Назад в библиотеку

Обоснование необходимости создания полигонов ТБО для отдельных районов Донецкой Народной Республики

Автор: Бондаренко А.Н., Чайка Л.В.

Аннотация: В работе сделан анализ ситуации в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Донецкой Народной Республики и отдельных сельских районов. Выполнен расчет возможного образования ТБО и показана целесообразность разработки проекта строительства полигона для южных районов Республики.

Проблема утилизации и размещения твердых бытовых отходов (ТБО) преследовали человечество с момента его существования. Однако, несмотря на развитые технологии и научно-технический прогресс, вопрос об их хранении и утилизации остается актуальным до настоящего времени.

Общее количество накопленных отходов на планете в 2016 году превысило 2100 млрд. т [1]. На территории Украины к концу 2013 г. объем ТБО достигал 15,2 млрд. т, в то же время на начало 01.01.2017 г. эта величина снизилась до 13,2 млрд. т. В Донецкой области, как одной из административных единиц Украины относительная масса ТБО на 01.01.2014 г. достигала 23 %.

Накопление отходов IV класса опасности происходит вследствие того, что практически отсутствуют раздельный сбор мусора и предприятия по переработке ценных морфологических компонентов: бумага, стекло, металл и др. Большим недостатком в сфере обращения отходов в Украине является также отсутствие санитарно-экологических полигонов. Как показывает практика, мусоросжигающие заводы представляют собой стационарные пункты экологического загрязнения, в первую очередь, атмосферного воздуха.

Причиной экологических проблем Донецкой области, в первую очередь, следует отметить большие объемы не только накопленных отходов, но и ежегодно образующихся. Несмотря на то, что к основным источникам комплексного загрязнения окружающей природной среды относятся места складирования промышленных отходов, наблюдается постоянная тенденция ежегодного увеличения объемов образования бытовых отходов со значительным содержанием макулатуры и пластика.

Изменения в политической обстановке Украины стали причиной, с одной стороны, образования Донецкой Народной Республики (ДНР), с другой, – нарушением ранее установленных административно-территориальных границ Донецкой области. Так, площадь городов и районов, которые перешли в ведение вновь образованной Республики, составляет 8538,9 км2 (34 %). В то же время практически на 1/3 части территории сосредоточено более 50 % «довоенного» населения: 2,32 млн. чел. против 4,3 млн. чел.

В таблице 1 представлены данные среднегодовой динамики образования бытовых отходов в Украине и области [2] до 2013 г. и для сравнения приведена статистика за 2015 год без учета неподконтрольных территорий и АР Крыма.

Таблица 1 – Динамика среднегодового образования ТБО в Украине и Донецкой области, млн. т

Административная
единица
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2015 г.
Украина
425,91
438,17
450,73
402,37
428,13
Донецкая область
56,16
60,96
56,52
53,18
17,96

К сожалению, военные действия не позволяют вести учет в сфере обращения ТБО, которая остается актуальной экологической проблемой и для ДНР, особенно это касается сельских районов, поскольку в настоящее время отсутствуют полигоны, отвечающие санитарно-экологическим требованиям. Эксплуатируемые полигоны (свалки) и разрешенные места складирования представляют собой источники всех компонентов окружающей среды, в т. ч. населения, и в большинстве случаев их фактический объем накопления превышает нормативно разрешенные.

Если принять во внимание распределение свалок/полигонов до 2014 года, то в границах Республики насчитывается около 30 % официально разрешенных мест складирования ТБО (табл. 2)[3].

Таблица 2 – Количество свалок/полигонов, находящихся в эксплуатации на территории административных единиц Донецкой области и Донецкой Народной Республики

Название
административной
территории
Объемы годового накопления ТБО, тыс. м3/годВсего
< 10
10
20
30
50
100
200
500
Донецкая область,
в т.ч.:
283
6
8
4
12
8
4
1
326
Донецкая Народная
Республика
78
2
3
2
6
2
2
1
96

Отсутствие полигонов, отвечающих санитарным и экологическим требованиям международных стандартов, привело к образованию огромного количества несанкционированных свалок в городах и сельских районах.

Особенно остро рассматриваемая проблема характерна для сельских районов. Например, особенностью Новоазовского, Старобешевского и Тельмановского районов является тот факт, что численность сельского населения, как правило, превышает 50 % общей численности. В то же время нормы образования отходов и плата за вывоз мусора находятся в ведении органов местного самоуправления каждого из административных субъектов.

Визуальные наблюдения за внешним видом этих районов показывают, что отсутствие разрешенных свалок/полигонов и оборудованных площадок для сбора ТБО в жилых микрорайонах многоэтажной застройки приводят к образованию большого числа неорганизованных свалок. Несанкционированные свалки также создают проблемы экологического характера, поскольку они существуют в условиях отсутствия каких-либо мер безопасности и могут вызывать масштабные загрязнение окружающей среды.

В настоящей работе представлен сравнительный анализ расчета возможного образования твердых бытовых отходов, исходя из установленных норм накопления, установленных российским и украинским законодательствам (таблица 3).

Таблица 3 – Результаты расчета объемов среднегодового образования ТБО в изучаемых районах, тыс. м3

РайоныУкраинаРоссийская Федерация
норма
город
норма
село
норма
город
норма
село
Новоазовский
1,5
м3/чел.
21,19
1,6
м3/чел.
23,22
1,25
м3/чел.
17,66
1,35
м3/чел.
19,60
Старобешевский
39,40
35,85
32,84
30,25
Тельмановский
6,65
16,05
5,54
13,54
Всего
67,14
75,13
56,04
63,39
Итого
142,27
119,43

Анализ полученных данных в таблице 3 показывает, что установленные нормативные требования Российской Федерации в отношении образования бытовых отходов более жесткие, нежели украинские. Тем не менее, расчетные годовые объемы находятся в пределах 150 тыс. м3, что указывает на необходимость создания в южных границах Республики полигона, отвечающего санитарно-экологическим требованиям с минимальной планируемой мощностью 150 или более тыс. м 3/год.

Функционирование такого объекта не только обеспечит своевременное размещение ежегодно образующихся объемов ТБО, но и позволит разместить те, что находятся в настоящее время на несанкционированных свалках.

Таким образом, на основании фактических и расчетных данных можно сделать вывод о том, что создание экологически безопасной окружающей среды для жизнедеятельности жителей Новоазовского, Тельмановского и Старобешевского районов является необходимым условием совместного эффективного управления органов местного самоуправления в сфере обращения ТБО. Управление должно включать современные подходы к планированию и строительству полигонов, оптимизацию их размещения с учетом экономической и экологической целесообразности.

Список использованной литературы

1. ТБО: особенности России // Экологический вестник России, 2016 – 47 с.

2. Статистичний щорічник Донецької області за 2013 рік: Статистичний збірник / Ред. О.А. Зеленого, Л.О. Мішина та ін. – Д., 2013. – 343 с.

3. Пособие по мониторингу твердых бытовых отходов / Ред. Филипп Фишо, Бородай Г.И. – Донецк: Тасис. – 2004. – 293 с.