Октановое число бензинов проверяют моторным и исследовательским способами.
Октановое число есть показатель детонационной стойкости топлива, численно равный процентному содержанию изооктана в той его смеси с гептаном, которая по интенсивности детонации эквивалентна испытуемому топливу.
Установка представляет собой одноцилиндровый двигатель (УИТ – 65) с переменной степенью сжатия (4 – 12). УИТ – универсальная одноцилиндровая установка для испытания топлива. При моторном методе частота вращения вала n = 900 мин-1 и угол опережения зажигания φ = 200. Исследовательский:
n = 600 мин-1; φ = 13 0. Установка оборудована электронным прибором для измерения интенсивности детонации.
Моторный способ имитирует работу двигателя грузовых автомобилей на форсированных режимах и длительных нагрузках (междугородное движение транспорта).
Исследовательский способ имитирует работу двигателя легкового автомобиля при меньших нагрузках (внутригородское движение).
В качестве эталонных топлив берут изооктан С8Н18 (ОЧ = 100) и гептан С7Н16 (ОЧ = 0).
Октановое число определяется сравнительным методом при помощи эталонной смеси, состоящей из октана и гептана. Например, бензин, которому присвоили марку А-76, расшифровывается так: А – автомобильный бензин, октановое число 76, определено моторным методом. Если взять смесь из 76 % изооктана и 24 % гептана, то она по детонационной стойкости будет такой же, как бензин марки А-76.
Рассмотрим последовательность методики определения ОЧ по моторному методу.
При исследовательском методе двигатель работает с меньшей частотой вращения вала двигателя (n = 600 мин-1). На данном режиме увеличивается время на протекание процесса сгорания и образования перекисей (очагов самовоспламенения). При наличии очагов самовоспламенения нужно меньше гептана – ускорителя детонации. По этой причине ОЧ по исследовательскому методу будет больше ОЧ, определённому по моторному методу.