Айкидо в моей жизни
Айкидо это современное японское боевое искусство, созданное Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Чаще всего айкидо переводят как путь слияния (с) жизненной энергией
или путь гармонизации духа
. Целью Уэсибы было создание такого искусства, практики которого смогли бы защитить от травм не только себя, но и нападающего.
История айкидо
Основатель Айкидо, Морихей Уесиба, родился в Японии в городке Танабэ 14 декабря 1883 года. Уэсиба был старшим из четверых детей в семье. Его отец был крестьянином, а мать принадлежала к знатной семье Итокава. В возрасте 7 лет он начал изучать конфуцианство и буддистскую письменность.
С восемнадцати лет, чтобы приобрести самостоятельность в жизни, наряду с освоением коммерческого ремесла он занялся напряженными физическими тренировками.
Hесмотря на тяжелые жизненные обстоятельства и перерывы, обусловленные болезнями и войнами, Морихэй уже в короткое время целеустремленно осуществил свои замыслы. Под руководством знаменитых мастеров он изучил различные стилевые направления борьбы дзю-дзюцу и искусство владения мечом (кэндо).
Следуя призыву правительства (в 1910 году), Морихей Уэсиба отправился на освоение незаселенных земель на острове Хоккайдо. Благодаря своему образцовому самообладанию и самоотверженной работе на благо общины он вскоре становится ее лидером и получает у поселенцев титул короля Сиратаки
(одной из провинций Хоккайдо).
В 1911 году у него состоялась встреча с мастером Сокаку Такэда, которая имела значение для будущего развития техники Айкидо. Это был авторитетный учитель, который практиковал боевое искусство, метод дайто (дайто-рю), которое практиковалось с XI века в тайных школах , и из которого позже развилось айки-дзюцу. Эта разновидность дзю-дзюцу (джиу-джитсу) имела перед другими стилями важное преимущество, так как буквально все тело бойца превращалось в оружие, которое использовалось в метательной, ударной и рычаговой техниках боя.
Айкидзюцу уже тогда впитало в себя многие элементы искусства борьбы с мечом (кэндзюцу), а так же действенные способы выведения противника из равновесия и болевого воздействия. Особое значение уделялось концентрации (ай) физической и духовной сил. Занятия айки-дзюцу проводились только с некоторыми, особо одаренными учениками. За свою одаренность и особое рвение Уэсиба был зачислен мастером Такэдой в число избранных. Принявшись за усиленные тренировки, он беспрекословно следовал всем наставлениям учителя. В 1916 году он завершил учебу, получив диплом мастера. Весной того же года Морихэй Уэсиба встречается с Онисабуро Дэгути, основателем религиозного направления Омото-ке.
Проповеди Онисабуро Дэгути о том, что мир и гармония на Земле могут быть созданы только любовью, терпимостью и добром человека, настолько покорили Морихэя Уэсибу, что он в 1919 году переезжает в местечко Аябэ, центр новой синтоистской секты Омото-ке, располагавшейся неподалеку от Киото.
С этого времени напряженные физические тренировки дополняются усиленной духовной работой. Это было время четырехлетней аскезы на горной вершине, время напряженнейшего труда и исканий истинного смысла воинских искусств. Уэсиба вступил в схватку с самим собой. Это незаметный, но титанический труд. И из этой схватки Морихей Уэсиба вышел победителем.
Позже профессор Уэсиба часто вспоминал день просветления:
Однажды, прогуливаясь во дворе, я вдруг испытал странное ощущение, словно подомной задрожала земля.
Какой-то золотистый туман начал подниматься от земли, обволакивая меня. В ту секунду я разумом и телом ощутил свет, и мне показалось, что я понимаю язык щебечущих вокруг птиц. Внезапно я ощутил присутствие великого Творца в духовном обличье.
Мысль озарила меня: «Основой всех воинских искусств должна быть любовь ко всему сущему на земле». С того мгновения и на всю жизнь я понял, что весь мир отныне мой дом, что мне принадлежат Солнце и Звезды
.
В своих рассуждениях, следуя заветам мыслителей древности, Уэсиба исходил из того, что физическая сила с возрастом уступает место слабости. Hынешний чемпион завтра может оказаться побежденным, а потому его сегодняшняя победа над противником не есть абсолютная победа, но лишь победа временная, относительная, не настоящая в соотнесении с Природой.
Для человека, преодолевшего свое мятежное я
, свою подверженную всем земным соблазнам натуру, победа на поле брани придет сама собой. Внешние победы есть результат победы внутренней. В единстве со Вселенной такой человек из любой схватки выходит победителем.
Так утвердилось убеждение в том, что любое боевое искусство может быть только тогда ценным и непобедимым, когда оно проникнуто Божественным духом оберегающей любви и ответственности перед всеми живыми существами. Так зародилась духовная основа Айкидо.
С этого времени Морихей Уэсиба сосредоточил свои силы на совершенствовании техники Айкидо, добиваясь того, чтобы гармонично соединить практику боя с духовным учением.
В 1936 году в Японии и Манчжурии открываются многочисленные школы Айки-Будзюцу (Айки-Будо). С 1940 года Айки-Будо становится элитарным боевым искусством Японии, которому обучаются высшие военные чины, промышленники и университетские верхи. Уэсиба-сихан приобретает в Японии большую популярность. Особенно укрепилась его репутация среди высших офицеров армии и флота. У создателя Айкидо брали уроки адмиралы Такэсита Исаму, Такахаси Санкити, Ямамото Хидэсукэ.
Тем не менее, Уэсиба вскоре уезжает в провинцию, и поселятся в горах префектуры Ибараки. Двенадцать лет прожил он в горной глуши, окруженный немногими преданными учениками. Военные авантюры не привлекали философа. Дни и ночи Уэсиба проводил в медитации и упорных, изнурительных тренировках, приносивших чудесные результаты. Мастерство его неуклонно возрастало. Шестидесятилетний старик легко одолевал нескольких вооруженных противников, почти не применяя силы, двигаясь с удивительной грацией и быстротой.
Поражение в войне принесло тяжелейшие испытания японскому народу. Рушились вековые моральные ценности – миф о богоизбранности и в духовном превосходстве японской нации. Оголтелый шовинизм уступил место растерянности, отчаянию, комплексу неполноценности. В первые послевоенные годы вся японская интеллигенция была озабочена проблемой нравственного падения нации. Именно тогда и началось возрождение воинских искусств, в которых мастера Будо видели путь к духовному оздоровлению своих сограждан.
В 1948 году, когда был снят запрет на практику воинских искусств, Уэсиба, перебирается с ближайшими учениками в Токио, где основывает Общество Айкидо (Айкикай) и открывает Центральный клуб (Айкидо хонбу додзе). Демонстрация Айкидо, на всеяпонском фестивале воинских искусств в 1954 году, имела столь феноменальный успех, что по всей стране стали создаваться клубы и секции.
В 1960 году за создание Айкидо О'Сэнсэй Морихей Уэсиба удостоен императорской награды «Медали чести с розовой лентой». В 1964 году Уэсиба награжден Японским Орденом Почета за заслуги перед нацией в развитии боевых искусств. 26 апреля 1969 года в 5 часов утра Уэсиба уходит из жизни. После его кончины он был еще не раз удостоен различных наград за подвиг, который он совершил, обобщив и систематизировав различные виды боевых искусств и создав универсальную систему защиты Айкидо.
Морихей Уэсиба завещал Айкидо всему человечеству. И сейчас это удивительное искусство ведет за собой новых и новых людей на земле, стремящихся к совершенству, гармонии с природой и верящих в доброту и любовь.
Распространение Айкидо
Нельзя сказать, что путь нового учения был с самого начала устлан розами. Хотя токийское додзё уцелело после вражеских бомбардировок благодаря героическим усилиям Кисомару и его помощников, ставших на это время пожарниками и бойцами службы спасения, заниматься там было весьма затруднительно — около ста человек, чьи жилища были разрушены от взрывов бомб, временно поселились на его территории. К тому же не дремали оккупационные службы, руководство которых никак не одобряло официальное распространение боевых искусств на территории Японии. Тем не менее Морихеи и некоторые из его учеников продолжали тайком тренироваться в Ивама, пренебрегая запретами. Условия для занятий, конечно, здесь были не сахар — не хватало элементарного инвентаря (матов), да и свет то и дело отключали. Один ученик даже пошутил как-то по этому поводу: Когда свет отключают и додзё погружается во мрак, только свет глаз нашего Великого Учителя не позволяет прерваться тренировке
.
В 1948 году руководство оккупационных служб все же пошло на определенные уступки в этом плане, и Министерство образования Японии учредило федерацию айкидо под эгидой общества боевых искусств, служащих сугубо делу мира во всем мире и абсолютной справедливости
. Понятное дело, не прошло и года, как столичное додзё было торжественно открыто и возобновило свою работу на благо развития нового искусства борьбы. (Впрочем, только в 1955 году с его территории выехал последний беженец.)
На первых порах многого, естественно, не хватало. И прежде всего — кадров. Большинство институтов регулирования взаимодействия между социальными структурами были разрушены за период войны, в стране ощущался недостаток самого необходимого, и люди были заняты главным образом добыванием хлеба насущного, а посему им было вовсе не до тренировок. Даже Кисомару был вынужден заниматься левой подработкой в одной из частных охранных фирм, вызывая при этом недовольство отца, ненавидящего этих жадных, бессовестных буржуев-капиталистов
. Постепенно ситуация в стране улучшалась, и люди стали приходить в додзё. К старым тренерским кадрам добавлялись новые, по всей Японии стали возникать все новые и новые додзё. Кисомару бросил свою подработку и со спокойной совестью начал в поте лица трудиться на благо развития айкидо в своем додзё. В 1956 году состоялась первая публичная демонстрация достижений нового искусства. Именно с этого времени айкидо перекочевало с острова на остальные материки, приобретя, таким образом, официальный статус международного учения.
Перед войной, впрочем, было несколько иностранцев, главным образом из Италии и Германии, а также еще и несколько профессиональных борцов, практикующих айки-будо, о которых впервые узнали в университете Кенкоку в Манчукуе. Но это была, как говорится, капля в море. Первые выпуски иностранных студентов университетов, где практиковали айкидо, начались лишь в начале шестидесятых годов. Конечно, нельзя не отметить тот факт, что философско-идеологические концепции учения в трактовке японских и иностранных наставников отличались друг от друга весьма существенно. И это в общем-то естественно, если учитывать религиозно-культурную сторону восприятия различными нациями, еще только недавно воевавшими. Морихеи, с присущей ему широтой натуры и любовью к своему делу, охотно принимал в ученики тех иностранцев, которые искренне желали овладеть таинствами истинного искусства айкидо (даже вопреки явно враждебному настрою японских учеников по отношению к иноземцам всех мастей и калибров“). Иначе какой бы это был тогда Великий Учитель! Один из иностранных учеников позже вспоминал с явной сердечной теплотой: „Когда Морихеи был рядом, казалось, что все вокруг светилось нежным, мягким светом, и ощущалось настоящее душевное тепло. Без него мир тут же становился мрачным и грустным
.
Послевоенный период жизни Великого Учителя прошел куда более спокойно, нежели его молодые и зрелые годы, переполненные драматическими событиями. Он главным образом занимался администраторской деятельностью в федерации и Хомбу-додзё, которым руководил его сын Кисомару, вел семинары для главных тренеров и инструкторов, а все свое свободное время отдавал самосовершенствованию и самоочищению согласно теории айкидо. Он уже не тренировался до умопомрачения, как раньше, стараясь совершенствоваться духовно и акцентируя свое внимание на внутреннем самосозерцании. Он много молился, медитировал, изучал религиозную литературу, совершенствовался в каллиграфии и работал на ферме. Как-то он сказал:
Находясь в уединении в Ивама и позабыв о мировых проблемах, я смог по-настоящему ощутить степень единения человека с природой. Каждое утро я вставал в четыре часа, освежался и выходил на улицу встречать рассвет и радоваться восходящему солнышку. Я воистину соединился с космосом через философию айки, позволяющую понять суть вещей через слияние и трансформацию, когда все и вся бьется с единым сердечным ритмом и сливается в едином дыхании. Стоя перед этим алтарем, где небо сливается с землей, нельзя не ощутить истинную гармонию совершенства и воссоединения с Божественным. В благодарность от возможности почувствовать связь духовного и материального я поклонился на все стороны горизонта и в течение полутора часов усиленно молился и медитировал.
В последние годы жизни Морихеи лично практически не проводил тренировок, а если и проводил, весь упор в них делался на чисто философские и духовные аспекты айкидо. Когда наиболее дотошные ученики вдруг спрашивали его, как назвать правильно тот или иной удививший их прием, Морихеи спокойно отвечал: Сами придумайте ему звание — чем поэтичнее, тем лучше
. Когда же они просили его повторить им помедленнее движения ногами, после которых противники Морихеи отлетали от него как от стенки горох, учитель филосовски-назидательно говорил: Секрет айкидо состоит не в том, как ты работаешь ногами, а в том, как ты работаешь головой. Я учу вас не боевому искусству в прямом смысле, а учу вас не проявлять жестокость
. Такие вот духовные наставления могли занимать половину времени всей чисто физической тренировки. Один раз какой-то молодой, рвущийся в бой ученик вдруг не выдержал, устав от философских бесед Морихеи, и весьма бесцеремонно бросил: Сенсей, разве это время отведено для политбесед?» Возмущенный такой наглостью, Морихеи быстро встал и мгновенно ретировался из додзё. Потом потребовалось немало усилий и уговоров, чтобы он возобновил занятия. Великий наставник постоянно напоминал своим ученикам: «Я всего лишь ваш проводник в этом долгом путешествии по миру айкидо. Слушайте внимательно все мои наставления и рекомендации и затем идите по этому пути самостоятельно — каждый по-своему
.
Морихеи в это время приходилось то и дело разрываться между Ивама, токийским Хомбу-додзё и бесконечными инструкторскими турами в различные уголки Японии. Великий мастер довольно скрупулезно проверял характер учеников, которых предполагал взять сопровождающими в этих поездках. В частности, он проверял их долготерпение, заставляя прибывать на вокзал за час до отхода поезда. (Некоторые наиболее хитрые ученики обманывали Морихеи, переводя часы в додзё вперед на час.) Кроме того, он любил, в целях выработки внимательности и наблюдательности, играть с ними в кошки-мышки, когда сгибающийся под тяжестью чемоданов ученик должен был купить билеты и не упустить из виду отнюдь не сидящего на месте своего наставника, который, благодаря большой проворности, легко просачивался через любые людские потоки, создавая наблюдателю, таким образом, дополнительные трудности. Он мог отправиться куда-то, даже не удосужившись узнать адрес и время, где должно было произойти мероприятие или встреча. Или же вдруг выпрыгнуть из едва начавшего движение поезда под предлогом, что что-то там забыл. Всякий раз доставалось ученикам от Морихеи за то, что те не проявили должного внимания при неожиданной резкой остановке автомобиля и не поймали упавшие пакеты — сам он это делал всегда легко и непринужденно. Как-то раз их автомобиль чуть было не попал в жуткую аварию, последствия которой были бы с огромной долей вероятности довольно трагическими, если бы Морихеи непосредственно перед столкновением машин вдруг не издал громкий предупредительный крик. И хотя столкновения все же избежать не удалось, оно было не таким уж страшным и никто из пассажиров не пострадал.
Несмотря на то что добиться чести стать личным помощником великого мастера во время его поездок мог далеко не каждый из его учеников и нести эту службу было крайне не просто — прошедшие эту школу в один голос утверждали, что одна поездка с учителем по своим нагрузкам эквивалентна месяцу напряженнейших тренировок, — отбоя от претендентов на вакансию интенданта Морихеи никогда не было, и счастливчик буквально сиял от радости и раздувался от гордости, получая вожделенное назначение. Ведь что может быть желанней для жаждущего познать истины великого искусства айкидо, чем лично носить багаж основателя, царя и бога
этого самого искусства, делать ему массаж, касаясь его тела, готовить ему ванну, спать возле двери, чтобы в любой момент оказать какую-либо услугу даже посреди ночи и с гордым видом помогать ступить на родную землю по возвращении из поездки. В процессе нервных, эмоциональных и физических нагрузок, выпадавших на долю каждого из сопровождавших учителя, они теряли в весе от десяти до пятнадцати фунтов (* От 4,5 до 7 кг.).
Один из учеников как-то даже признался, что чувствовал, как худеет при одном только упоминании имени великого мастера, если ему предстояло встретиться с ним лично. Другой рассказывал, что накануне встречи с учителем тот явился к нему во сне и тут же начал отрабатывать на нем свои приемы. В 1961 году Морихеи совершил первую и единственную поездку на территорию Соединенных Штатов, посетив Гавайи, где пробыл сорок дней. Рассказывают, что здесь с ним произошел интересный случай. Один из учеников, занимающийся японско-американским вариантом айкидо, наблюдал, как Морихеи во время своего выступления демонстрировал технику уклонения от ударов мечом. «Атакующий использует лишь прямые удары, поэтому мастеру не составляет большого труда от них уходить, — подумал про себя студент. — Я бы использовал еще и боковые». По окончании выступления Морихеи подошел к студенту и с улыбкой сказал: Это тебе тоже ничего бы не дало
.
Морихеи снялся в двух документальных фильмах. В 1958 году — во фрагментах американского телесериала Встреча с приключениями
, а в 1961-м — в Короле айкидо
, траслирующемся по всей Японии. Вряд ли стоит особо говорить о том, что Морихеи в последние годы жизни уже имел солидную коллекцию различных наград и титулов, как японских, так и иностранных. В 1964 году его лично награждал сам император. В 1967 году он своими глазами увидел новое токийское Хомбу-додзё, в десять раз превышающее по своим размерам старое. Ему не так уж часто удавалось спокойно помолиться и помедитировать — то и дело звонил телефон или приходил курьер с посланием, вызывая раздражение мастера новинками цивилизации
. Впрочем, одна из них такой негативной реакции у него все же не вызывала — вечерами он охотно смотрел в окружении внуков турниры по сумо или самурайские фильмы по телевизору — чуду техники XX века
.
Принципы айкидо
Тело должно быть треугольным, сознание – круглым. Треугольник означает генерирование энергии и является самой устойчивой физической формой. Круг символизирует безмятежность и совершенство, неисчерпаемый источник технических приёмов
Морихэй Уэсиба
Пять принципов айкидо, сформулированные Основателем:
Айкидо - это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной; это Универсальный Разум, который содержит все и все объединяет.
Айкидо - это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле.
Айкидо - это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием.
Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной.
Айкидо - это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога.
Техники требуют четырех качеств, в которых отражается природа нашего мира. В зависимости от обстоятельств, ты должен быть: твердым, как алмаз, гибким, как ива, плавным, как течение воды, или пустым, как небо
Морихэй Уэсиба
Айкидо в моей жизни
Свой путь в айкидо на начал в 2012 году. Тогда в октябре я случайно попал на тренировку по айкидо. И буквально с первых минут я понял, что этим я смогу заниматься очень долго. Мне было всё интересно и не понятно. Сэнсэй (так принято называть тренера) давал команды своим ученикам на японском языке, а они послушно всё выполняли, немного сбивало с толку, только повторил движение, а сэнсэй дает уже другую команду. Но могу сказать, что к этому привыкаешь довольно быстро и уже через месяц я мог свободно выполнять все базовые команды, лишь изредка запинаясь.
Отличительной чертой айкидо для меня стало то, что в нем нет никакой агрессии, никакого насилия, атмосфера в додзё (тренировочный зал) всегда миролюбивая и дружественная, и при этом не важно как давно ты в нем занимаешься, десять лет или пришел первый раз.
Также очень интересно следить за своим профессиональным ростом. Особо это становится заметным, когда проделал определенный путь и смотришь на людей, которые только начали заниматься, вот тогда понимаешь, что еще совсем недавно, ты сам также не умело переставлял ноги и неуверенно двигал руками, но потом поворачиваешь голову и смотришь на старших, которые все техники выполняют с еще большей лёгкостью. И такая закономерность соблюдается на протяжении всего пути. А как принято считать, айкидо это путь длинною в жизнь.
Но помимо физической подготовки айкидо тренирует и дух, менее чем через год я заметил, как айкидо помогло мне стать более дисциплинированным и собранным, айкидо дает ощущение некой целостности.
На данный момент я продолжаю заниматься этим искусством, имею 3кю и соответственно коричневый пояс.
Анимация, я выполняю страховку кувырок вперед.
(размер: 279 КБ; кадров: 17; повторов: не ограничено; задержка: 100мс)
Использованные ссылки
Мировая ассоциация айкидо: Боевое искусство Айкидо
Севастопольский клуб айкидо: История Айкидо