Автор:Василенко В.А., Волков Р., Погоржельская Н.В.
Источник: Інформаційні управляючі системи та комп’ютерний моніторинг (ІУС КМ - 2011) - 2011 / Матерiали II мiжнародної науково-технiчної конференцiї студентiв, аспiрантiв та молодих вчених. — Донецьк, ДонНТУ — 2011, Том 2, с. 132-136.
Василенко В.А., Волков Р., Погоржельская Н.В. - Анализ жизненного цикла организации как инструмента управления изменениями.В статье рассмотрены теории жизненного цикла, позволяющие исследовать тенденции развития организации. Раскрыта взаимосвязь между освоением основных факторов производства и продвижением по кривой жизненного цикла хозяйствующего субъекта, что позволяет предсказать вектор изменения трансформации, тем самым, повысив эффективность управления изменений.
Управление изменениями направлено на работу с человеческим фактором в бизнес-изменениях. Независимо от того, насколько велик бизнес в какой сфере деятельности он существует, есть ряд повторяющихся, стандартных шагов, которые обеспечивают успешность работы с той стороной изменений, которая связана с человеческим фактором. И поэтому оно может быть определено как процесс, инструменты и техники, применяющиеся для эффективного управления человеческим фактором изменений в бизнесе, с целью достижения требуемых результатов, и осуществления успешных изменений в социальной инфраструктуре коллектива.
Теория жизненного цикла организации (ЖЦО), в качестве научного направления в менеджменте, получила развитие после второй мировой войны, основываясь на биологической аналогии с жизненным циклом живого организма, она имеет основное назначение – объяснение процесса изменений, которые происходят в организации с течением времени. Разработано большое количество моделей жизненного цикла, однако, до сих пор между исследователями нет единого мнения относительно количества стадий и подхода к их определению. Одной из причин такого разнообразия являются различия в объектах исследования – в типе организации, выбранной для создания модели.
Первоначально, модель ЖЦО была основана на деятельности правительственной организации, затем были созданы модели для коммерческих и некоммерческих предприятий. Концепции ЖЦО изучали изменения различных сторон организации на протяжении их жизненного цикла: технологические, организационные, культурные, производственные и др. Проводились исследования жизненного цикла вновь созданных организаций, промышленных предприятий, издательских домов, университетов, больниц, агентства NASA, киностудии и сервисных фирм. Как мы видим, сфера деятельности организации оказывает значительное влияние на модель ее жизненного цикла.
Также, у исследователей нет единого мнения, относительно стадий жизненного цикла организации: одни авторы предлагают модели из трех стадий, другие считают, что стадий должно быть четыре [7], знаменитая модель Грейнера состоит из пяти стадий, модель Торберта содержит их девять, а модель Адизеса – десять. Авторы делают акцент на наборе уникальных характеристиках каждого этапа жизненного цикла своей модели.
Однако, несмотря на различия в определении количества стадий жизненного цикла, выделяют его общее характеристики:
1. Последовательность стадий жизненного цикла предприятия, при котором каждый последующий этап является следствием предыдущего;
2. Все модели рассматривают широкий спектр организационных характеристик.
Стадия жизненного цикла представляет собой широкий набор различных характеристик организационной деятельности, следовательно, для полноценногоанализа необходимо понять, как эти характеристики изменяются с течением времени. Организация способна не только оставаться продолжительное время на одной стадии развития, но и возвращаться на предыдущие, а также разоряться на ранних этапах, очень быстро продвигаясь к упадку и смерти.
Наиболее интересную трактовку, согласно которой: «жизненный цикл может обеспечить: карту пути, идентифицирующую критические организационные переходы, а также ловушки, которые необходимо избегать во время своего роста в размерах и сложности; график прибавления уровней управления, формализации организационных процедур и систем, пересмотра приоритетов организации», дал С.Г. Хэнкс. Точная модель жизненного цикла может помочь понять, когда следует отказаться от успешных в прошлом стратегий или практик, которые будут препятствовать будущему росту фирмы [8] .
Выделяют следующее проблемное поле концепций жизненного цикла:
С целью всестороннего анализа развития предприятия по стадиям жизненного цикла, используется теория факторов производства, предложенная О.В. Иншаковым. Каждый из шести факторов подразумевает определенную сторону развития предприятия [3] :
|
|
человеческий (А) | развитие персонала |
материальный (М) | увеличение экономических показателей деятельности компании |
институциональный (Ins) | развитие институций, внедрение системы профессионального менеджмента |
организационный (О) | развитие организационной структуры предприятия |
информационный (Inf) | повышение информационной открытости предприятия, улучшение использования информационных потоков с целью ускорения развития организации |
Анализ динамики развития 6 факторов производства позволяет более полноценно отслеживать развитие предприятия на протяжении всего периода его существования, вследствие охвата широкого набора характеристик организационной деятельности [4] . Использование данной теории, несомненно, позволит лучше предсказывать предстоящие проблемы в организации и находить более выгодные их решения.
С целью повышения качества принятия управленческих решений, предлагается исследовать, как изменяются уровни развития шести факторов производства в течение жизненного цикла предприятия. Необходимо выполнить анализ освоения факторов развития организации на разных стадиях жизненного цикла, что требует решения следующих задач:
1. Определить количество уровней развития факторов производства.
2. Провести экспертный опрос среди руководителей предприятий, с целью определения изменений в развития организации на разных стадиях жизненного цикла с позиции шести факторов производства.
3. Исследовать уровень развития каждого из шести факторов на десяти стадиях жизненного цикла.
Таким образом, удастся получить наиболее достоверные результаты в исследовании развития предприятия на протяжении его жизненного цикла, что, несомненно, повысит качество принимаемых управленческих решений, и позволит проводить более эффективную политику в области управления изменениями.
В качестве модели, описывающей развитие организации на протяжении периода ее существования, предлагается использовать теорию жизненного цикла И. Адизеса (рис.1), наиболее полно описывающую все стадии жизненного цикла и включающую десять этапов: ухаживание, младенчество, давай-давай, юность, расцвет, стабильность, аристократизм, разногласия, бюрократизация, смерть [1,2].
Исследования показывают, что экономической сущностью жизненного цикла организации, является раскрытие и объяснение эволюции развития системы, посредством процесса прохождения через этапы рождения, роста, зрелости и упадка. Рассмотренная модель жизненного цикла И.Адизеса, наиболее подробно описывает генезис организации от стадии становления до стадии упадка, через выделение 10 стадий развития. Основные проблемы в управлении изменениями являются индивидуальное и групповое сопротивление персонала, а также проблема контроля, возникающие из-за того, что большинство формальных организационных механизмов контроля предназначено для работы в относительно стабильном состоянии, и не учитывает этапы перехода на последующие стадии развития.
1. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации / И.К. Адизес. – СПб.:
Питер, 2007. – 383 с.
2. Адизес И.К. Управляя изменениями / И.К. Адизес. – СПб.: Питер, 2008. – 222 с.
3. Иншаков О.В. Теория факторов производства в контексте экономики развития: научный докл. на президиуме МАОН (Москва, 29 нояб. 2002 г.) / О.В. Иншаков. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. – 89 с.
4. Иншаков О.В. «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства / О.В. Иншаков // Экономическая наука современной России. – 2003. – № 1. – С. 11 -25.
5. Широкова Г.В. Управление изменениями в российских компаниях:
учебник / Г.В. Широкова; Высшая школа менеджмента СПбГУ. – 3-е изд. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2009. – 480 с.
6. Adizes I. Twelve Tips on Keeping Your Growing Business at Prime / I. Adizes. – L.A.: Manage 44, 3. 1993. – P. 14-17.
7. Электронный ресурс http://www.studfiles.ru/preview/1711108/
8. Электронный ресурс http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-organizatsionnoystruktury-predpriyatiy-na-osnove-teorii-zhiznennyh-tsiklov