Бычков Виктор Игоревич

Факультет компьютерных информационных технологий и автоматики

Кафедра автоматики и телекоммуникаций

Специальность Управление в технических системах

Исследование и разработка универсального GSM‐контроллера для систем сигнализации, контроля и управления удаленными объектами

Научный руководитель: к.т.н., проф. Суков Сергей Феликсович

Неожиданное путешествие в Белоруссию, или Туда и обратно

Предпосылки путешествия

Расскажу я вам историю о своем путешествии в бывшею советскую республику, а ныне свободную и независимую Республику Беларусь. Это было моя первая поездка в другую страну, и я не знал, что от этого путешествия ожидать.

Сам я родом из Украины. Все началось с того, что однажды я подумал о том, что в свои двадцать лет ни разу не был в столице, городе Киеве. Да и вообще мало путешествовал, не то чтобы в другие страны, а даже по своей стране. Хотя в Киеве уже целый год жила семья моей сестры Лобелии. Так вот, появилась у меня возможность летом 2014 года поехать на оставшиеся каникулы в столицу, ну и переждать начавшуюся на родине войну.

Отправился я с родителями поездом Донецк-Киев 11 августа в прекрасный теплый и солнечный вечер, а самое главное – тихий и спокойный. Поезд отправлялся вечером, поэтому утром следующего дня мы были уже на месте. Встречал нас муж моей сестры Торин, который хоть и был рад встрече, но очень спешил на работу. Жили они в новостройке на левом берегу, на шестнадцатом этаже. В этот же день вечером мы закатили веселую семейную пирушку.

Через неделю мои родители уехали обратно в Донецк, а я остался у сестры ждать хороших новостей. За время пребывания в Киеве я успел посмотреть город: побывал на Крещатике, площади Независимости, прошелся по Андреевскому спуску, сфотографировался возле памятника Булгакову, сходил в музей Великой Отечественной Войны, где посидел в вертолете МИ-24 на месте пилота, посетил последний концерт группы «Ляпис Трубецкой», от которого я получил незабываемые впечатления и приятные воспоминания на целый год.

На десятый день моего пребывания в Киеве я узнаю от Лобелии, что нам придется переехать в Беларусь. Мы понятия не имели, на какое время переезжаем в другую страну, но это было необходимостью, поскольку прошел слух, что в Украине могут объявить о мобилизации, а мы не хотели, чтобы Торина и меня забрали на войну.

Поездка

В последний день лета мы с Торином отправились на автомобиле в деревню Доропеевичи, где ждал нас его старший брат Бомбур. За сестрой и детьми Торин планировал вернуться после того, как меня и весь основной багаж (перевозили большое количество вещей, даже детский диван и четыре зимние шины) доставит к своему брату и обустроит их и себя. Ехали мы по трассе E95 через Чернигов до пропускного пункта «Новые Яриловичи». Там была небольшая очередь, но мне хватило времени чтобы разнервничаться: я боялся, что нас могут не пропустить из-за донецкой прописки, однако мои страхи не оправдались. Нас пропустили, но не без конфликта: женщина-офицер задала вопрос: «Почему не защищаем родину, - другие должны это делать вместо вас?» и с неприязнью на лице нас пропустила. Без проблем пересекли Белорусскую границу и поехали дальше по все той же трассе до города Гомель. Оттуда по трассе M10 мы отправились дальше на запад до города Кобрин.

По пути я замечал слева на расстоянии метров пятнадцати знаки, предупреждающие о радиоактивном заражении, что и неудивительно: примерно в 90 километрах от трассы между городами Калинковичи и Днепровец расположен город-призрак Припять. На рисунке 1 показан один из таких знаков [1].

Знак радиационной опасности

Рисунок 1 — Знак радиационной опасности

Во время всей поездки мы слушали Белорусское радио и смеялись. Нас смешил белорусский язык (в хорошем смысле слова). Это была некая смесь украинского и русского языков, как мне показалось, и я половину из того, что слышал, не поминал.

Добравшись до Кобрина, мы съехали на трассу E85 и направились на юго-запад до села Чернян. Было уже темно. Дороги мы не знали, поэтому пришлось спрашивать у местных жителей, которые в час ночи бродили еще по улице. Как оказалось, дорога между Чернянами и Доропеевичами оказалось проселочной, а точнее, недостроенной с характерной ребристостью, и чтобы не испортить подвеску, Торину пришлось снизить скорость до 15 км/час. Честно говоря, этот отрезок пути был самым неприятным и долгим.

Добравшись до места назначения, Бомбур встретил нас и накормил каким-то супом. Мы отправились отдыхать, причем спать мне и Торину пришлось на надувном матраце, поскольку Бомбур и его семья также недавно приехали как беженцы.

Первый день и первые впечатления

Утром первого сентября было холодно, не выше двенадцати градусов; я был одет в футболку, бриджи и кеды. Представьте, как мне было, мягко говоря, некомфортно. Мы быстро разгрузили машину, и я, наконец, оделся потеплее. После завтрака Бомбур устроил нам короткую экскурсию по деревне. Как оказалось, деревня имела всего несколько улиц, главной из которых была Советская улица, на которой мы и жили, всего два магазина: один государственный, другой «коммерческий», как его называли местные. В школу ежедневно привозили автобусами детей из других деревень. В деревне также находилась одна из самых старых церквей в Брестской области - Церковь Рождества Богородицы, которая показана на рисунке 2 [2].

Церковь Рождества Богородицы

Рисунок 2 — Церковь Рождества Богородицы

Улицы были чистыми, дороги отличные. Местные жители к нам отнеслись спокойно и без лишних расспросов, так как к ним частенько приезжали на заработки из Украины. Дом Бомбуру достался по программе беженцев, которая в этом году была введена в Белоруссии по причине конфликта на Донбассе. Беженцам предоставлялся двухкомнатный дом и социальные услуги, например, скидка на покупку мяса с фермы или бесплатные дрова, которые использовались для подогрева воды из колодца. Печки в таких домах были газовые. Газ был привозным в баллонах. Следует отметить, что в деревне большинство домов – деревянные.

Остальную часть дня мы провели, занимаясь регистрацией Торина как беженца, а вечером жена Бомбура Криста приготовила замечательный ужин, после которого, мы поиграв с детьми, легли спать.

Повседневная рутина, или нет

На следующий день нам показали место жительства семьи Торина: четырехкомнатная квартира, которая располагалась в одном из двух двухэтажных домов. Квартира была после ремонта, но там практически не было никакой мебели, кроме кроватей. Поэтому дней пять мы ездили, то в Кобрин, то в Брест в поисках недорогой мебели. В городах, также как и в деревне, было чисто и не очень людно, видимо все были на работе или на учебе. Дороги также были «на высоте», что не переставало меня удивлять. Но еще более меня удивило, что все дома в городах были как будто только отстроенные, видимо коммунальные службы хорошо выполняют свою работу.

Спустя неделю после приезда Торин уехал в Киев за семьей. С этого момента началась самая настоящая скука, потому что Бомбур и Криста уже имели работу в деревне, и в будние дни их не было дома, а дети были уже устроены в детском саду и школе. Большую часть времени я был предоставлен сам себе. Поначалу единственным развлечением был просмотр единственных двух телеканалов по телевизору (по будням ничего интересного не было). Потом Бомбур договорился с соседом о подключения Wi-Fi сети. Скорость данного Интернета составляла всего 4 Mb, но этого хватало для просмотра видеороликов в онлайн-качестве 720р. Чтобы себя хоть как-то развлечь, я начал смотреть сериал «Игра престолов», и, к моему удивлению, сериал мне очень понравился. На выходных я вместе с Бомбуром ездил в Малориту (районный центр). Там можно было прикупить себе привычной еды, сходить постричься или сходить в больницу при необходимости. В ожидании Торина я решил прибраться в квартире. Когда он вернулся со своей семьей, мне стало получше: всегда лучше, когда рядом с тобой постоянно родной человек. Я переехал жить в квартиру, таким образом полностью свалившись на плечи Торина и Лобелии. Сестра постоянно загружала меня работой: то воду из колодца принеси, то в магазин сходи, плюс ко всему племянницы постоянно требовали внимания, чтобы я с ними играл, пока сестра занята делами.

Я каждый день связывался с родителями по телефону или Skype’у, если была такая возможность. Ведь деревня Доропеевичи располагалась примерно в 10 км от границы с Украиной, поэтому там можно было «поймать» сотовую связь MTC, хотя любой проезжающий трактор или комбайн «рубил» связь где-то на полминуты, а заново связаться было проблематично. Я за родителями очень сильно скучал и переживал, ведь в Донецке все еще шла война. Каждый раз, как только я видел в новостях информацию об обстрелах своего района, я сразу же пытался связаться с родителями. В таком темпе незаметно пролетели дни, и наступил ноябрь, а за ним и приезд моей мамы Белладонны и отца Бомбура и Торина – Двалина.

Поездка в Бресткую крепость

Приезд мамы не стал для меня неожиданностью, но я был так рад, так счастлив, что не могу даже описать мои чувства. Целый день мы проводили вместе и рассказывали друг другу новости, а вечером совместными устраивали грандиозный семейный ужин.

Через несколько дней мы оптравились посмотреть Бресткую крепость. Это место очень известное, ведь здесь и началась Великая Отечественная Война. Вошли в крепость через главный вход — врезанный в крепостной вал железобетонный параллелепипед с высеченной в нем пятиконечной звездой. Внутри крепости были расположены руины казарм, стоянки техники (рис. 3) и орудий, а также памятники. Меня поразили скульптурная композиция «Жажда», на которой изображен солдат, пытающийся достать немного воды, обелиск в форме четырехгранного штыка высотой 104,5 метров (1045 мм соответствуют количеству дней Великой Отечественной Войны) и главный монумент — изображение воина на фоне развивающегося знамени [3]. Также мы побывали на Холмских воротах, возле которых был расстрелян комиссар Фомин Ефим Моисеевич, державший оборону ворот. Даже вернувшись домой, я долго еще был под впечатлением.

ИСУ-152 на стоянке военной техники

Рисунок 3 — ИСУ-152 на стоянке военной техники

Время делать выбор

На протяжении всего пребывания в Белоруссии я часто задумывался, что делать дальше, ведь конфликт на Донбассе не прекратился. Было несколько вариантов: попытать свое счастье и поступить в Бресткий Государственный Технический Университет на контракт, учиться на заочной форме обучения, работать, жить в общежитии одному и на выходные приезжать к своей сестре в деревню, либо получить вид на жительство и устроится на работу, либо вернуться в Донецк и продолжать учебу в ДонНТУ. Взвесив все аргументы, я решил, что нужно возвращаться обратно в Донецк. 9 ноября я, мама и Двалин отправились домой. Мы добирались через Брест, автобусом через границу до Ковеля, поездом до Киева, а затем автобусом через все блокпосты до Донецка. Путь у нас занял два дня. 11 ноября мы были уже дома, в родном и до боли знакомом Донецке с надеждой на лучшее.

Перечень ссылок

1. AUTO.TUT.BY
2. Церковь Рождества Богородицы в Больших Доропеевичах
3. Холмские ворота Цитадели Брестской крепостиМемориальный комплекс "Брестская крепость-герой"