Музыкальное развитие. Игра на скрипке
Содержание
- 1. Важность музыкального развития для человека
- 2. Строение скрипки
- 3. Достоинства игры на скрипке с точки зрения развития ребенка
- Список источников
1.Важность музыкального развития для человека
Я хочу рассказать, о моём личном опыте, знакомства с прекрасным миром музыки. Ведь считаю, что особую роль в моей жизни сыграло то время, когда во втором классе я узнала о возможности ходить в музыкальную школу, для того чтобы учиться музыкальной грамоте и игре на моём любимом музыкальном инструменте – скрипке.
В то время я увлекалась классической музыкой, восхищалась людьми, которые её сочиняли и которые её исполняли. И, конечно же, мечтала научиться её исполнять сама. Ведь исполнитель прекрасно мог передать с помощью инструмента и различных композиций свои чувства и эмоции.
Естественно за время обучения у меня появились любимые композиторы, которые вдохновляли меня даже в самые неудачные времена. Такие как: Фредерик Франсуа Шопен, Людвиг ван Бетховен, Иоганн Себастьян Бах. Мне всегда нравилось ходить на уроки музыки, ведь там всегда меня ждали приветливые учителя, и дружные ребята с которыми я познавала восхитительный мир музыки.
2.Строение скрипки
Скрипка состоит из двух основных частей: корпуса и грифа, вдоль которого натянуты струны.
Корпус
Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму. В отличие от классической формы корпуса форма из трапециевидного параллелограмма является математически оптимальной с округлыми выемками по бокам, образующими
талию
. Округлость внешних контуров и линийталии
обеспечивает удобство игры, в частности в высоких позициях. Нижняя и верхняя плоскости корпуса – деки – соединены друг с другом полосками дерева – обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, её распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутри корпуса ставится душка, сообщающая вибрации от подставки – через верхнюю деку – нижней деке. Без нее тембр скрипки теряет живость и полноту.На силу и тембр звука скрипки оказывает большое влияние материал, из которого она изготовлена, и, в меньшей степени, состав лака. Известен эксперимент с полным химическим удалением лака со скрипки Страдивария, после которого звук ее не изменился. Лак предохраняет скрипку от изменения качества дерева под влиянием окружающей среды и окрашивает скрипку прозрачным цветом от светло–золотистого до тёмно–красного или коричневого.
Нижняя дека (музыкальный термин) делается из цельной древесины клёна (других твердых пород дерева), или из двух симметричных половинок.
Верхняя дека делается из резонансной ели. Имеет два резонаторных отверстия – эфы (по форме они напоминают латинскую букву f). На середину верхней деки опирается подставка, на которую опираются струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифке). Под ножкой подставки со стороны струны Соль к верхней деке прикреплена единственная пружина – продольно расположенная деревянная планка, во многом обеспечивающая прочность верхней деки и ее резонансные свойства.
Обечайки объединяют нижнюю и верхнюю деки, образуя боковую поверхность корпуса скрипки. Их высота определяет объём и тембр скрипки, принципиально влияя на качество звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже – тем пронзительнее и прозрачнее верхние ноты. Обечайки изготавливаются, как и деки, из древесины клёна.
Душка – круглая распорка из еловой древесины, механически объединяющая деки и передающая усилие натяжения струн и высокочастотные колебания на нижнюю деку. Идеальное её расположение находится экспериментально, как правило, конец душки расположен под ножкой подставки со стороны струны Ми, или рядом с ней. Душка переставляется только мастером, так как ее малейшее передвижение значительно влияет на звучание инструмента.
Подгрифок, или струнодержатель, служит для крепления струн. Ранее изготавливался из твёрдых пород чёрного или красного дерева (обычно из эбенового дерева или палисандра соответственно). В настоящее время часто делается из пластмасс или легких сплавов. С одной стороны у подгрифка имеется петля, с другой – четыре отверстия шлицами для крепления струн. Конец струны с пуговкой (ми и ля) продевается в круглое отверстие, после чего натяжением струны в сторону грифа она вжимается в шлиц. Струны Ре и Соль чаще закрепляются в подгрифке петлей, проходящей в отверстие. В настоящее время в отверстия подгрифка часто устанавливаются рычажно–винтовые машинки, значительно облегчающие настройку. Серийно выпускаются подгрифки из легких сплавов с конструктивно интегрированными машинками.
Петля из толстой струны или стальной проволоки. При замене жильной петли большего диаметра чем 2,2 мм на синтетическую (диаметр 2,2 мм) необходимо вклинить клин и заново просверлить отверстие диаметром 2,2, иначе точечное давление синтетической струны может повредить деревянный подгрифок.
Пуговка – шляпка деревянного колка, вставляемого в отверстие в корпусе, находящееся с противоположной грифу стороны, служит для крепления подгрифка. Клин вставляется в коническое отверстие, соответствующее ему по размерам и форме, полностью и плотно, иначе возможно растрескивание клока и обечайки. Нагрузка на пуговку очень высока, порядка 24 кг.
Подставка влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению строя инструмента за счет изменения мензуры и к некоторому изменению тембра – при сдвиге к подгрифку – звук глуше, от него – ярче. Подставка приподнимает струны над верхней декой на разную высоту для возможности игры на каждой из них смычком, распределяет их на большем расстоянии одну от другой на дуге большего радиуса, чем верхний порожек.[1].
Самих струн всего четыре, настроенных всегда на одни и те же ноты – Ми, Ля, Ре и Соль.[3].
Первая струна справа настраивается на
Ми
второй октавы и является наиболее тонкой из всех представленных струн. Вторая струна вместе с третьейолицетворяют
нотыЛя
иРе
соответственно. У них средняя, почти одинаковая толщина. Обе ноты находятся в первой октаве. Последней, самой толстой и басовитой является четвёртая струна, настраиваемая на нотуСоль
малой октавы.Каждая струна имеет свой тембр – от пронзительного (
Ми
) до густого (Соль
). Это и позволяет скрипачу так умело передавать эмоции. Также звук зависит и от смычка – самой трости и натянутого на неё волоса.[3].3.Достоинства игры на скрипке с точки зрения развития ребенка
Формирует ребенка эстетически. Музыкальное образование развивает ребенка духовно. С малых лет дети слушают классику и довольно скоро начинают понимать, чем хорошая музыка отличается от плохой.
Ребенок учится играть на скрипке. Это так здорово – брать в руки музыкальный инструмент и извлекать из него чарующую музыку!
Развиваются слух, чувство ритма, творческие способности. В детях заложен мощный творческий потенциал – просто помогите найти выход этой внутренней энергии и дайте талантам ребенка раскрыться!
Ребенок получает профессию. В будущем музыкальный навык может открыть молодому человеку путь в музыкальную карьеру.
Формирует хорошую осанку. Особенности игры на скрипке (стоя с высоко поднятой головой) вырабатывают красивую горделивую осанку.
Развивает как личность. Благодаря занятиям музыки формируются такие черты характера, как упорство, терпеливость, усидчивость, внимательность, целеустремленность.
Естественным образом создается благоприятное окружение и организуется свободное время.[2].
Исходя из моего опыта, я могу смело утверждать, что музыка активно влияет на развитие воображения ребёнка и творческих способностей. Ведь именно музыка находит дорогу к душе ребёнка, способствует его самовыражению, знакомит с окружающим миром.
Список источников
- 1. Строение скрипки. Интернет источник:https://m.vuzlit.ru/388052/stroenie_skripki
- 2. Уроки скрипки. Интернет источник:https://solist.pro/violin/
- 3. Как устроена скрипка? Сколько на ней струн? И другие интересные факты о скрипке Интернет источник:http://music-education.ru/kak-ustroena-skripka-skolko-interesnye-fakty-o-skripke/