Использование беспилотных летательных аппаратов в МЧС России
Авторы: Попов Н.И., Ефимов С.В.
Источник: Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций – 2012
Использование беспилотных летательных аппаратов в МЧС России
Н.И.Попов, ст. преподаватель,
С. В. Ефимов, канд. техн. наук, доцент
ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
В настоящее время в МЧС России все большее значение уделяется использованию беспилотных летательных аппаратов. Они помогут получить подробную информацию о возгораниях, особенно на более отдалённых территориях, и сэкономить людские силы.
Беспилотники позволяют обследовать зону ЧС площадью до 100 квадратных километров, не подвергая опасности людей, качество
фотоснимков, полученных с высоты 250 метров, позволяет достаточно хорошо рассмотреть объекты размером метр на метр.
Для управления беспилотниками разработаны специальные мобильные пункты, позволяющие осуществлять прием, запись и отображение видео- и телеметрической информации, передаваемой с борта БПЛА.
После запуска полет проходит в автоматическом режиме, при необходимости оператор может перевести беспилотник на ручное управление, изменить маршрут и высоту полета, а также отменить полетное задание. В МЧС, для модернизации технической базы министерства разработана программа переоснащения современными образцами техники и оборудования в том числе и БПЛА на 2011-2015 годы. Программа предусматривает выделение на эти цели 43 миллиардов рублей. К 2015 году доля современной техники в МЧС должна достигнуть 80 %.
Связь обеспечивают десять роботов-беспилотников. Каждый из них представляет собой легкий планер с электромотором и передатчиками сигнала. Все эти устройства может нести один человек. Выбрав удачное место, он запускает их в воздух, просто подбросив вверх, после чего может управлять всем десятком с ноутбука.
Наша промышленность, наша наука готова к такому перевооружению. Дело осталось за малым – определиться, в каком объеме, количестве, какая техника
будет поставляться
, – сказал основатель МЧС С. К. Шойгу в после демонстрационных учений на полигоне 179-го Спасательного центра в
подмосковном Ногинске. Он отметил, что в 2012 МЧС уже получило первую сотню единиц техники. Среди основных задач бывший министр назвал
воздушную разведку. По его мнению, главное, чтобы такими беспилотниками начали оснащаться субъекты РФ, особенно густонаселенные районы
и где есть опасность лесных пожаров, чтобы можно 150 было быстро проводить разведку. Беспилотники будут ставиться на вооружение,
это есть в программе и планах министерства. Их также можно использовать для обеспечения связи в местах возникновения ЧС.
Сегодня авиационные комплексы с беспилотными летательными аппаратами являются одним из наиболее перспективных видов вооружения МЧС. В интересах ведомства беспилотные авиационные комплексы позволяют свести к минимуму использование пилотируемой авиации в районах действия и способны решать широкий круг задач:
- ведение всех возможных, в зависимости от имеющейся на борту целевой нагрузки, видов разведки с целью обеспечения своих сил требуемой информацией – в реальном масштабе времени.
- корректирование действий сил и средств, выдача целеуказания и оценка результатов; ретрансляция информации; мониторинг объектов в интересах обеспечения безопасности; оперативный круглосуточный мониторинг высокорисковых технологических объектов и транспортной инфраструктуры – автомобильных и железных дорог, аэропортов и морских портов, трубопроводов различного назначения и пр.; проведение инспекции объектов, в т. ч. в условиях чрезвычайных ситуаций, техногенных или природных катастроф (пожары, наводнения, радиационные, химические или бактериологические загрязнения, утечки нефти и газа, повреждения линий электропередач и т. п.); работы в качестве ретранслятора в информационно-связных системах различного назначения.
Уникальность беспилотных авиационных комплексов обусловлена такими их особенностями как возможность использования с аэродромов или наземных площадок без специальной подготовки инфраструктуры; многократность использования БЛА; более низкая стоимость разработки, производства и эксплуатации в сравнении с пилотируемыми ЛА; исключение потерь личного состава; способность использовать в качестве целевой нагрузки радиоэлектронную и специальную аппаратуру для решения широкого круга задач; а также возможность использования с ограниченных по размеру площадок (для мини- и микро-БЛА и аппаратов вертолетного типа). Беспилотники вертолетного типа отличаются малым временем подготовки к полету, высокой маневренностью, возможностью полета в режиме зависания, малым уровнем помех от силовых установок.
Согласно находящимся в открытом доступе документам организаций Европейского Союза, распределение потребительского спроса на гражданские БПЛА в период с 2015 по 2020 гг. выглядит следующим образом: .
- 45 % – правительственные структуры,
- 25 % – пожарные,
- 13 % – сельское хозяйство и лесничество,
- 10 % – энергетика,
- 6 % – обзор земной поверхности,
- 1 % – связь и вещание.
Мы сторонники самого широкого внедрения беспилотных летательных аппаратов у себя и в других ведомствах, например в лесоохране, отвечающей за выявление и подавление очагов лесных пожаров. Когда мы занимаемся работой по спасению человеческой жизни, все средства хороши.
Эта максима позволяет в каждом конкретном месте грамотно строить отношения с организацией, которая обеспечивает безопасность полетов и управление воздушным движением. МЧС ответственно использует потенциально опасные технологии, в том числе авиационные