Авторы: А.С. Карпенёв, В.Д. Хаст, Л.В. Борбачева
Источник:Матерiали регіональної наукової конференції викладачів, аспірантів та студентів вищих навчальних закладів:
"Політичні, соціально — економічні та правові аспекти розвитку України: історичний досвід та сучасність". - Донецьк: ДонНТУ, 2013,
с. 107—110.
В последнее время в мире обострилась тема с разработкой и добычей сланцевого газа путём гидравлического разрыва. Недавно эта ситуация коснулась и Украины. Так в чём же заключается проблема? 24 января 2013 года было подписано соглашение между компанией Shell и «Надра Юзовская» о разделе продукции от добычи сланцевого газа на Юзовском участке в Харьковской и Донецкой областях.
Надо сказать, что добыча сланцевого газа сопряжена с рядом проблем. Данный процесс предпологает постоянное горизонтальное бурение. То есть, необходимы территории и постоянный гидроразрыв пласта, а, значит, большое количество воды. Специалисты обращают внимание, что для получения промышленных объёмов сланцевого газа необходимо пробурить 3 тысячи скважин на территории около 1-й тысячи га, потратить 80 млн. м? воды, 5 млн. м? различных химичесих веществ. В соответствии с приводимыми расчётами, учитывая экономику добычи, долгосрочная разработка сланцевого газа требует значительных капитальных вложений в течении всего проекта, постоянного увеличения количества скважин и гидроразрывов пластов. Кроме того, начало добычи сланцевого газа на Украине может быть отодвинуто на неопределённый срок вследствие больших глубин (в среднем в 2 - 3 раза глубже, чем в США) и значительных площадей залегания - до 12 тыс.км?. Надо сказать, залежи ресурсов сланцевого газа Украины (как и мира) по разным оценкам сильно отличаются. Некоторые исследователи считают, что сланцевого газа у нас достаточно много, чтобы начать его масштабную добычу, другие говорят о нерентабельности такой программы. Этот вопрос требует детального изучения в будущем. При этом стоит заметить, что запасы традиционного газа в Украине освоены лишь на 25%.
Первый вопрос - решение проблемы обеспечения процесса газодобычи водными ресурсами. Вторая проблема напрямую связана с горизонтальным бурением, предпологающим использование значительных площадей. Огромные территории будут отведены под разбуривание, потому что бурить надо будет не вглубь, а вширь. Третья проблема неразрывно связана с первыми двумя - экология. В воду нужно добавлять реагенты, которые при условии попадания в грунтовые воды, грозят серьёзными последствиями. Сами сервисные компании, осуществляющие гидроразрыв, зачастую формулу этих реагентов не раскрывают. Такое отношение к водным ресурсам может привести к катастрофическим последствиям для Донецкого водного бассейна. А уситывая общемировую тенденцию к истощению источников пресной воды, такие действия являются вовсе непозволительными.
Низкая концентрация газа в породе приводит к тому, что пробуренные скважины быстро сокращают свой дебет. К примеру, в среднем скважины, пробуренные на крупнейшем месторождении сланцевого газа в Техасе, ко второму году эксплуатации снижали свой дебет на 37%, а к третьему году - на 50% по сравнению с первым годом. Это означает, что вся экономика добычи сланцевого газа должна строиться вокруг постоянного бурения и поддержания эксплуатационных характеристи уже пробуренных скважин.
В самих США после активного рекламного бума в СМИ растёт озабоченность относительно негативного воздействия на экологию технологии гидравлического разрушения пластов. Американские штаты пошли навстречу требованиям экологических неправительственных организаций и временно законсервировали большинство проектов разработки месторождения сланцевого газа.
Первый мораторий на извлечение газа из сланцев ввели власти штата Нью-Йорк. Произошло это в конце 2010 года. Причиной послужили предупреждения экспертов о небезопасности технологии гидролизной добычи (предпологает закачку в каменно-сланцевую породу больших объёмов воды с добавлением в неё специальных химических добавок).
Сработал главный довод защитников природы: после отработки опасные химикаты, в числе которых есть даже радиоактивные изотопы, могут вместе с жидкостью проникнуть в подземные пласты. А это чревато загрязнением резервуаров, используемых для снабжения питьевой водой.
Как заявил исполнительный директор компании Shlumberger Эндрю Гулд, «пока до 80% используемой в ходе добычи сланцевого газа воды не удастся очистить». С этим согласен Вольф регенер, глава американской компании BNK Petroleum, изучающей перспективы добычи сланцевого газа в Польше и Германии. Он признаёт необходимость очищать больше воды, что требует использования более безопасных для экологии химикатов и реагентов.
Также, добыча сланцевого газа методом гидроразрыва была развёрнута в таких странах как Австрия, Венгрия, Германия, Польша, Швеция. Однако в большинстве случаев проекты закрывались в связи с многочисленными экологическими протестами или нерентабельностью добычи в местных условиях. Европейские экологи утверждают, что сланцевый газ создаёт реальную и серьёзную угрозу для климата, окружающей среды и местных общин. Добыча его приводит к загрязнению грунтовых вод, серьёзным негативным последствиям для здоровья. При исползьовании этих технологий количество выбросов углекислого газа в разы выше, чем при добыче других видов ископаемого топлива.
Итак, если судить по вышесказанному, то предлагаемая добыча газа в Украине путём гидроразрыва не так выгодна и безопасна, как это описывают политики. Даже если предположить, что определённые факты являются преувеличенными, как говорят представители власти и газовых компаний, не сложно заметить, что добыча несёт за собой определённые проблемы с загрязнением водных ресурсов и большой площадью распространения скважин, не говоря о возможных рисках утечки отработанной загрязнённой воды. На данный момент, к сожалению, погоня за «газовой независимостью» заменяет анализ возможных серьёзных проблем, а политические лозунги - экологическую безопасность. Учитывая, что добыча предпологается на территории Харьковской и Донецкой областей, где расположено множество рек, водохранилищ и лесов, стоит задуматься о будущих непоправимых последствиях таких разработок, и не оставаться безразличным, ведь каждым своим шагом мы пишем историю.