"Играй с малого, но пиши о великом"
1. Музыка эпохи Барокко
Знаете ли вы, что эпоху, подарившую нам Баха и Генделя, называли «причудливой»? Причём называли далеко не в положительном контексте. «Жемчужина неправильной (причудливой) формы» — таково одно из значений термина «барокко». Ещё бы новая культура была неправильной с точки зрения идеалов Возрождения: на смену гармонии, простоте и ясности пришли дисгармония, сложные образы и формы.
Музыкальная культура барокко сводила прекрасное и безобразное, трагедию и комедию. «В тренде» были «неправильные красоты», сменившие естественность Ренессанса. Мир уже не представлялся целостным, но воспринимался как мир контрастов и противоречий, как мир, полный трагедии и драматизма. Впрочем, этому есть историческое объяснение. Эпоха барокко охватывает около 150 лет: с 1600-го по 1750-е годы. Это время великих географических открытий (вспомним открытие Америки Колумбом и кругосветное плавание Магеллана), время гениальных научных открытий Галилея, Коперника и Ньютона, время ужасных войн в Европе. Гармония мира рушилась на глазах, равно как и менялась сама картина Вселенной, менялись понятия времени и пространства.
Новая мода на вычурность рождала новые формы и жанры. Передать сложный мир человеческих переживаний смогла опера, главным образом через яркие эмоциональные арии. Отцом первой оперы считают Якопо Пери (опера «Эвридика»), но именно как жанр опера оформилась в творениях Клаудио Монтеверди («Орфей»). Среди самых громких имён оперного жанра барокко также известны: А. Скарлатти (опера «Нерон, ставший Цезарем»), Г.Ф. Телеман («Марио»), Г. Пёрселл («Дидона и Эней»), Ж.-Б.Люлли («Армида»), Г. Ф. Гендель («Юлий Цезарь»), Дж. Б. Перголези («Служанка-госпожа»), А. Вивальди («Фарнак»)[1].
Музыка барокко взяла от Ренессанса практику использования полифонии и контрапункта. Однако применялись эти техники иначе. Во времена Ренессанса гармония строилась на том, что в мягком и спокойном движении полифонии второстепенно и как будто случайно появлялись консонансы. В барочной же музыке порядок появления консонансов стал важным: он проявлялся с помощью аккордов, выстраиваемых по иерархической схеме функциональной тональности[2].
Нужно сказать о расцвете одного крупного жанра эпохи – концерт. Острая игра контрастов, соперничество солиста и оркестра (сольный концерт), либо разных групп оркестра между собой (жанр concerto grosso)– хорошо перекликались с эстетикой барокко. Здесь правили маэстро А. Вивальди («Времена года»), И.С. Бах «Браденбургские концерты»), Г. Ф. Гендель и А. Корелли (Concerto grosso). Контрастный принцип чередования разнохарактерных частей получил развитие не только в жанре концерта. Он лёг в основу сонаты (Д. Скарлатти), сюиты и партиты (И. С. Бах). Нужно заметить, что этот принцип существовал и раннее, но только в эпоху барокко он перестал быть случайным и обрёл упорядоченность формы.
2. Современные подходы композиторов
Понятие «композитор», как и многие другие привычные музыкальные понятия, в наше время претерпело значительные изменения. Сегодня композиторами, помимо музыкантов академической школы, нередко называют создателей самой разной музыки - от так называемой «попсы» до мобильных сигналов.
Многие современные музыканты говорят о кардинальном переустройстве композиторского пространства, которое произошло в музыкальном творчестве последних десятилетий.
В чём же это заключается? Что это такое — современная композиторская музыка? И можно ли признать, что столь же важным пластом современного творчества является то, что создаётся композиторами-непрофессионалами, — хотя бы потому, что этот пласт не только весьма значителен, но и имеет несоизмеримо большую аудиторию?
Для ответа на эти вопросы обратимся к изучению современного композиторского творчества — как академического, так и неакадемического. Давайте обратимся к традиционной фигуре композитора, т. е. музыканта, который в течение ряда столетий являлся основным создателем музыкальных произведений. Как ему живётся в современной действительности?
Практика показывает, что судьба такого композитора — одна из самых тернистых. Сочинение серьёзной музыки – дело нелёгкое, требующее от автора большого напряжения внутренних сил, но ведь появилось и множество новых проблем, каких не знали композиторы прошлого.
Прежде всего, это проблема слушателя. Одна из причин слушательского оттока — та, на какую указывает композитор В. Мартынов,— конкуренция. Слишком много «музык» возникло в современном мире, слишком быстро это привело к значительному расслоению музыкальных интересов аудитории.
Не следует забывать и о возросшей притягательности всего, что связывается с развлекательным искусством. Некоторые люди прямо заявляют, что им вполне достаточно безрадостных впечатлений от реального мира: в искусстве они ищут исключительно лёгкости и праздника.
Кроме того, разрабатывая систему новых музыкально-выразительных средств, обращаясь к различным техникам композиции, подчас весьма непростым, композитор нередко воздвигает барьер между своей музыкой и слушателем. Его произведения кажутся чересчур сложными, непонятными.
Однако — при всей сложности музыкального языка — художественный мир композитора обнаруживает то же стремление к поиску гармонии и красоты, то же служение вечным ценностям. Конечно, понимание такой музыки требует от человека усилия и вдумчивости.
Мы видим: современный композитор при любых, самых неблагоприятных обстоятельствах остаётся верен себе. Он продолжает создавать ту музыку, которую полагает наследницей великих традиций. Конечно, условия его творческого существования значительно усложнились. Однако современное академическое искусство живо, и во многом благодаря вечным союзникам композитора - исполнителям, слушателям, а также всем тем, кто изучает её и пишет о ней[3].
3. То, что всегда рядом с музыкантом
Быть музыкантом — бесконечно здорово, но далеко не так просто, как кажется. Здесь всё строится не только на таланте и музыкальном инструменте, но и на умении трудиться и развиваться, если уж природа наградила данными. Несмотря на то, что музыка — это прекрасно, есть несколько важных моментов, которые лучше всего усвоить сразу, чтобы запал новичка не пропал сразу и не перечеркнул такое замечательное стремление[4].
Представить себе музыканта без страсти и увлеченности своим делом очень сложно, так как ничто так не будоражит ум и не затрагивает струны души, как музыка. Однако если человек решает попробовать себя в подобной творческой стезе и хочет продвинуться куда дальше, чем просто душевные посиделки с друзьями под гитару, то одной лишь страсти и увлеченности может быть недостаточно. Так уж устроена наша психика — даже самой яркой искре суждено однажды погаснуть, и если ты не играешь, как Джон Фрушанте[5], то твоя искра погаснет быстрее, чем успеешь сочинить свой первый риф. Именно поэтому, взявшись за дело, нужно помнить, что хорошего музыканта отличает любовь к своему делу, преданность и вдохновение, а отличного — непосильный труд. Необходимо постоянно заниматься, совершенствовать свои навыки.
Ты не музыкант, если не умеешь играть на инструменте, это очевидно. Не обязательно уметь играть на всем подряд, но чем большее количество инструментов ты можешь заставить звучать красиво, тем больше знаний и возможностей у тебя есть для создания музыки, да и сам процесс станет тоньше и осмысленнее, так как ты будешь знать, что нужно от каждого инструмента, чтобы в полифонии это звучало стильно.
Гитара — самый универсальный вариант, она привлекает всех, да и сыграть на ней можно всё, что угодно. Ударные — это смелый выбор, а для совершенно утонченных натур могут быть полезны струнные, духовые и, конечно же, фортепиано — верный друг в покорении женских сердец. Но на этом спектр инструментов не заканчивается, поэтому, научившись играть на чем-то одном, начинай изучать другое, а лучше параллельно, и не забывай, что есть еще и такие оригинальные способы создавать мелодии, как игра на губной гармошке. Губная гармошка — это не просто забавный инструмент, а твой проводник в мир блюза, джаза и кантри — нетленные жанры.
Разумеется, талантливый человек талантлив во всем, и что бы он ни взял в руки, всё зазвучит, запоет и заиграет. Умение играть определяет то, какой Вы музыкант — это несомненно, но хороший инструмент — это необходимое начало. Если человек только начинает посвящать себя музыке, то следует попробывать поиграть на чем-то простом, ведь нет смысла тратить сразу всю свою зарплату на искру. Но если искра всё еще горит, то можyj смело отправляться в музыкальный магазин и присматривать себе качественные товары. Не стоит засматриваться на вариант, который невероятно эффектно выглядит, но совершенно не подходит по характеристикам и не удовлетворит потребности играть тот или иной жанр музыки. Приобретать только то, что необходимо прямо сейчас для развития и креатива.
Музыка, как и многие сферы культуры, имеет свои тренды, наиболее популярные и часто встречающиеся стили, приемы и образы, которые многие опытные музыканты изучили вдоль и поперек. Но ничто не делает музыканта по-настоящему запоминающимся так, как его собственный самобытный стиль, будь то просто имидж или же сама музыка, характерные особенности вокала или же запомнившиеся всем своей оригинальностью партии. На первом этапе можно позволить себе подражать кумирам, так как подражание — это далеко не всегда отсутствие оригинальности, а часто оттачивание навыков и способ раскрепощения. Но если Вы решили взяться за дело серьезно и создавать что-то свое, то индивидуальный стиль принесет тебе гораздо больше удовольствия и признания, чем следование мейнстриму. Музыканты, которые уже успели испытать на себе все тяготы творческого пути, убеждены в одном: ты должен любить то, что делаешь, и получать удовольствие от музыки, которую ты создаешь, независимо от того, как много людей в данный момент увлечены этим стилем.
Знания теории и академические сведения очень важны для тех, кто хочет развиваться как музыкант, а не просто любитель. Но не стоит забывать про природный талант, слух и экспрессивность. Иногда, играя не по правилам, можно создать что-то совершенно гармоничное и приятное на слух, чем и закрепить свою самобытность. Не стоит, разумеется, плевать на то, что было создано еще когда тебя в проекте не было, но и безусловно следовать всем канонам и предписаниям также бессмысленно. Музыка требует полета для творчества, свободы, а любые ограничения лишают возможности создать что-то свое.
Ошибочно полагать, что музыкант равняется меломану или человеку, который просто живет музыкой. В жизни музыканта очень много вещей, которые, конечно, связаны с музыкой, но часто косвенным образом. Также быть музыкантом — это работа, требующая выносливости и характера, целеустремленности и, что уж скрывать, данных или по крайней мере бешеного желания их развивать. Но если Вам просто хочется, чтобы в твоей жизни было больше музыки, то этого можно добиться гораздо проще. Посещение музыкальных мероприятий, работа с музыкантами, поиск информации из мира музыки и, конечно же, прослушивание музыки — всё это помогает стать меломаном и наслаждаться творчеством, даже если Вы не собираетесь посвящать свою жизнь игре на инструментах или вокалу.
4. Мои наблюдения
Собственные наблюдения за музыкантами и их коллегами подсказывают, что современные музыканты, а это как подростки, так и взрослые люди в возрасте, преследуют, в основном достаточно разнообразные желания и стремления, как творческие личности. Конечно, нельзя отрицать, что желания и цели сопоставляются прямым образом с возрастом музыкантов. К примеру, молодые музыканты часто жаждут популярности, признания, самореализации не в самой достойной среде, а в среде разговоров и вешания ярлыков. Под влиянием современной музыки, молодые музыканты пытаются быть ещё изобретательнее и оригинальнее, чем их кумиры. И это проявляется в их стиле одежды, в выборе музыкальных инструментов, жанре написания музыки. И ощущаешься, что понятие и образ среднестатистического творческого человека уже подменяется, как подменяется большинство понятий в 21 веке.
Музыканты постарше, которые решили в зрелом возрасте посвятить кусочек своей жизни духовному миру, чаще всего выбирают более душевную музыку или музыку их кумиров. Такие люди не стремятся привнести какую-то оригинальность в жанр, а просто играют в своё удовольствие и что называется «для души».
Если говорить про наблюдения за собой, то я никогда не рвался за современными тенденциями в музыке и популярностью. Для меня, прежде всего, важен процесс создания музыкального произведения, от первой сыгранной ноты до сложнейших «мультиинструментальных» аранжировок. Хотя, как и большинство музыкантов, я не мог сразу писать полноценные произведения, потому первое время приходилось делать большой акцент на других исполнителей, их творчество и показывать собственный творческих взгляд на их произведения.
5. Планы и мечты о шедевре
Я начал заниматься написанием песен с 2011 года. Поначалу это были просто инструментальные произведения, затем я начал добавлять слова, причем и на русском и на английском языках. И все это время, постепенно записывая новое и разнообразное, я мечтаю записать действительно сильную и простую песню. Ведь всё гениальное - просто.
Очень важно найти компромисс между своим оригинальным стилем, и стилем современного слушателя. Если находишь этот компромисс, то можешь смело думать, что ты не предал свои идеи, которые отстаивал в творчестве, и способен внести своё творчество в широкие массы потребителей.
Музыка очень важна для меня, как моя часть, творческая, которая постоянно ищет себя и хочет перемен. Перемен, и вечного движения, развития, стремления к чему-то новому и хорошему.
В 2017 году несколько альбомов, которые я записывал, были опубликованы не только в социальных сетях, но и на таких крупных ресурсах как iTunes[7], Яндекс.Музыка[8], Amazon[9], Deezer[10], GooglePlay[11] и другие. А все мои новинки появляются в социальной сети ВКонтакте и ресурсе Soundcloud.