на каждой стадии воспроизводственного процесса.

СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА


Совокупность структурных элементов


Субъектно-объектны й


И нформ ационно-правовая база


Функциональное

назначение


Инструментальное

обеспечение


Субъект: - государство


Объект:

-личность (отдельный индивидуум, домохозяйство, единая социальная группа); -хозяйствующий субъект (предприятие, организация; совокупность предприятий, объединённых по отраслевому, организационноэкономическому или другому признаку); -региональная система (целостная, самоуправляемая, саморазвивающаяся со циа ль но-эконо м тес кая система);

-государство (обособленная суверенная территория)


Правовые акты:

-Федеральный закон «О безопасности »:


-Указ Президента РФ «О


Стратегии национальной


безопасности Российской


Федерации до 2020 года»;


-Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической


безопасности Российской Федерации (основные положения)»;

-иные акты


Нормативы, государственные стандарты развития отраслей экономики:

-минимальные социальные стандарты:


Цель:

-создание благоприятных экономических условий


для самодостаточного развития личности, общества и государства


Задачи:

-обеспечение

экономической

независимости

государства;

-своевременное

выявление угроз

экономической


Предмет:

- общенациональные материальные ценности:


-социально-экономическое благополучие государства; -самодостаточность и автономность общественно-


территориального образования в сфере экономики


-нормативы потребления ресурсов:

-Финансовые нормативы и дрмис


Статистические данные:

-абсолютные величины: -относительные значения


Аналитическая

информация:

-обзоры:

-аналитика:

-сводки данных


безопасности: -реализация тактических и стратегических мероприятий по предупреждению и нейтрализации угроз в


реальном секторе экономики;

-подъём и поддержание на достаточно высоком уровне социальноэкономическою потенциала государства


Методы: -мониторинг (отслеживание вменений показателей, характеризующих процессы жизнедеятельности субъектов экономических отношений); -анализ (комплексное исследование сложившейся ситуации в реальном секторе экономики);

-экспертная оценка (применение знаний ведущих экспертов при определении нормативов социальноэкономического развития народного хозяйства); -проверка (определение соотношения между фактическим потреблением экономических активов и плановыми показателями);

молслирование (прогнозирование ситуации на основе выявленных тенденций)_


Функции:

-защитная:

-контрольная;

-прогнозная:

-регулирующая;

-стимулирующая


Способы:

-ішедотврашение угроз; -устранение последствий: -локализация «очагов» кризиса, с последующей нейтрализацией:

—урегулирова ние противоречий между интересами различных экономических субъектов


Рис. - Укрупнённая схема системы экономической безопасности государства

Финансовый контроль направлен на содействие реализации направлений финансовой политики государства при помощи проверки процесса формирования и использования финансовых ресурсов (экономических активов) в различных отраслях народно-хозяйственного комплекса.

По мнению С.О. Шохина, финансовый контроль осуществляется путём применения научно обоснованных методов определения степени соответствия практической деятельности по управлению финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики [5].

Ю.А. Крохина считает, что финансовый контроль, выступающий в качестве сложной финансово-правовой категории, следует рассматривать с позиции двух аспектов: узкого и широкого [6]. Согласно первому — это контроль государства, муниципальных образований в лице компетентных и иных уполномоченных органов за легитимностью и целесообразностью действий в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов на удовлетворение общественных потребностей. В широком аспекте финансовый контроль — это меры государственного регулирования, обеспечивающие экономическую безопасность государства, соблюдение национальных интересов в процессе публичной финансовой деятельности посредством осуществления эффективной финансовой политики.

Таким образом, под финансовым контролем подразумевается совокупность мероприятий, осуществляемых государственными и муниципальными органами, общественными организациями и иными хозяйствующими субъектами, по проверке соответствия разрабатываемых финансовых планов установленным нормативам поступления и расходования денежных ресурсов, по выявлению фактических объёмов доходов, по оценке целесообразности и эффективности использования средств.

Е.И. Майорова и Л.В. Хроленкова систематизируют элементы финансового контроля, выделяя как основные, так и вспомогательные [7]. К основным относятся: объект, предмет, субъекты и подконтрольные субъекты. Вспомогательные представлены финансовым, техническим, кадровым обеспечением контроля. Совокупность указанных элементов находится во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом и образует единство в процессе достижения целей финансового контроля.

Цель государственного финансового контроля заключается в своевременном получении финансово-хозяйственной информации — о течении процесса формирования и использования на микро- и макроуровне различных видов ресурсов, имеющих стоимостное выражение, о выявленных нарушениях при осуществлении финансовой деятельности экономическими субъектами — для принятия оптимальных управленческих решений, отвечающих принципам законности и эффективности [6].

Данная цель обусловила необходимость решения ряда задач, первостепенными из которых являются:

—    обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

—    выполнение экономическими субъектами своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

—    рост объёма финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального и законного использования;

—    соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности.

Финансовый контроль выполняет совокупность функций, предопределённых его содержанием [8].

Выявление и анализ отклонений включает следующие виды мероприятий: установление несоответствий при исполнении законов в части использования средств государственного бюджета; определение диспропорций в формировании доходной части и использовании расходной части бюджета; поиск отклонений в сфере финансовой деятельности различных министерств, ведомств, предприятий и организаций; исследование фактов, вызвавших несоответствие; установление лиц, ответственных за отклонение.

Функция коррекции заключается в разработке предложений по устранению выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения бюджета, а также финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Функция превенции проявляется в ходе реализации профилактической работы, осуществляемой в целях предупреждения нарушений. Её назначение — выявление причин и условий совершения финансовой операции, влекущей возникновение отклонений, и их последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий, снижения их уровня в обществе.

Функция правоохраны направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в совершении финансовых нарушений, и связана с привлечением к ответственности, а также применением к этим субъектам мер государственного или общественного воздействия.

Следовательно, предназначение финансового контроля сводится к предотвращению нарушений в сфере использования экономических ресурсов. Однако низкий уровень финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины спровоцировал такие явления, как масштабное нецелевое и неэффективное использование государственных денежных и материальных ресурсов, хищение, коррупцию, незаконный вывоз капиталов за рубеж и легализацию доходов, полученных преступным путём. В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» финансовые нарушения относятся к одной из угроз для национальной экономической безопасности.

К причинам роста финансовых нарушений, по нашему мнению, относятся:

—    неэффективность системы финансового контроля, обусловленная снижением мер ответственности за преступления в сфере бюджетной деятельности, налогообложения, денежных расчётов и иных;

—    излишне разветвлённая сеть органов финансового контроля, характеризующаяся дублированием функций звеньев, входящих в её состав, что ведёт к нарушению слаженной работы указанных структурных единиц и затрудняет формирование обобщённого представления о результативности финансовых процессов в государстве и причинах отклонения фактических данных от планируемых;

—    несовершенство законодательства, регулирующего контрольные мероприятия в области финансов, выражающееся в наличии обтекаемых, неточных формулировок норм права, что обусловливает появление пробелов, использование которых позволяет избежать ответственности за нарушения.

Устранение указанных выше причин положительно отразится не только на финансовой дисциплине экономических субъектов, но и поспособствует рациональному использованию разнообразия ресурсов народно-хозяйственного комплекса, что приведёт к росту уровня защищённости государства от негативных активностей [9].

Таким образом, финансовый контроль является значимым элементом системы экономической безопасности, поскольку проверка соответ-

ствия фактического потребления естественноприродных, материально-производственных, трудовых, денежных ресурсов ранее запланированным показателям позволит своевременно выявить возможные противоречия и зарождающиеся угрозы в реальном секторе экономики.

Литература

1.    Ефремов К.И., Георгадзе Е.И. Вопросы оценки экономической безопасности региона // Вопросы статистики. 2002. № 2. С. 57-59.

2.    Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.

3.    Горбунов А.А., Головач В.В. Военная безопасность и оборонный бюджет: программный подход // Региональная экономика. 2001. № 2. С. 104-116.

4.    Экономическая и национальная безопасность: учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. М.: Издательство «Экзамен», 2004. 768 с.

5.    Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 1999. 352 с.

6.    Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. 720 с.

7.    Майорова Е.И., Хроленкова Л.В. Финансовое право: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2009. 304 с.

8.    Опенышев С.П., Жуков В.А. Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 1999. № 12. С. 32-38.

9.    Экономическая безопасность: производство - финансы -банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998. 621 с.