Назад в библиотеку

Инвалидные транспортные средства: особенности эксплуатации и состояние российского рынка

Авторы: В.Г. Карпушкин, P. Kubiak, В.В.Тимофеев
Источник: Е-Журнал "Scientific World Journal", г. Минск, Р.Беларусь, Ежегодная международная научно-практическая Интернет-конференция, 2014, с. 16-26


Аннотация

В статье рассматривается проблема эксплуатации ИТС в жилищных условиях России. Соотносятся размеры дверных проемов в жилых помещениях и лифтах с габаритами ИТС, анализируются конструктивные детали, ограничивающие свободу передвижения инвалида.
Ключевые слова: инвалидное транспортное средство, габариты, свобода передвижения, конструкция, дверной проём.

В настоящее время вопросы модернизации транспортных средств (далее – ТС) не теряют своей актуальности. Инновационные технологии все чаще находят применение в областях автомобиле- и судостроения, в железнодорожном и авиационном транспорте. В результате этого повышаются показатели безопасности, эксплуатационных свойств и технико-экономические параметры. Без внимания не остаются и другие виды транспорта, не менее важные, пусть и масштабы их производства имеют значительно более скромные показатели. К таким ТС можно отнести и инвалидные транспортные средства (далее – ИТС), конструкция которых нуждается в усовершенствовании.

На кафедре технологии машиностроения Политехнического института Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого продолжительное время ведётся работа над вопросами, связанными с инвалидной техникой. В ходе этой работы проведено исследование, направленное на изучение особенностей российской эксплуатации ИТС. Кроме того рассматривался модельный ряд инвалидных колясок, представленных на российском рынке, на предмет соответствия условиям эксплуатации.

В рамках исследования выявлено, в частности, две проблемы: преодоление узких дверных проёмов и самостоятельное пользование туалетом без посторонней помощи. Отметим, что вышеназванные проблемы характерны в основном для российских условий эксплуатации. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Реальная ширина двери (или дверной проём в чистоте) представляет собой ширину дверного проёма за вычетом ширины дверной коробки. И это с учётом того, что в открытом положении торцевая часть двери не уменьшает свободное пространство. То есть минимальная ширина проёма, необходимость преодолеть который встаёт перед инвалидом-колясочником, составляет 600 мм в соответствии с [1].

Стоит отметить, что вышеприведённым требованиям соответствуют далеко не все дверные проёмы в социальных учреждениях и в малогабаритных квартирах жилых зданий. Нам известны случаи, в которых ширина дверного проёма составляет 575 мм (замеры дверных проёмов, приведённые здесь и далее, проводились в 2013-2014 годах в Великом Новгороде и Пскове).

Отдельно хотелось бы отметить двустворчатые металлопластиковые двери с разновеликой шириной створок, где общая ширина проёма может составлять 1310 мм, а ширина открытой створки порядка 550 мм. Самостоятельно открыть вторую створку инвалиду-колясочнику, как минимум проблематично, если вообще возможно.

Кроме входных и межкомнатных дверных проёмов, инвалид встречает на своём пути преграды в виде дверей лифта, минимальная ширина которых до 2003 года регламентировалась [2] и составляла 650 мм. С 2003 года по настоящее время действует норма 700 мм ([3] и, по сути, заменивший его [4]). Существуют нормативы и для лифтов [5], в которых минимальная ширина дверей лифта составляет 900 мм, но они применимы лишь для специализированных зданий и сооружений, что делает подавляющее большинство лифтов недоступными для маломобильных групп населения (далее – МГН).

Для понимания средних габаритных размеров по ширине назовём следующие ориентировочные размеры колясок: комнатная коляска имеет максимальную ширину порядка 670 мм, а прогулочная более 700 мм [6]. Конкретные габаритные размеры инвалидных транспортных средств, представленных в настоящее время на российском рынке, будут рассмотрены далее.

Здесь необходимо сказать, что в последнее время, в том числе в рамках федеральной программы Доступная среда [7], вносятся изменения в требования к строящимся зданиям (или к работам по их модернизации) с целью сделать их доступными для МГН. Дверные проёмы в чистоте в соответствии с [8] и [9] должны быть шириной от 900 мм, а ширина двери лифта от 700 мм (в соответствии с [10]). Эти нормы оказывают положительное влияние на формирование доступной среды для инвалидов и повышение мобильности людей с ограниченными возможностями, однако в настоящий момент Своды правил не обязательны или обязательны при строительстве только определённых категорий зданий и сооружений (в соответствии с областью применения). Кроме того, нельзя говорить только о доступности для МГН вновь строящихся зданий и забывать об уже имеющемся жилом фонде, в условиях которого и приходится эксплуатировать инвалидные коляски.

Подводя промежуточный итог рассуждений, хотелось бы отметить, что проблема преодоления узких дверных проёмов для инвалидов-колясочников в России актуальна и требует поиска возможных решений.

Рассмотрим модели инвалидной техники, представленные в настоящий момент на российском рынке, на предмет преодоления дверных проёмов, встречающихся в условиях российской эксплуатации. Габаритные размеры по ширине некоторых моделей инвалидных электротранспортных средств представлены в таблице 1. Стоит заметить, что мы анализируем рынок инвалидных колясок только с электрическим приводом и делаем это по нескольким причинам.

Во-первых, современное транспортное средство не должно предполагать использования мускульной силы в качестве движущей, особенно от инвалида или от человека в период реабилитации, тем более что современные технологии вполне позволяют использовать в этих целях электропривод. Во-вторых, использование классической схемы привода инвалидной коляски, при которой инвалид вынужден держаться руками за ободья приводимых в движение колёс, серьёзно увеличивает динамический габарит по ширине. Другими словами, к статическому габариту транспортного средства с каждой стороны прибавляется ещё порядка 100, а то и 150 мм (в зависимости от комплекции человека), необходимых для размещения рук на приводном ободе колеса и движений, связанных с управлением коляской. В силу этого проезд через практически любой дверной проём связан с повышенным требованиям к управлению коляской и риском получения травм пальцев и кистей рук о дверную коробку или колёса кресла-коляски [11]. В конечном итоге реальный дверной проём, который может преодолеть инвалид-колясочник, увеличивается до 800 – 900 мм. Исходя из этого, далее мы рассматриваем исключительно электроприводные инвалидные средства, использование которых позволяет говорить о близости минимального статического габаритного размера по ширине к динамическому на скорости, необходимой для преодоления узких дверных проёмов (2 – 3 км/ч).


Таблица 1 – Параметры инвалидных колясок по материалам [12], [13], [14], [15] и [16].

Модель

Ширина, мм

Длина, мм

Масса, кг

Otto Bock A-200

570

1000

66

LY-ЕВ103-650

580

1040

136

Armed FS111A

620

1100

58,2

Armed FS129

630

1150

65

Otto Bock B-600

640

1080

95

Armed FS123GC-43

650

1150

64,8

Otto Bock С-1000

650

1080

115

Otto Bock С-2000

680

1200

190


Условно можно разделить все представленные модели на две основные группы: большую часть, с шириной более 600 мм, отнесём в группу, которая не позволяет преодолевать узкие дверные проёмы. Ко второй группе причислим коляски, у которых этот параметр составляет менее 600 мм, то есть, на первый взгляд, отвечает требованиям российской эксплуатации. Остановимся более подробно на второй группе колясок.

Рассмотрим модель Otto Bock A-200, ширина которой составляет 570 мм. Преодоление дверного проёма шириной 600 мм на ней потребует от инвалида весьма высокий уровень владения навыками управления инвалидной коляской с помощью джойстика, учитывая, что зазор между дверной коробкой и коляской составит с каждой стороны не более 15 мм. Преодоление же нарушающих нормативные документы, но встречающихся в условиях реальной эксплуатации дверных проёмов, о которых мы упоминали ранее, шириной в 575 мм или даже 550 мм, сильно затруднено или невозможно (особенно при наличии порога в несколько десятков миллиметров, который не позволит сохранять идеально прямолинейную траекторию движения коляски).

Модель LY-ЕВ103-650 отдельно рассматривать не будем, поскольку разница между моделями по качественным, ценовым, эргономическим и эстетическим параметрам не учитывается в рамках настоящего исследования. Габаритный размер по ширине этой модели на 10 мм больше, чем у Otto Bock A-200, что делает преодоление на ней узких дверных проёмов ещё более проблематичным.

Определив возможности современных инвалидных транспортных средств преодолевать узкие дверные проёмы, обратимся ко второй проблеме, обозначенной ранее, – самостоятельному использованию туалета. Стоит заметить, что возможность самостоятельно обслужить себя при посещении туалета имеет для инвалида не только физиологическое, но и психологическое значение. Зададимся условием проверки такой возможность в условиях, например, малогабаритной квартиры.

В большинстве случаев планировки квартир мы можем наблюдать два варианта планировки туалета и ванной комнаты: раздельные помещения и совмещённое. В первом случае помещение, в котором непосредственно расположен унитаз, имеет размеры около 700X1500 мм. Ниже приведены возможные варианты действий инвалида для того, чтобы переместиться с коляски на унитаз.

Подъехав к унитазу с торца, инвалид переместиться на него с коляски практически не может. Для этого бы ему пришлось развернуться на 180°, находясь в положении без опоры. Комната таких размеров не позволяет развернуться инвалидной коляске, длина которой составляет порядка 1000 мм, а радиус разворота минимум 700 мм (для модели Otto Bock A-200) (указанные величины варьируются в зависимости от модели), чтобы подъехать к унитазу боковой стороной коляски. Подъехав к унитазу задним ходом, инвалид не сможет переместиться на него, поскольку ему будет мешать спинка. На некоторых моделях спинка складывается, но исключительно для транспортировки коляски и не может быть сложена без посторонней помощи (или с инвалидом, сидящем на сидении инвалидного кресла). Таким образом, раздельная планировка ванной комнаты и санузла исключает для инвалида возможность самостоятельного пользования туалетом.

Во втором случае подъезд с торца к унитазу, если таковой и возможен, не имеет смысла по причине, описанной в первом случае. Подъезд задним ходом к унитазу, чаще всего, не возможен из-за отсутствия достаточного пространства (как минимум 1000 мм) с торцевой части унитаза. Расположить коляску сбоку от унитаза габариты комнаты в большинстве случаев позволяют, но даже при возможности такого расположения коляски, переместиться мешали бы подлокотники.

Здесь имеет смысл сказать, что подлокотники могут быть и съёмными, но эта функцию доступна далеко не на всех моделях, не всегда возможна без дополнительного инструмента и чаще всего используется при разборке коляски перед транспортировкой, а не в условиях ежедневной эксплуатации. Кроме того, полностью съёмные подлокотники необходимо куда-то положить, что далеко не всегда предусмотрено конструкцией коляски и не всегда возможно в условиях малых габаритов рассматриваемого помещения. В отдельных случаях (например, у модели Otto Bock A-200) при снятии подлокотника, на который установлен пульт управления (джойстик), инвалид лишается возможности управлять транспортным средством.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что даже самая малогабаритная инвалидная коляска в настоящий момент не даёт возможности инвалиду самостоятельно пользоваться туалетом в условиях малогабаритной квартиры.

В процессе изучения конструкций различных моделей инвалидных транспортных средств и анализа их характеристик, был выявлен ещё один параметр (кроме габаритных размеров), который по нашему мнению играет значительную роль при эксплуатации инвалидных колясок. Таким параметром мы считаем массу транспортного средства, которая варьируется в пределах от 58,2 кг (Armed FS111A) до 136 кг (LY-ЕВ103-650). Такая масса не позволяет сопровождающему лицу переносить транспортное средство в одиночку без частичной или полной разборки, что необходимо не только в процессе транспортировки, но и при возможном ремонте (или техническом обслуживании). Перенос же инвалида в инвалидном кресле, например через лестницу, не оборудованную пандусом или специальным лестничным подъемником, может быть невыполнимым даже при помощи двух или трёх сопровождающих лиц.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что российские инвалиды- колясочники испытывают необходимость в новой модели ИТС, которое позволяло бы инвалиду преодолевать узкие дверные проёмы, самостоятельно пользоваться туалетом и обладало бы меньшей массой, чем у моделей, представленных в настоящее время в России.

Ещё раз отметим, что результаты исследования и выводы, базирующиеся на них, можно считать верными исключительно для российских реалий. Известно, что перед европейскими разработчиками ИТС в Европе стоят совершенно другие, специфически задачи. Так, например, в Польше разрабатывается ИТС, способное самостоятельно въезжать внутрь автомобиля, занимая место водительского кресла. Система управления кресла и автомобиля соединены общим интерфейсом, что позволяет управлять обоими ТС с одного джойстика. Кроме того, конструкторам приходится уделять особое внимание дизайну ИТС, чего требует европейский рынок. Исследования такого рода несомненно перспективны, но востребованность их на российском рынке в ближайшее время вызывает сомнение.

В рамках совместного проекта кафедры технологии машиностроения НовГУ и ОАО НПО Квант (Великий Новгород) разработаны и собраны опытные образцы ИТС, которые направлены на решение вышеописанных проблем. Они были представлены на ряде выставок [17], [18]. В настоящее время проводятся испытания опытных образцов.

Список литературы:

  1. ГОСТ 6629-88 Двери деревянные внутренние для жилых и общественных зданий. Типы и конструкция
  2. ГОСТ 5746-83 (СТ СЭВ 4325-83) Лифты электрические пассажирские. Основные параметры и размеры
  3. ГОСТ 5746-2003 Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры
  4. ГОСТ Р 53770-2010 (ИСО 4190-1:1999) Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры
  5. ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения
  6. Леонтьева Е.Г. Доступная среда глазами инвалида, 2001; URL: http://www.zdravtech.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=79:2010- 10-09-11-32-21&catid=36:spez-hyg-invalidov&Itemid=53 (Дата обращения: 08.12.2014)
  7. Паспорт государственной программы Российской Федерации Доступная среда на 2011-2015 годы; URL: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0 (Дата обращения: 08.12.2014)
  8. СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001
  9. СП 137.13330.2012 Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования
  10. ГОСТ Р 53770-2010 (ИСО 4190-1:1999) Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры
  11. Леонтьева Е. Г. Доступная среда глазами инвалида, 2001; URL: http://www.zdravtech.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=79:2010- 10-09-11-32-21&catid=36:spez-hyg-invalidov&Itemid=53 (Дата обращения: 08.12.2014)
  12. Армед; URL: http://www.armed.ru/catalog/811/ (Дата обращения: 08.12.2014)
  13. Протезно-ортопедические изделия и средства реабилитации – Ottobock RU; URL: http://www.ottobock.ru/mobility/mobility-for-adults/solutionoverview/ power-wheelchairs/ (Дата обращения: 08.12.2014)
  14. Medical equipment technologies; URL: http://www.met.ru/electric/ (Дата обращения: 08.12.2014)
  15. Интернет магазин медтехники AirMedic; URL: http://airmedic. ru/catalog/invalidnye-kolyaski/invalidnye-kolyaski-s-elektroprivodom/ (Дата обращения: 08.12.2014)
  16. Интернет магазин OrtoOttoShop; URL: http://www.ortoottoshop.ru/kolyaski-s-elektroprivodom.html (Дата обращения: 08.12.2014)
  17. Выставка разработок молодых учёных форума U-NOVUS . Каталог – г. Томск, 2014 – C. 35
  18. XIV Всероссийская выставка научно-технического творчества молодёжи. Официальный каталог – М. ВДНХ, 2014 – С. 138