Авторы:Т.И. Бугеря, А.В. Светличный
Источник:II Международная научно-практическая конференция Инновационные перспективы Донбасса
Т.И. Бугеря, А.В. Светличный Разработка устройства диагностики асинхронного двигателя в процессе эксплуатации. В статье рассмотрены методы определения параметров схемы замещения асинхронных электродвигателей. Сформулированы требования к методике их расчета при наладке приводов с частотными преобразователями и моделировании.
При наладке некоторых преобразователей частоты для управления асинхронными электродвигателями (АД) требуется введение параметров схемы замещения электродвигателя. Как правило, у наладчика под рукой имеется только формуляр электродвигателя с данными о номинальных параметрах:
Такие же проблемы возникают при моделировании электроприводов с асинхронными электродвигателями в программном пакете Matlab (приложение Simulink), где используется Т-образная схема замещения АД (рис. 1)
На схеме приняты следующие обозначения:
За последние годы опубликовано много работ, посвященных вопросу нахождения параметров схемы замещения АД по паспортным данным. Первой из работ этой серии можно считать статью [1] «Определение параметров схемы замещения асинхронных двигателей по каталожным данным», авторов Мощинский Ю.А., Беспалов В.Я., Кирякин А.А., опубликованную в журнале Электричество в 1998 году. Достоинством предложенного подхода является определение параметров схемы замещения на всех участках механической характеристики. Однако для ее реализации требуется информация о коэффициентах полезного действия и мощности при различной загрузке электродвигателя, которая не всегда доступна.
Для нахождения параметров схемы замещения АД при параметрировании частотных преобразователей ВЕСПЕР, Lenze и некоторых других, не оснащенных функцией идентификации, в статье [2] Кувшинова А.И., Мухи Н.И. и Онищенко О.А. предлагается использовать метод экспертной оценки. Большое количество принимаемых допущений для разных диапазонов мощностей, а также необходимость выбора экспертных коэффициентов из предлагаемых диапазонов делают это методику неудобной для применения
Очень удобной для практического использования является итерационная методика расчета, представленная в опубликованной в 2005 году статье Усольцева А.А., Лукичева Д.В. «Определение параметров модели асинхронного двигателя по справочным данным» [3].
В работе [4] Ромашихина Ю.В. и Родькина Д.И. «Методы определения параметров машин переменного тока», опубликованной в 2010 году показано, что Г схема замещения дает существенные погрешности при расчете механических характеристик АД, а при использовании Т-схемы замещения надо учитывать комплексные сопротивления.
Работа [5] Островского А.В. «Безитерационная методика определения параметров машин переменного тока» является упрощенным вариантом подхода представленного в [1]. Однако следует согласиться с точкой зрения автора, что практическая методика должна быть не слишком сложной и удобной в использовании.
В статье Гридина В.М. «Расчет параметров схемы замещения асинхронных двигателей по каталожным данным» [6] предложен алгоритм расчета параметров Г-образной схемы замещения, достаточно сложный в реализации.
Целый ряд публикаций по вопросу определения параметров схемы замещения АД вышел в 2013 году [7-11]. Статья Макеева М.С. и Кувшинова А.А. «Алгоритм расчета параметров схемы замещения асинхронного двигателя по каталожным данным» [7] ориентирована на математическое описание АД как элемента системы электроснабжения, поэтому в ней рассматриваются мощные (>30 кВт) машины. Предложено в качестве исходной информации для расчета в дополнение к каталожным данным использовать значение тока холостого хода электродвигателя.
Практические задачи нахождения и использования параметров схемы замещения АД рассматриваются в работе Чепкунова Р.А. [8]. Приводится оценка погрешности работы преобразователей частоты при неправильном парметрировании и предлагается достаточно простой алгоритм нахождения параметров схемы замещения по паспортным данным. К сожалению, автор не приводит примеров расчета, позволяющих оценить погрешность предложенной методики.
В 2013 году выходит в свет книга авторов Пустоветов М., Солтус К., Синявский И. «Компьютерное моделирование асинхронных двигателей и трансформаторов» [9], в которой вопросу определения параметров схемы замещения посвящена 2 глава. Для асинхронных электродвигателей серии 4А предлагается использовать имеющиеся параметры для Г-образной схемы в относительных единицах, а для других серий применить разработанную авторами методику расчета. В качестве исходного параметра наряду с паспортными данными в ней используется коэффициент потерь Kp, определяющий отношение потерь в меди к суммарным потерям в электродвигателе. Как пишут сами авторы, от точности его выбора существенно зависит точность получаемых результатов.
Достаточно простая и удобная методика нахождения приближенных параметров схемы замещения, позволяющих корректно описать механическую характеристику на участке от холостого хода s=0 до критического скольжения s=1, приведена в методических указаниях [10]. Для получения близких к паспортным значений номинального и критического момента требуется правильно подобрать коэффициент ?, характеризующий отношение активного сопротивления статора к приведенному активному сопротивлению ротора.
Также в 2013 году выходит в свет учебное пособие «Электрические машины», [11] автор которого включает в раздел расширенную по сравнению с [2] методику определения параметров схемы замещения, дополнив оценкой получаемых результатов. На сегодняшний день этот материал можно считать наиболее полным по рассматриваемому вопросу. Однако, в [12] он же делает оговорку то том что «В целом можно сделать заключение о том, что рассмотренная математическая модель асинхронного двигателя и методика расчёта её параметров дают вполне удовлетворительный результат для машин мощностью от 5 до 250 кВт. Для машин меньшей мощности требуется уточнение модели и методики расчёта параметров».
Несмотря на большое количество работ по вопросу определения параметров схемы замещения АД по паспортным данным на сегодняшний день отсутствует простая и удобная для применения методика. Для ее разработки сформулируем исходные требования.
1.Мощинский Ю.А., Беспалов В.Я. Кирякин А.А. Определение параметров схемы замещения асинхронных двигателей по каталожным данным // Электричество.- 1998.- №4. - С. 38-42.
2. Кувшинов А. И. Идентификация параметров схемы замещения асинхронного электродвигателя на основе экспертных оценок / А. И. Кувшинов, Н. И. Муха, О. А. Онищенко // Автоматизация судовых технических средств. - 2007. - Вып.12. - С. 78-85.
3. Усольцев А.А., Лукичев Д.В. Определение параметров модели асинхронного двигателя по справочным данням / Усольцев А.А., Лукичев Д.В. – Известия высших учебных заведений. Приборостроение. – 2008.- №10. Том 51- С.35-41.
4. Ромашихин Ю.В., Родькин Д.И. Методы определения параметров машин переменного тока. // Вісник КДУ імені Михайла Остроградського. Випуск 4/2010 (63). Частина 3. – С. 140-143.
5. Островский А.В. Безитерационная методика определения параметров схемы замещения асинхронного двигателя. // В сб. Праці ТДАТУ, 2012 вип.. 12 Т2. С. 66-72.
6. Гридин В.М. Расчет параметров схемы замещения асинхронных двигателей по каталожным данным / Электричество.- 2012. № 5, С. 40-45.
7. Макеев М.С., Кувшинов А.А. Алгоритм расчета параметров схемы замещения асинхронного двигателя по каталожным данным. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета Выпуск № 1 (23). - 2013.- С. 108 -112.
8. Чепкунов Р.А. Определение параметров схемы замещения асинхронного двигателя по паспортным данным при вводе в эксплуатацию асинхронного электропривода // Інженерні та освітні технології в електротехнічних і комп`ютерних системах. -2013 №4.- С. 56-62.
9. Пустоветов М., Солтус К., Синявский И. Компьютерное моделирование асинхронных двигателей и трансформаторов.LAP LAMBERT Academic Publishing.- 2013. – 200 c.
10. Электрический привод: методические указания / сост. М.В. Петрова. – Ульяновск: УлГТУ, 2013 – 50 с.
11. Усольцев А.А. Электрические машины/Учебное пособие. СПб: НИУ ИТМО, 2013, – 416 с.
12. Усольцев А.А. Определение параметров схемы замещения асинхронного двигателя по справочным данным [Электронный ресурс] / [Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, кафедра электротехники и прецизионных электромеханических систем]. – URL: http://ets.ifmo.ru/usolzev/wopros/op_ad.pdf (дата обращения: 10.05.2016).