ДонНТУ   Портал магистров

Отдых в промышленном городе Китая

В 2014 году мне посчастливилось попасть в небольшой, по Китайским меркам, город Чаншу. Это промышленный город провинции Цзянсу, расположенной на востоке Китая. Чаншу по своей площади примерно равен Донецку, однако на 2014 год население Чаншу составляло почти 2 миллиона человек и продолжает расти.

В этом городе нет аэропорта, поэтому добираться до него пришлось на машине. Не смотря на очень хорошее дорожное покрытие и много полос для движения автомобилей, пробки встречались везде, кроме платной автострады. Это связано с тем, что в Китае не только большая плотность населения, но и у большинства жителей есть автомобиль.


Вид с 23 этажа

Рисунок 1 – Вид с 23 этажа

Когда мы въехали в Чаншу, меня впечатлила архитектура города. Это современный город, не уступающий Донецку, но в то же время он сохранил свои традиционные черты, например, пагоды на крышах зданий и небольшие каменные мостики над ручьями. В этом городе можно встретить любые типы зданий: современные высотные здания, небольшие почти полностью стеклянные или обычные кирпичные жилые дома с облицовкой. И среди всех этих сооружений всегда найдется место паркам, беговым дорожкам вдоль реки и небольшим статуям драконов.

Климат в Чаншу жаркий, к тому же он расположен на реке, из-за чего в городе очень высокая влажность. И растения в городе соответствуют климату: повсюду растут пальмы, гранаты, иногда можно встретить яблоню и персиковое дерево, а река усеяна кувшинками. Везде продаются фрукты: арбузы, апельсины, личи, драконов фрукт (по вкусу очень напоминает киви), дуриан (к нему мало людей остаются равнодушными из-за его ужасного запаха) и другие.

В городе присутствуют и такие известные супермаркеты как Walmart и Auchan, однако найти в них нужные товары не так-то просто из-за того, что на ценниках название товара не дублируется на английском языке, а по этикеткам на самом товаре далеко не всегда можно определить, что внутри упаковки. Например, в упаковке зеленого цвета, на которой были нарисованы яблоки, лежали небольшие угощения, по форме напоминавшие конфеты и упакованы так же как конфеты, то есть завернуты в бумажки зеленого цвета на манер конфет, однако под всеми этими цветами оказалось вяленое мясо.

Из традиционных сладостей в магазинах продавались лунные пирожные, это небольшие круглые плоские кексы с самой разнообразной начинкой. Действительно, кому-то попадается внутри вкусный джем, а кому-то начинка из рыбы. По внешнему виду их нельзя отличить, поэтому это каждый раз была лотерея.


Вывеска у входа в парк без единого слова на английском

Рисунок 2 – Вывеска у входа в парк без единого слова на английском

Так же в этом городе я столкнулся с проблемой языкового барьера из-за того, что очень малый процент населения, в отличие от крупных городов, владеет английским языком. Поэтому я предпочитал покупать товары в супермаркете, ведь на рынке мне приходилось указывать пальцем на интересующий меня товар и просить показать мне цену на него на калькуляторе. Китайцев же незнание английского нисколько не смущало и они каждый раз с большой охотой мне что-то рассказывали о товарах, хоть и знали, что я их не понимал. Чтобы пользоваться такси, приходилось сначала заранее искать адреса на карте и выписывать их на бумажку, чтобы затем показать водителю такси или рикши.

Впечатления от красивейшего города и обилия разнообразных продуктов были омрачены трудностями передвижения пешком. Дело в том, что в этом городе практически никто не ходит пешком. У большинства жителей есть машины, при чем старых или битых машин там не встречается, а те, кто не могут позволить купить себе машину, покупают скутеры. Для управления скутером в Китае не требуется водительское удостоверение и для них выделена отдельная полоса движения, огороженная бордюром. И даже для тех, кто не может себе позволить даже скутер, есть муниципальные велосипеды. По всему городу встречаются стоянки велосипедов, которые можно бесплатно брать на прокат, но делать это могут только граждане Китая, потому что для этого необходима ID карта гражданина Китая. Поэтому пешком передвигаться у них не принято и с пешеходами на дороге не считаются. Редко можно встретить тротуар вдоль проезжей части, приходилось ходить по дорожке для скутеров и светофоры встречались не всегда, поэтому перейти дорогу было не самым простым занятием. Со временем, я выяснил маршруты местных автобусов и по городу передвигаться стало проще.


Один из парков для прогулок

Рисунок 3 – Один из парков для прогулок

Однако это не значит, что китайцы вовсе не любят ходить. Им нравятся прогулки. Для этого у них есть большие парки и небольшие прогулочные улицы. В зеленых парках они могут прогуливаться утром или днем, а вечером они отдыхают на прогулочной улице. Это узкая длинная улица без проезжей части, усеянная ресторанами, магазинами и любимыми заведениями местного населения – караоке.

В караоке (в Китае он называется KTV) они отдыхают каждый раз в конце рабочей недели. Работа есть практически у всех китайцев, процент безработицы там очень низкий. За весь месяц пребывания в Китае на улице я не встретил и одного попрошайки. Молодых специалистов у них ценят довольно высоко, они, как правило, занимают довольно высокие должности, а люди престарелого возраста обычно занимаются несложной работой, например, ухаживают за садом или работают консьержами. В Китае очень ценят инженеров и программистов. И те, и другие им нужны на заводах. Интересно то, что у них все промышленные предприятия вынесены за черту города. Работников завода по всему городу собирает автобус, а затем везет их примерно 50 километров за город. Это в значительной мере помогает сохранять экологию города в приемлемом состоянии (в отличие от Пекина, где это серьезная проблема). Относительно их трудолюбия я хотел бы сказать, что они трудятся не покладая рук 5-6 дней в неделю в зависимости от профессии, однако это еще не значит, что они трудолюбивы во всём. На самом деле, в Китае не предусмотрены пенсии, поэтому людям там приходится работать усердно в молодости, чтобы обеспечить себе старость. Конечно, они живут не в вакууме и им будут помогать их дети. По поводу детей у них тоже есть традиции. У них принято, что в семье обязательно должен быть сын. Родители должны его воспитать и, когда тот вырастет, подарить ему квартиру, а сын в свою очередь будет помогать им в их старости. По наследству квартира детям достаться не может из-за того, что в Китае нельзя купить квартиру. Её лишь можно взять в аренду на 70 лет (средняя продолжительность жизни китайцев), однако потом она снова вернётся в распоряжение государства. Отсутствие пенсий и частной жилой площади обусловлено особенностями экономического аппарата государства. И эти особенности я не могу назвать плохими, ведь зарплата обычного инженера в Китае в несколько раз превышает зарплату в нашем регионе. Они могут позволить себе машину, могут потратиться на современный смартфон и могут каждый вечер водить семью ужинать в ресторан.


Улица с более традиционной архитектурой

Рисунок 4 – Улица с более традиционной архитектурой

Я недолго пробыл в Китае, на я многое узнал об их культуре, укладе жизни и привычках. Меня впечатлило, что в небольшом промышленном городе может быть так красиво и как много интересного можно найти в нём, за целый месяц я так и не смог изучить его как следует, хоть и почти каждый день прогуливался по нему. Нам во многих аспектах следует брать пример с Китайцев в области организации труда, заботе об окружающей среде и своих гражданах. Однако и китайцам во многом следует брать пример с нас, например, культуру поведения в общественных местах, уважение личного пространства человека. Надеюсь, мне снова представится шанс поехать в эту интереснейшую страну!