Назад в библиотеку

Разработка интеллектуальной системы управления электроприводом инвалидной коляски

Авторы: А.А. Ашибоков, А.П. Фомин
Источник: Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) – 65-я Открытая студенческаянаучно-техническая конференция СНТК УНИВЕРСИТЕТА МАШИНОСТРОЕНИЯ – Сборник работ – 838с. – с. 63 – 68

Аннотация

В настоящее время актуальна задача социальной адаптации людей с ограниченной подвижностью в связи с дефектами опорно-двигательного аппарата. Она решается различными средствами, в том числе использованием инвалидных колясок с электроприводом колес. Такие коляски обеспечивают необходимую подвижность в условиях квартир, на улицах в парковых зонах и иных условиях.


Целью данной работы является, разработка интеллектуальной системы управления электроприводом инвалидной коляски. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

В качестве прототипа взят экспериментальный электропривод, собранный на базе инвалидной коляски фирмы Meyra с двумя электродвигателями постоянного тока. Силовая схема электропривода представлена на рис. 1, где, М – это электродвигатели постоянного тока, GB – аккумуляторные батареи, П - мостовой преобразователь постоянного напряжения, ЭТМ – электрические тормоза, S - предохранитель.


Схема электропривода коляски

Рисунок 1 – Схема электропривода коляски


Регулирование скорости вращения колес осуществляется за счет подводимого к двигателям напряжения питания путем изменения скважности преобразователя напряжения. Формирование скважности для каждого двигателя осуществляется перемещением двухкоординатного джойстика.

Перемещения джойстика можно представить в виде окружности на координатной плоскости (рис. 2), где r – максимальное перемещение джойстика, z – вектор перемещения джойстика. Модуль вектора z определяет скорость движения и ускорения, а угол вектора α определяет координаты по осям х, у, влияющий на величину скважности преобразователя напряжения для каждого двигателя. Значение х задает продольную скорость инвалидной коляски, а у – поперечную.


Плоскость перемещения джойстика

Рисунок 2 – Плоскость перемещения джойстика


В эксплуатации инвалидная коляска должна иметь возможность осуществлять движение как вперед, так и назад, способна осуществлять как автомобильный поворот с внешним центром поворота, так и карусельное движение (вокруг внутренней оси) в условиях замкнутого пространства. Было принято, что движение вперед и назад соответствует перемещению джойстика по оси х, при этом скорости вращения колес должны быть равны и направлены в одну сторону. Для осуществления карусельного поворота вправо или влево перемещение джойстика должно осуществляться по оси y соответственно, при этом скорости вращения колес равны, но направлены в противоположные стороны. Автомобильному повороту соответствует перемещение джойстика по двум осям одновременно.

Учитывая особенности движения и необходимость получения единого и простого алгоритма управления электродвигателями для всех режимов работы, , был предложен следующий закон формирования скважности для электродвигателей внешнего и внутреннего колес на повороте.


Формула (1)


Предполагается что zвнеш и zвнут пропорциональны скважности преобразователя напряжения соответствующих колес.

Предложенные законы были исследованы расчетам изменения zвнеш и zвнут при различных положениях джойстика. Было рассмотрено 2 типа изменения положения джойстика:

В таблице 1 и 2 представлены результаты расчетов. На рис.3 представлен график зависимости zвнут от угла α. Из графика видно, что при перемещении джойстика по окружности величина zвнут изменяется от -1 до 1. График имеет нелинейный, но непрерывный характер. Следовательно предложенный закон позволяет получить все значения zвнеш и zвнут для всех схем поворота.


Таблица 1 – Формирования скорости от положения джойстика по окружности.

альфа

x

y

zвнеш

zвнутр

0

0

1

1

-1

15

0,258819

0,965925826

1

-0,93185

30

0,5

0,866025404

1

-0,73205

45

0,707107

0,707106781

1

-0,41421

60

0,866025

0,5

1

0

65

0,906308

0,422618262

1

0,154763

70

0,939693

0,342020143

1

0,31596

75

0,965926

0,258819045

1

0,482362

80

0,984808

0,173648178

1

0,652704

85

0,996195

0,087155743

1

0,825689

90

1

6,12574E-17

1

1


График формирования скорости при перемещении джойстика по кругу

Рисунок 3 – График формирования скорости при перемещении джойстика по кругу


Таблица 2 – Формирования скорости от положения джойстика при фиксированном х

x

y

zвнеш

zвнутр

0,258819

0,1

0,277466

0,07746585

0,258819

0,2

0,327089

-0,07291087

0,258819

0,3

0,396216

-0,20378377

0,258819

0,4

0,476432

-0,32356816

0,258819

0,5

0,563016

-0,43698375

0,258819

0,6

0,653443

-0,54655735

0,258819

0,7

0,746316

-0,65368418

0,258819

0,8

0,840825

-0,75917463

0,258819

0,9

0,936476

-0,863524

0,258819

1

1,032951

-0,96704923


Дополнительно при тех же расчетных условиях определено изменение радиуса поворота. Принята следующая расчетная схема (рис. 4) поворота коляски в виде векторов скоростей колес и радиуса поворота. Предполагается, что механические характеристики электродвигателей абсолютно жесткие и величина z однозначно определяет поступательную скорость колеса. Как видно из схемы мы имеем 2 треугольника со сторонами:

Согласно закону подобия треугольников получаем соотношение:


Формула (2)


Модель скоростей колес и радиуса поворота

Рисунок 4 – Модель скоростей колес и радиуса поворота


Примем V1/V2 = t, отсюда получаем что радиус поворота равен:


Формула (3)


Результаты расчета радиуса поворота представлены в таблице 3. На рис.5 представлен график изменения радиуса поворота от перемещения джойстика. Как видно из графика радиус поворота изменяется от 0 до бесконечности, принятых закон управления обеспечивает все схемы движения от движения вперед до карусельного поворота через автомобильный поворот. Варьирование коэффициента интенсивности разгона ki (режим заяц -черепаха) не изменяет схему движения. Как видно из таблицы 4 и 5, при различных z или ki изменяется лишь скорость осуществления маневра.


Таблица 3 – Расчет радиуса поворота

альфа

x

y

zвнеш

zвнутр

Rp

0

0

1

1

-1

0

15

0,258819

0,965925826

1

-0,93185

1,1112

30

0,5

0,866025404

1

-0,73205

4,873067

45

0,707107

0,707106781

1

-0,41421

13,04773

60

0,866025

0,5

1

0

31,5

65

0,906308

0,422618262

1

0,154763

43,03535

70

0,939693

0,342020143

1

0,31596

60,59984

75

0,965926

0,258819045

1

0,482362

90,20665

80

0,984808

0,173648178

1

0,652704

149,9013

85

0,996195

0,087155743

1

0,825689

329,922


График изменения радиуса поворота

Рисунок 5 – График изменения радиуса поворота


Структурная схема систем, обеспечивающая управление по описанному закону представлена на рис. 6, где ОУ – органы управлении (представлены в виде джойстика и переключателя интенсивности разгона), TMS 320 f2808 – микроконтроллер, IR – драйвера (служат для усиления сигнала и гальванической развязки силовой части и управляющей), A – датчик тока, измерительный шунт (для обратной связи по току), VT – транзисторные ключи. С джойстика на порты микроконтроллера приходят аналоговые сигналы по двум координатам, которые в дальнейшем преобразуются в цифровой код встроенным АЦП. С микроконтроллера на драйверы посылается сигналы вкл/выкл и ШИМ сигналы. Драйвера усиливают сигнал и передают его на затворы транзисторных ключей полупроводникового преобразователя открывая или закрывая их. В качестве обратной связи служит датчик тока (шунт), информация с которого передается на один из портов через усилитель сигнала. Управление осуществляется программным путем.


Структурная схема электропривода

Рисунок 6 – Структурная схема электропривода


Была разработана блок-схема алгоритма программы управления электроприводом инвалидной коляски, которая в укупленных блоках представленной на рисунке 7.


Блок-схема программы

Рисунок 6 – Блок-схема программы


В настоящий момент осуществляется работа по взаимосвязи джойстика и электродвигателей через микроконтроллер, а так же написание программы управления для микроконтроллера, на основе математической модели управления электроприводом инвалидной коляски при криволинейном движении. Вся элементная база (в том числе и микроконтроллер) была выбрана и изучена, на предмет удовлетворения всех нужд.