Автор: S.D. Kraft, Edward T. Wall
Перевел: Золотов Е.Ю.
Источник:Experimental microprocessor-based adaptive control system
Процедура проектирования для оптимального положения системы контроля хорошо задокументирована для случаев в котором известны параметры установки, известные как константы, и результирующая система является временно инвариантной. Такие системы имеют очень предсказуемые эксплуатационные характеристики, которые устанавливаются как теоретически, так и экспериментально на протяжении многих лет.
Один недостаток такого типа системы дизайн очень очевидный в любом приложении в котором параметры установки или нагрузочные характеристики могут меняться в зависимости от чувствительности к окружающей среде, износу компонентов или изменений нагрузки в течении работы. Поскольку оптимальность существует только для постоянных значений постоянных параметров предполагаемый в первоначальной конструкции контроллера, любые изменения или неопределенность в этих значениях параметров обычно приводит к потере оптимальной производительности системы.
Более широкий класс управления положением, проблемы могут быть решены с помощью метода самообучения контроллера, который может компенсировать изменения параметров или неопределенности в установке, таким образом постоянно действовать, чтобы поддерживать оптимальную производительность системы.
В настоящее время проводится большое количество исследований в области контроля микропроцессорами промышленных систем. В частности, приложения, требующие адаптивного управления, стратегии набирают популярность как темы для этой области исследований. Чтобы точно оценить возможности и ограничения конкретных адаптивных конструкций контроллера, необходимо создать рабочую систему, которую можно детально изучать в лаборатории.
Адаптивное управление моделью (MRAC) была выбрана в качестве основы для адаптивного дизайна контроллера в этом проекте, потому что он позволяет точно определить желаемый оптимальный динамический отклик системы в виде линейной эталонной модели. Эта эталонная модель является частью общей системы MRAC, работающая параллельно с контролируемой установки в условиях реального времени.
Основная концепция системы MRAC, применяемая к этой проблеме управления положением двигателя постоянного тока, иллюстрируется блок-схемой Pисунок 1. Функции адаптивного механизма путем гашения в регулируемом контроллере, делает комбинированный контроллер и установку динамическими, сопоставляя с динамикой линейной эталонной модели. Во время работы адаптивный механизм (адаптивный управляющий закон) постоянно действует, чтобы управлять ошибкой состояния e до нуля.
Вывод закона об адаптивном управлении основанный на устойчивости Ляпунова. Результирующая непрерывная адаптивная конструкция контроллера была преобразована в дискретно-временную форму для прямой реализации на микропроцессорном контроллере. Полное адаптивное положение дискретизированных данных, модель системы управления показана на Pисунке 2.
Адаптивная компенсация изменений инерции нагрузки достигается посредством регулируемого усиления g. Адаптивные контрольные коэффициенты dl и d2 определяют время реакции адаптации системы.
Чтобы реально оценить производительность системы адаптивного управления, был разработан фактический цифровой контроллер, встроенный для управления двигателем постоянного тока в режиме реального времени. Полученный микропроцессор основан на цифровом контроллере – выполненный в одноплатном дизайне, включающий в себя все аппаратное и программное обеспечение необходимое для выполнения операций выборки, преобразований A/D и D/A, а также арифметические операции алгоритма контроллера показанный на Pисунке 2.
Одноплатный контроллер предназначенный для этого приложения, использует микропроцессор INS8073 от National Semiconductor и обеспечивает 8 Кбайт оперативной памяти для операционной системы и переменное хранилище. 10-битный AID-конвертер и четыре мультиплексированных аналоговых входа обеспечивающие выборку положения, скорости и различные входные сигналы. Положение определяется потенциометром, преобразователь скорости представляет собой аналоговый тахометр. Один из двух 10-разрядных D/A преобразователей используются для обеспечения выходного аналогового сигнала контроллера на амплитуду усилителя мощности, который управляет двигателем постоянного тока.
8-разрядный усилитель D/A используется в адаптивной петле для компенсации трения. INS8073 имеет внутренний интерпретатор BASIC и последовательный порт YO, который обеспечивает простой пользовательский интерфейс для ввода или изменения управляющего параметра со стандартного терминала.
Написано программное обеспечение пользовательского интерфейса в BASIC и алгоритм адаптивного контроллера написанное на ассемблере с плавающей запятой. Существуют положения для мониторинга в реальном времени любого внутреннего контроллера используя запасной 10-разрядный ЦАП.
1. Y.D. Landau, Adaptive Control: The Model Reference Approach
, New York, NY: Marcel Dekker, Inc., 1979.
2. K.S. Narendra and R.V. Monopoli, Application of Adaptive Control
, New York, NY: Academic Press, Inc., 1980.
3. S.D. Kraft, Design and Evaluation of a Microprocessor-Based Adaptive DC Motor Position Control System
, Masters Thesis, University of Colorado at Denver, Department of Electrical Engineering and Computer Science, 1984.