Авторы: Мирошниченко Е.В., Козлова П.И.
Источник: Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки – 2018
Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. – Москва, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II
Мирошниченко Е.В., Козлова П.И. Нарушение экологической маркировки: гринвошинг. В статье рассмотрена роль экологической политики в области маркетинга и маркировки товаров и услуг. С целью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также защиты окружающей среды, на законодательном уровне должны быть пересмотрены мероприятия по выпуску продукции, расценивающийся, как экологическая, натуральная и органическая, усилить продвижение эко-политики, с целью формирования у потребителей правильного представления об экологической продукции.
С каждым днем непомерно растет количество людей, желающих приобщиться к здоровому образу жизни. На это влияют проблемы со здоровьем, неутешительное состояние окружающей среды, модные тенденции социальных сетей и прочие факторы. Заметив это желание у потенциальных потребителей, производители товаров и услуг сразу же увидели в этом свой коммерческий интерес и не задумываясь о последствиях начали интенсивно вести неправдивую экологическую политику в области маркетинга и маркировки товаров и услуг.
Согласно стандарту ГОСТ Р ИСО 14020-2011 Этикетки и декларации экологические. Основные принципы
понятия экологическая этикетка, экологическая декларация означают заявление, информирующее об экологических аспектах продукции или услуг
. Целью данных этикеток и деклараций является осведомление потребителя правдивой, документально обоснованной, точной и надежной информацией об экологических аспектах продукции или услуг, которые оказывают наименьшее негативное влияние на окружающую среду. Экологические этикетки и декларации являются главным инструментом гринвошинга.
Гринвошинг или зеленый камуфляж – вид экологического маркетинга, суть которого заключается в позиционировании товара или услуги как экологически чистых. Информированный потребитель понимает, что гринвошинг – это намеренное введение потребителя в заблуждение касательно продукции и ее этапов производства с целью получения коммерческой выгоды без заботы об окружающей среде, о жизни и здоровье потребителя.
В странах постсоветского пространства должное внимание гринвошингу уделяется последние пять лет. Для сравнения, данная тема за рубежом (страны Европейского Союза, США, Австралия) актуальна с восьмидесятых годов прошлого столетия.
Также, стоит обратить внимание на тот факт, что зарубежные страны более строги к недобросовестным производителям. К примеру, в Австралии, в соответствии с Законом о торговой практике (Trade Practices Act), любая компания, которая будет поймана на ведении ложной маркетинговой экологической политики, будет вынуждена выплатить штраф в размере, доходящем до 1,1 миллиона долларов США. Также, данная компания должна будет за свои средства опубликовать правдивый отчет о воздействии производства своего продукта на окружающую среду. Канадские компании уведомлены о запрете использования неправомочных заявлений на счет органичности
товаров и экологических
методах их производства. Все данные компании, подлежащие распространению, должны быть в открытом доступе и легко верифицированными.
В то время, как страны постсоветского пространства стараются всеми силами уменьшить, а иногда, нивелировать лишние
затраты, забывая о последствиях. Ежегодно, десятки отечественных производителей бездумно штампуют на свою продукцию экологическую маркировку. Ежегодно, несколько компаний, более известных в той или иной сфере предпринимательства, публично попадаются на разоблачении осведомленных
потребителей и интернет эко-репортеров
.
К основным отличительным чертам зеленого камуфляжа можно отнести:
– демонстрация тех или иных качеств продукта и одновременное умалчивание других. Это означает то, что содержащиеся на лицевой стороне рекламные слова об отсутствии вредящего компонента в рецептуре, не гарантирует отсутствие ряда других не менее опасных ингредиентов в составе продукта;
– неправомочное декларирование экологичности, натуральности, органичности. Например, некоторые компании придумывают собственный экологический знак;
– наличие неточных формулировок, общих фраз, вроде: с заботой о природе
, 100% натуральный состав
, экологичный
и т.д.;
– нерелевантность заявлений. Использование устаревших, бессмысленных и не актуальных заявлений на подобии следующих: зубная паста со фторсодержащими элементами, растительное масло с витамином Е
и без холестерина
и т.п.;
– неправдивые заявления о безвредности продукта;
– цветовое внушение – на подсознательном уровне человек выбирает продукт, имеющий яркую упаковку. В мире экологичных
товаров этот цвет – зеленый. Зеленая упаковка говорит потребителю о натуральности, природе, естественности и здоровье. Поэтому большинство псевдоэкологической продукции имеет зеленую упаковку.
На данный момент существует множество интернет-ресурсов, посвященных гринвошингу. Также освещается данный вопрос в медийных пространствах. Но по сей день информированных потребителей в этой области очень мало. Поэтому, с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также защиты окружающей среды, на законодательном уровне должны быть пересмотрены мероприятия по выпуску продукции, расценивающейся как экологическая, натуральная и органическая. На каждом таком продукте должны быть нанесены QR-коды, при сканировании которых будут показаны сертификат на продукцию, методы контроля продукции, отчет об экологичности производства данной продукции, оснастить торговые сети специальными QR-сканерами для считывания и расшифровки информации. Необходимо ужесточить штрафы за использование зеленого камуфляжа, сделать их соизмеримыми с доходом предприятия. Создание баз данных нарушителей, что в дальнейшем позволит отслеживать деятельность последних. То есть требуется система эффективного контроля, благодаря которой, предприниматель будет заинтересован в нанесении правдивой экологической маркировки. Также необходимо усилить продвижение эко-политики с целью формирования у потребителей правильного представления об экологической продукции.
1. Гринвошинг, или как и почему каждому из нас стоит быть более внимательным к собственным покупкам [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://n.sn.by/ecoidea/greenwashing.html
2. Зелёный камуфляж [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%84%D0%BB%D1%8F%D0%B6
3. Гринвошинг [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.liveorganic.ru/ecodigest/greenwashing/
4. Как распознать гринвошинг [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://centrecon.ru/news/1747
5. Гринвошинг [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B3
6. Гринвошинг: что это такое и как его распознать [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://np-mag.ru/dela/otvetstvennyvybor/grinvoshing-chto-eto-i-kak-ego-raspoznat/
7. Забавный гринвошинг или белорусы и Ecocert [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lookbio.ru/sobytiya/novosti-sobytiya/zabavnyj-grinvoshing-ili-belorusy-i-ecocert/
8. Nonicare: гринвошинг или эволюция? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lookbio.ru/samochuvctvie/kolonki-avtorov/grinvoshing-ili-evolyuciya/
9. Влияние цвета упаковки на потребителя. Психология цвета в продажах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://koloro.ua/blog/dizain/vliyanie-cveta-upakovki-na-potrebitelya.html
10. ГОСТ Р ИСО 14020-2011 Этикетки и декларации экологические. Основные принципы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.internet-law.ru/gosts/gost/51521/
11. ГОСТ Р ИСО 14025-2012 Этикетки и декларации экологические. Экологические декларации типа III. Принципы и процедуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://meganorm.ru/Index2/1/4293777/4293777333.htm