Эволюция понятия экономическая безопасность
Автор: Орлова А.В.
Источник: Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. Выпуск № 19-1 (138) – том 24 – 2012.
Аннотация
В статье проводится сравнительный анализ сложившихся теоретических подходов
отечественных и зарубежных исследователей к определению сущности экономическая безопасность
государства и экономических
аспектов национальной безопасности
. Сформирована авторская позиция определения данной категории.
Ключевые слова: экономическая безопасность, экономический национализм, экономический суверенитет.
Экономический кризис 2008 года продемонстрировал несовершенство принципа невидимой руки рынка
, оставленной без присмотра государством. Уязвимость
национальных экономик перед подобными глобальными катаклизмами поднимает вопросы минимизации их негативных последствий для каждой страны. Неустойчивость
мировой финансовой системы выступает главной экономической угрозой для всех стран, которая придает новую актуальность понятию
экономическая безопасность
, которое прошло эволюционный путь развития. Следует отметить, что проблема определения понятия экономическая безопасность
возникает
одновременно с зарождением и развитием национальных государственных интересов. В истории любого государства эта проблема либо обострялась, либо существовала на заднем плане.
В Древние времена под безопасностью
понимались лишь физическая территориальная
защищенность государства от вторжения внешних вооруженных сил. Например, Жан-Жак Руссо говорил, что забота о самосохранении и безопасности есть самая
важная из всех забот государств
[7, с.134]. Однако уже в XVIII веке в европейских странах, а прежде – в Англии, безопасность государства связывалась
с его экономическим благополучием, а именно с развитием торговли. Тогда же была установлена прямая зависимость чисто военной безопасности от уровня экономического
развития страны. Воплощением этого понимания была теория меркантилизма.
В XIX веке в противовес меркантилизму зародилось экономическое понимание международных отношений протекционизма, которое во главе с немецким экономистом Фридрихом Листом выступало за установление более высоких таможенных барьеров с целью подавления экономической агрессии других стран и защиты местной промышленности. Стоит отметить, что в этот период рассмотрение международных отношений не отличалось экономической направленностью. Вопрос не шел дальше защиты территориального единства и признания повышающейся экономической взаимозависимости разных стран и территорий.
В 1934 году по указу президента США Ф.Д. Рузвельта был создан Федеральный комитет по экономической безопасности и Консультативный совет при нем, которые занимались
экономической безопасностью
отдельных лиц, а именно борьбой с безработицей. Создание данного комитета и совета, не привели к обобщению и выделению экономической
безопасности
в самостоятельную теорию. Следует отметить, что в некоторых англоязычных странах до сих пор под экономической безопасностью
(economic security
)
понимается защищенность частных лиц и домохозяйств от резкого ухудшения финансового состояния.
В годы «холодной войны» речь шла, в первую очередь, об экономическом обеспечении глобального противостояния сверхдержав, в особенности об экономических аспектах
гонки вооружений. Понятие безопасность
по умолчанию трактовалось как нечто, требующее участия силовых органов (вооруженных сил, разведки, спецслужб).
Исследования в этой области оживились после окончания противостояния сверхдержав,
когда экономическая составляющая национальной мощи, наконец, стала приобретать самостоятельное значение. Интерес к национальной экономической безопасности
пробудился как на
Западе, так и в России (спустя почти 70 лет), причем эти исследования развивались параллельными курсами
, слабо соприкасаясь между собой.
Западные ученые более узко и конкретно понимают сам термин безопасность
государства, видя в нем, прежде всего, защищенность от внешних
угроз, особенно от
злонамеренных действий каких-либо противников или соперников, российские же ученые – наоборот. В контексте биполярного противостояния сверхдержав главная
теоретическая
проблема, с точки зрения экономических аспектов безопасности
, состояла в поиске оптимального соотношения между, объемами и структурой
расходов на оборону и экономической эффективностью и конкурентоспособностью национальной экономики.
Британский исследователь В. Кейбл не связывал понятие экономическая безопасность
с использованием военной силы. Данный подход, по утверждению Кейбла,
был свойствен такому специфическому направлению в теории международных отношений, как геоэкономика
и глобализация
[11, с.314]. Его сторонники трактовали
международные экономические отношения как холодную войну
, главными оппонентами в которой выступают США, Евросоюз и Япония.
В официальных документах США выражение экономическая безопасность применительно к государству в целом (в отличие от частных лиц и домохозяйств) практически не употребляется. Но те или иные экономические вопросы регулярно рассматриваются с точки зрения безопасности. Наиболее важным документальным источником в этом смысле является периодически обновляемая Стратегия национальной безопасности США. Во всех ее последних редакциях выделяются три главные цели внутренней и внешней политики США: укрепление военной безопасности, экономическое процветание, содействие демократии в других странах.
В стратегии национальной безопасности США для нового столетия (стратегии Клинтона), принятой в 1997г., в полной мере отражается современный подход к пониманию сущности безопасности страны. Документ отражал будущие тенденции мирового развития, обозначались национальные интересы, оценивалась экономическая мощь, в том числе и потенциальная и многое другое. Структура документа показывает, что весомой составляющей национальной безопасности становится экономическая безопасность.
В последней стратегии администрации Дж. Буша (2006 г.) был очевиден явный перекос в сторону содействия демократии в странах мира, что должно было способствовать и безопасности самих США. Экономическое процветание Америки связывалось с «новой эрой глобального экономического роста через свободные рынки и свободную торговлю». Доктрина свободной торговли в американском выражении стала прямой наследницей старого требования открытых дверей, впервые прозвучавшего еще в начале XX века в теории протекционизма.
В Стратегии национальной безопасности администрации Б. Обамы (2010 г.) военным действиям страны за рубежом в документе уделено намного меньше внимания. Главной идеей документа в рамках обеспечения экономической безопасности выступает необходимость сотрудничества США с зарубежными партнерами, а также преодоление кризиса.
Чрезмерная обеспокоенность экономической безопасностью США к протекционизму не привела. Однако на практике экономическая политика Соединенных Штатов часто имеет выраженные черты если не протекционизма, то во всяком случае экономического национализма (еще один популярный в американском лексиконе ярлык для характеристики политики других правительств). При этом запретительные меры в экономике напрямую связываются с нацио- нальной безопасностью США, а именно, с ограничением иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли американской экономики.
Для регулирования иностранных инвестиций в Соединенных Штатах в 1975 г. указом президента Дж. Форда был учрежден межведомственный Комитет по иностранным инвестициям (CFIUS), который должен был отслеживать экономическую активность иностранных компаний в США и докладывать о ней президенту. Однако работа данного Комитета не была эффективной, поэтому в 1988 году Конгресс принял положение Эксона-Флорио. Согласно данному положению президент получал полномочия запрещать любую сделку по слияниям или поглощениям американских компаний, если она представлялась ему угрожающей национальной безопасности. Но положение Эксона-Флорио не давало четкого определения национальной безопасности.
Одной из первых о национальной экономической безопасности заговорила Япония. В 1982 г. министерство внешней торговли и промышленности страны выступило со специальным докладом на эту тему, согласно которому экономическая безопасность – это такое состояние экономики, при котором она защищена, прежде всего, экономическими средствами, от серьезных угроз ее безопасности, возникающих под воздействием международных факторов.
Важнейшей из азиатских держав современного мира является Китай. В основе китайской трактовки экономической безопасности лежит экономический суверенитет, в особенности независимость в принятии решений. Китайский ученый Джанг Ёнг дал краткое определение экономической безопасности: Для развивающихся стран, таких как Китай, экономическая безопасность лучше всего определяется как способность обеспечивать постепенный рост жизненных стандартов всего населения через национальное экономическое развитие при сохранении экономической независимости. Иными словами, у экономической безопасности есть две стороны медали: конкурентоспособность и независимый экономический суверенитет. Из этих двух сторон автора больше волнует вторая. Почти все свое исследование он посвятил отрицательным последствиям засилья иностранного капитала в китайской экономике [16, с.67].
Как видно, в зарубежной науке отсутствует единое понимание экономической безопасности или экономических аспектов национальной безопасности. Основной целью государств в этой области обычно выступает стабильный экономический рост, независимость и сохранение суверенитета государства.
Российская наука отличается наиболее глубокой разработкой проблем экономической безопасности. На исследование данной темы, находящейся на стыке политики и экономики,
было потрачено много интеллектуальных усилий. При этом российские концепции экономической безопасности за редким исключением развивались абсолютно независимо от
мнений западных исследователей. В России термин безопасность впервые был употреблен еще в 1881 г. в Положении О мерах к охранению государственного порядка и
общественного покоя
. Позднее данный термин в России связывался с охраной общественной безопасности, с борьбой контрреволюцией и установлением порядка в обществе.
Современная трактовка понятия безопасность берет начало в XVII-XVIII веках, когда практически во всех странах появляется точка зрения, что главной целью государства
является общее благосостояние и безопасность. Поэтому термин безопасность получает в это время следующее толкование: состояние, ситуация спокойствия, появляющаяся
в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной), а также материальные, экономические, политические условия, соответствующие органы и
организации, способствующие созданию данной ситуации [5, с.38].
Большинство российских ученых считают безопасность идеально возможной в перспекти- ве, но нереальной в прежних и нынешних конкретно-исторических условиях, так как в точном смысле она означает отсутствие опасностей и угроз [8, с.41]. Также можно заметить, что часть российских ученых не считает понятие экономическая безопасность принадлежащим к экономическим наукам и научным в целом.
Понятие экономическая безопасность
вошло в нормативные документы в Государственной стратегии экономической безопасности РФ (от 29.04.1996). Однако лишь к концу
1990-х сформировались наиболее авторитетные дефиниций экономической безопасности, на которые ссылаются авторы, ограничивающие свои цели разработкой прикладных вопросов
экономической безопасности. Однако и между этими дефинициями сохраняются расхождения.
Таблица 1 – Определения понятия экономическая безопасность
Содержание понятия |
Автор |
Cостояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность выравнивать и проводить в жизнь независимою экономическую политику |
Л.И. Абалкин |
Cоставная часть обшей системы безопасности страны, основанная на педантичности, эффективности и конкурентоспособности экономики, выраженных через систему критериев и показателей ее состояния, в которой ключевой подсистемой является производственная, качество которой поддерживается другими подсистемами (сырьевой, кредитно-финансовой, технологической), а также всеми государственными органами через правовые, организационные, политические и другие меры, для создания благоприятных внутренних и внешних условий развития экономики, направленной на удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях |
М. Арсентьев |
Устойчивость национальной экономической системы к эндогенным и экзогенным шокам экономического и политического происхождения, проявляющуюся в ее способности нейтрализовать потенциальные источники шоков и минимизировать ущерб, связанный с реально происшедшими шоками |
С.А. Афонцев |
Такое сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает в долгосрочной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом |
А.И. Илларионов |
Экономическая безопасность региона – это не столько состояние защищенности региональных интересов, сколько способность региональной власти создавать эффективные механизмы по обеспечению конкурентоспособности экономики региона, социально-экономической стабильности и устойчивости развития территории как относительно самостоятельной структуры, органически интегрированной в экономику РФ |
И. Медушевская |
Это состояние, в котором народ (государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определить пути и формы своего эффективного развития |
Е. А. Олейников |
Это состояние защищенности жизненно важных интересов людей, организаций общества и государства от внутренних и внешних угроз и опасностей |
Б.А. Райзберг |
Это система защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности |
В.А. Савин |
Это состояние, при котором отсутствуют, сведены к минимуму или устранены внутренние и внешние угрозы сохранению социально-экономического и финансового потенциала региона ниже уровня, достаточного при повышении благосостояния его населения |
В.К. Сенчагов |
Это совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы |
В. Тамбошев |
Это совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь |
Л.Н. Терехов |
Это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны |
Указ Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. №605 О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации |
Ключевым моментом для большинства дефиниций экономической безопасности является термин защищенность. Многие авторы рассматривают безопасность экономической деятельности как состояние защищенности жизнедеятельности общества и его структур.
Важная черта дискуссий по тематике экономической безопасности в постсоветской России заключалась в том, что практически с самого их начала термин экономическая безопасность начал классифицироваться. На свет появились продовольственная, лекарственная, топливная, сырьевая, технологическая, финансовая, экологическая и т.д. безопасности, претендующие если не на собственный научный статус, то, по крайней мере, на свое место в общественно-политических и экономических дискуссиях. Вообще понятие безопасности стало применяться практически ко всем видам деятельности экономики.
Мировой финансовый кризис 2008 года внес свои коррективы и в России. Власти пришлось одновременно решать неотложные задачи по преодолению кризиса и ставить более перспективные цели по посткризисному развитию страны. Характерно, что в антикризисной программе правительства выражение экономическая безопасность не употреблялось.
Стратегия национальной безопасности России, утвержденная указом президента 12 мая 2009 г., посвящена экономическому росту. В ней ставится задача «вхождения России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах. Для этого целесообразным представляется укрепление экономической безопасности через проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики.
Понятие экономическая безопасность государства не существует вне пространства и времени. Оно всегда является превращенной формой распространенных представлений об угрозах благополучию страны со стороны каких-либо экономических факторов, которые, в свою оче-редь, отражают положение этой страны в мировом разделении труда. В России тяжелая экономическая ситуация 1990-х годов стимулировала ученое сообщество к разработке многочисленных концепций экономической безопасности, которая понималась предельно широко. В свою очередь, власти опасались, прежде всего, за свой «экономический суверенитет», за право независимо принимать решения, и после 2000 г. сделали всё, чтобы его не утратить. Экономический кризис 2008 г. показал уязвимость России перед мировыми процессами, которая значительно усиливалась ее зависимостью от конъюнктуры сырьевых цен.
Таким образом, под экономической безопасностью целесообразно понимать защищенность общественных отношений, готовность и способность институциональных единиц общества разрабатывать мероприятия по блокированию или нейтрализации возможных или появившихся угроз, реализация этих мероприятий с целью развития отечественной экономики и поддержания социально-политической стабильности общества.
Литература
- O государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 29 апр. 1996г. № 608. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/;
- О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 12 мая 2009г. № 537. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/;
- Агадуллин, Н.Ф. Национальная экономическая безопасность как категория экономической теории. [Текст] / Н.Ф. Агадуллин. – Диссертация на соискание у. с. канд. экон. наук. Уфа, 2007. С. 38-49;
- Афонцев, С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу [Текст] / С.А. Афонцев // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – № 10. – С. 30-39.
- Емельянов, Г.В. Проблемы обеспечения информационной безопасности субъектов Российской Федерации [Текст] / Г.В. Емельянов, Л. А. Стрельцов // Информационное общество. 1998. № 1. С. 35-47.;
- Козлова, А.В. Экономическая безопасность как явление и понятие [Текст] / А.В. Козлова // Власть. 2009. № 1. С. 14-17.;
- Лапуста, М.Г. Предпринимательство [Текст] / М.Г. Лапуста. – М.: Инфра-М, 2008. – 608 с.;
- Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая) [Текст] / В.К. Сенчагов. – М.: ЗАО
Финстатинформ
, – 2002. – 128 с.; - Executive Order Establishing the Commitee on Economic Security and the Advisory Council on Economic Security [Электронный ресурс] // Social Security in America. Appendix XIII. – Режим доступа: http://www.ssa.gov./history/reports/ces/cesbookapen13.html.;
- Luciani, J. The Economic Content of Security. [Text] // Journal of Public Policy. – 1988. – Vol. 8, No. 2. – Р. 151-173;
- Cable, V. What is International Economic Security? [Text] // International Affairs. – 1995. – Vol. 71, No. 2. – P. 312-317;
- Kirshner, J. Political Economy in Security Studies aftter the Cold War. [Text] // Review of International Political Economy. – 1988. – Vol. 5, No 1. P. 64-91;
- Losman, D. Economic Security. A National Security Folly? [Text] // Policy Analysis. – 2001. – No. 409. – P. 1-12;
- France, Assemblee Nationale. Rapport d’information sur la strategie de securite economique nationale presente par M. Bernard Carayon;
- 15. Time to revise old ideas of economic security. // Chinaview, 2008. Режим доступа: http://nigeria2.mofcom.gov.cn/aarticle/chinanews/200807/20080705638641.html;
- Jiang Yong. Economic Security: Redressing Imbalance. [Text] // China Sacurity. – 2008. – Vol. 3, No 2. – P. 66–85.