Автор: Ф.И. Евдакимов, О.А. Бородина
Источник: Сборник материалов "Реформирование менеджмента в условиях инновационного развития Донбасса"
В условиях современной нестабильности внешней среды, обострения политических отношений между государствами – партнерами в экономической деятельности необходимо создать новые формы управления как государством, так и отдельными предприятиями, и объединениями. Такой новой формой управления является корпоративное управление. Именно оно предусматривает взаимодействие множества субъектов и организаций, имеющих отношение к функционированию предприятия [1].
В 1999г. в специальном документе, одобренном Организацией экономического содружества развития Европы, было сформулировано следующее определение термина. «Корпоративное управление – это внутреннее средство обеспечения эффективной деятельности корпорации и контроль над нею». Исходя из этого определения корпоративное управление определяет концепцию предприятия, исходя из которой балансируются цели предприятия, определяются ресурсы их достижения и контроля над его деятельностью. Использование принципов корпоративного управления на стадии разработки стратегических инвестиционных проектов предприятия и их реализации позволяет сбалансировать инвестиционные процессы и бюджетирование.
Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard, BSC) для оценки деятельности организации была разработана Р. Капланом и Д. Нортоном. Идея системы основана на двух ключевых постулатах:
Предлагаемая система корпоративного управления представляет собой комплекс интегрированных показателей четырех координат: финансы, маркетинг, внутренние производственные процессы, персонал. Корпоративное управление осуществляется на двух уровнях: корпорации в целом, структурном коммерческом подразделении (СКП) и отдельного товара. На каждом уровне осуществляется стратегический набор функций, представленных на рисунке 1.
На уровне компании высшее руководство формирует комплекс существующих и развивающихся видов деятельности в виде корпоративной стратегии роста, которая определяет миссию компании. Стратегический план СКП соответствует миссии компании. Однако, адаптирован к условиям структурного подразделения. Третий уровень планирования представляет собой управление функциями маркетинга товаров: распределение, продвижение и ценообразование. Применительно к предприятиям угольной отрасли сбалансированное стратегическое планирование можно представить тремя уровнями корпоративного управления: корпорация, угледобывающее предприятие, очистные забои [3].
Постоянной проблемой угледобывающего предприятия является воспроизводство производственной мощности. Способы воспроизводства многогранны. Это подготовка новых горизонтов, панелей, выемочных полей, новых очистных забоев. Уровень производственной мощности угольной шахты и своевременность ее воспроизводства обеспечивает количество действующих очистных забоев и своевременность их воспроизводства. Сроки отработки очистных забоев и продолжительность подготовки новых взаимообусловлены и требуют сбалансированности организации во времени. Это обуславливает воспроизводство очистных забоев угледобывающих предприятий рассматривать как самостоятельный уровень корпоративного управления. Корпоративное управление воспроизводством очистных забоев крупных угледобывающих предприятия, интегрированных в корпоративную компанию, обеспечивающее сбалансированность сроков отработки очистного забоя, заменяющего действующий, обеспечивает устойчивую работу угледобывающего предприятия и вертикально интегрированную топливно-энергетическую компанию в целом. Срока отработки действующего очистного забоя в этой системе следует рассматривать как строго заданную детерминированную величину.
Создание системы сбалансирования срока отработки высокопроизводительного очистного забоя с продолжительностью подготовки нового очистного забоя, взамен отработавшего свои запасы угля, требуют нового подхода к управлению устойчивостью воспроизводства мощности угледобывающего предприятия. Как показал анализ реализации бизнес-планов, только 10% шахт достигли запланированных показателей. Основные причины отклонения фактических показателей от предусмотренных бизнес- планом – детерминированный подход определения показателей бизнес-плана, что не позволяет в ходе реализации корректировать фактические показатели от запланированных. Такой механизм необходим при подготовке очистных забоев к заданному сроку. Критерием механизма моет служить управление инвестиционным проектом воспроизводства очистного забоя, представленного в виде сетевой модели. Ведущим параметром сетевой модели является критический путь. Он и определяет продолжительность реализации проекта.
Определив продолжительность реализации проекта и уровень надежности выполнения проекта в заданный срок руководство корпорации имеет возможность принять решение о начале его реализации.
В статье предложен механизм управления инвестиционными проектами воспроизводства очистных забоев угледобывающих предприятий с заданным моментом времени, основанный на применении для этого инвестиционного процесса сетевых методов планирования. Предложенный механизм позволяет осуществить мониторинг хода реализации инвестиционного проекта, обеспечив при этом повышение уровня надежности инвестиционного процесса воспроизводства мощности угледобывающих предприятия, интегрированных в различные корпорации.
1. Каплан Р. Организация, ориентированная на стратегию / Р. Каплан, Д. Нортон. Пер. с анг. // М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2005. – С. 50-56.
2. Ассель Генри. Маркетинг: принципы и стратегии. – М. ИНФРА, 1999. – XII. – 804c.
3. Технологічні схеми відпрацювання газоносних пластів з високими навантаженнями на очисні вибої / Міністерство вугільної промисловості України – Київ, 2010 – 176с.