Источник:http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/17940.pdf
Автор: Кормишин В.Ю., Родин М.А.
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» Кемерово, Россия
Автор: Kormishin V.Y., Rodin M.A.
FGBOU VPO "Kemerovo State University" Kemerovo, Russia
В последнее время в Российской Федерации происходит процесс формирования информационного общества, что ставит задачу информатизации системы образования. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникационных и других средств информационных технологий. Это в полной мере относится к специалистам по физической культуре и спорту.
Компьютерные технологии все прочнее закрепляются в консервативном футбольном мире. Впервые компьютеры начали использовать в спорте №1 для отслеживания действий футболистов. Современные системы скаутинга способны высчитывать точное количество технико-тактических действий (передач, отборов, единоборств) для каждого футболиста. Специальная программа хранит видеонарезки по каждому игровому эпизоду.
Все чаще современные технологии используются во время тренировочных занятий. Новые тренажеры позволяют точно определить физическое состояние футболистов. С помощью этих данных менеджер может составить индивидуальное расписание для каждого футболиста.
Международная федерация футбола до последнего запрещала использование технологий, улучшающих качество судейства. Но последние скандалы на крупных международных турнирах (игра рукой Анри в матче с Ирландией, «гол-фантом» Лэмпарда в ворота Германии, ошибка Эвребе в полуфинале Лиги чемпионов) заставили ФИФА под давлением общественности оступить от консервативной линии. С сезона 2013/14 в Чемпионате Англии используется система Hawk-Eye, которая определяет, было ли взятие в Бразилии. Одновременно новаторы голосуют за введение видеоповторов и технологий для определения положений «вне игры».
Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии, которое возникает между бурным развитием новых информационных технологий и их распространением в спорте, и в футболе в частности, и недостаточной изученностью возможностей использования новых информационных технологий в деятельности тренеров-преподавателей по футболу, работающих с юными спортсменами- футболистами.
Целью исследования является изучение основных направлений использования новых информационных технологий в деятельности тренеров-преподавателей по футболу.
Объектом исследования является анализ применения информационных технологий в футболе.
Предметом исследования являются основные направления использования новых информационных технологий в деятельности тренеров-преподавателей по футболу.
Исследуемая нами проблема предполагала решение ряда задач:
1. Осуществить анализ применения информационных технологий в футболе по данным научно-методической литературы.
2. Определить отношение тренеров-преподавателей по футболу к использова- нию новых информационных технологий в процессе своей деятельности.
Игровые информационные технологии в футболе представлены следующим:
- Системы определения взятия ворот;
- Разрешение спорных эпизодов;
- Видеоповторы.
Система автоматического определения голов (англ. goal-line technology – GLT) – технология, позволяющая определять взятие ворот в футболе при помощи технических средств, оперативно оповещающая футбольного судью о полном пересечении линии ворот мячом. Находится в состоянии тестирования. 5 июля 2012 года была официально одобрена Международным советом футбольных ассоциаций, отвечающим за определение единых правил игры в футбол в мире.
Одобрение получили следующие системы определения взятия ворот: GoalRef, Hawk-Eye, GoalControl-4D. Первым международным турниром, на котором были опробованы системы, стал клубный чемпионат мира, который прошел в декабре 2012 года в Японии. Затем нововведение будет использовано на Кубке Конфедераций 2013 года и на чемпионате мира 2014 года в Бразилии. В дальнейшем планируется внедрение на уровне национальных чемпионатов.
На международном уровне первые разговоры о внедрении систем определения голов с помощью высоких технологий появились во время проведения чемпионата мира 2010 года в ЮАР, после грубой ошибки судейской бригады, обслуживавшей матч 1/8 финала между сборными Англии и Германии, когда мяч после удара англичанина Фрэнка Лэмпарда рикошетом от перекладины пересек линию ворот и выскочил обратно в поле, однако не был засчитан, в итоге матч завершился победой немецких футболистов со счетом 4:1. Позже ошибка была признана президентом ФИФА Зеппом Блаттером, однако тогда Блаттер заявлял, что внедрение технических нововведений приведет к длительным остановкам и в итоге отрицательно скажется на зрелищности матчей. Против высказывался и глава УЕФА Мишель Платини, заявивший, что: «судейские ошибки являются неотъемлемой частью футбола и без них не обойтись. К тому же новые технологии наверняка убьют «человечность» футбола, которая и привлекает к нему болельщиков».
Вместе с тем в ответ на критику УЕФА пошло на введение двух дополнительных арбитров, которые находятся возле ворот и отвечают именно за определение взятия ворот. Однако в матче Англия –Украина, проходившего в рамках финальной стадии Чемпионата Европы по футболу 2012 года, судья за воротами не засчитал гол после удара украинского форварда Марко Девича, что явилось «последней каплей» в спорах о введении «электронных» судей.
В июле 2011 года ФИФА приняла решение о проведении тестирования ряда систем, перед этим были определены три критерия:
- Система должна быть стопроцентно точной
- Система должна оповестить арбитра о взятии ворот в течение секунды
- Система должна работать при любых погодных условиях и при любом освещении (как дневном, так и искусственном).
Тесты проводились с сентября по декабрь 2011 года специалистами из швейцарской федеральной лаборатории материаловедения и технологии (EMPA). 3 марта 2012 года IFAB объявил, что 2 из 9 предложенных систем приступили ко второму этапу испытаний, этими системами были британская Hawk-Eye и датско-германская GoalRef.
Система GoalControl-4D разработана немецкой фирмой GoalControl[en]. Является первой системой автоматического определения голов, примененной на чемпионатах мира по футболу.
Система основана на применении высокоскоростных камер, без использования чипов в мячах и тому подобных устройств. Состоит из 14 камер, все время направленных на мяч, которые передают информацию на компьютер, а он, после её обработки, посылает сигнал о пересечении мячом линии ворот на часы главного судьи матча.
Система установлена на всех стадионах ЧМ-2014 и впервые повлияла на решение судьи в спорном эпизоде со вторым голом в матче Франция-Гондурас.
Система Hawk-Eye используется для разрешения спорных моментов в футболе.
В разрешении спорных эпизодов футбольных матчей применяются: Cairos, которая основана на использовании мяча со встроенным чипом, и система Hawk-Eye, которая подразумевает отслеживание полета мяча с применением цифровых камер.
Программно-аппаратный комплекс состоит из нескольких видеокамер, передающих поток видеоданных для обработки компьютеру. Для футбола используется десять камер. Скоростные видеокамеры (106 кадров/сек, по данным разработчика) укреплены так, чтобы захватывать с определенных углов игровое пространство. Обработка потока видеоданных включает несколько этапов. Изначально в систему заложены правила игры, и при калибровке строится модель игрового пространства. Программное обеспечение позволяет организовать распознавание образа мяча.
Как сообщают разработчики, система устойчиво распознаёт летящий мяч в форме размытого вытянутого пятна, размер которого составляет от 2 до 10 пикселей, на фоне поля, оборудования и публики.
На основе трекинга и принципа триангуляции система определяет координаты мяча. По двумерным образам, полученным с каждой камеры, строится серия точек в трёхмерных координатах. Камеры не синхронизированы друг с другом и различные координаты мяча, полученные с разных камер, связываются в общую систему точек при помощи линейной аппроксимации. Далее, при помощи алгоритмов сглаживания, через эти точки реконструируется виртуальная траектория полёта. Если оценить скорость полёта мяча в теннисе в 50 м/c, то при скорости съёмки 100 кадров в секунду, между узлами интерполяции может быть расстояние порядка 50 см. Система визуализации выдаёт результат в виде гладкой траектории с интерполированной точкой касания корта в случае тенниса. Система также позволяет выдавать другие показатели: скорость мяча, статистику попаданий в определенные области и прочее.
Для функционирования системы (в случае крикета) необходимо три оператора. Система не накладывает никаких требований на инвентарь и площадку. Точность системы является спорным моментом, так как источники называют разные данные: от 1 мм до 5 мм. Согласно требованиям FIFA, в ходе тестирования погрешность системы должна была составлять не более 5 мм.
В футболе областью применения Hawk-Eye может быть определение факта пересечения мячом линии ворот. ФИФА долгое время не одобряла автоматизацию процесса судейства, но развитие технологий и постоянно возникающие споры вокруг взятия ворот привели к пересмотру точки зрения. После длительных дискуссий в 2012 году IFAB одобрила внедрение системы автоматического определения голов.
Продолжается тестирование нескольких конкурирующих систем:
Hawk-Eye, GoalRef, GoalControl. Им предстоит пройти сертифицирование ФИФА. В 2013 году руководящий орган мирового футбола планирует сделать выбор, с тем чтобы на чемпионате мира 2014 года уже полноценно использовалась одобренная система.
GoalRef исповедует иной технологический принцип и требует установки в футбольный мяч микрочипа. Кроме того, эта система не даёт визуального представления ситуации. Система HawkEye (видеокамеры) в случае футбола монтируется на разных точках стадиона и в рамку ворот. Стоимость установки на одном стадионе оценивается примерно в 100 000 – 125 000 фунтов стерлингов. Согласно заявлению генерального секретаря Футбольной ассоциации Англии Алекса Хорна, Hawk-Eye была установлена на стадионе «Уэмбли» для её проверки в ходе соревнований на Кубок Англии.
11 апреля 2013 года было объявлено, что Hawk-Eye будет использоваться на матчах английской Премьер-лиги с начала сезона 2013/14.
С целью изучения отношения к использованию новых информационных техноло- гий в процессе своей деятельности были опрошены тренеры-преподаватели по футболу. В анкетном опросе приняли участие тренеры различных физкультурно-спортивных органи- заций Кемеровской области, где осуществляются учебно-тренировочные занятия со спортсменами-футболистами различных возрастных групп (всего 25 человек).
Ответы на предложенные вопросы, на наш взгляд, дают интересные результаты, позволяющие уточнить отношение и потребности тренеров-преподавателей по футболу в использовании новых информационных технологий с учетом специфики профессиональ- ной деятельности, особенностей структуры и содержания спортивной тренировки.
Характеризуя уровень образования респондентов, можно выделить следующее:
1. Высшее специальное образование имеют - 14 %; высшее не базовое обра- зование - 18 %; среднее специальное образование - 58 %; среднее образование - 10 %;
2. Тренерский стаж респондентов до 5 лет - 34 %; от 5 до 10 лет - 38 %; свы- ше 10 лет - 28 %;
3. Контингент, с которым работают тренеры: новички - 23 %; спортсмены массовых разрядов - 30 %; спортсмены 1-го разряда, кан6дидаты в мастера спорта - 47 %.
Рассмотрим лишь некоторые результаты, полученные в ходе опроса.
Тренерам было предложено оценить уровень распространения новых информаци- онных технологий в спорте. Результаты опроса получились следующими: большинство тренеров оценили этот уровень как "низкий" - 56,5 %, как "средний" - 35 %, остальные ре- спонденты затруднились ответить.
Также респондентам было предложено оценить по пятибалльной шкале, какие ви- ды информации чаще всего они используют в профессиональной деятельности. Расшиф- ровка шкалы оценки следующая: никогда - 1 балл; довольно редко - 2 балла; иногда - 3 балла; довольно часто - 4 балла; регулярно - 5 баллов.
Анализ полученных результатов позволяет заключить, что большинство опрошен- ных тренеров отдают предпочтение спортивной информации. Такое же единодушие про- явили респонденты к экономической информации, отводя ей последнее место.
В связи с этим, необходимо отметить, если ведущее значение спортивной инфор- мации, используемой тренерами, не вызывает особых сомнений, то последнее место эко- номической информации, да еще с такой низкой оценкой, как 2,35, то есть по шкале - практически "довольно редко", не совсем понятно. В особенности если учитывать то об- стоятельство, что в настоящее время большинство спортивных организаций испытывают значительные финансовые трудности в приобретении спортивной экипировки, проведе- нии учебно-тренировочных сборов, проведении и участии в соревнованиях и т. д. Поэто- му, как нам представляется, знание и использование экономической информации может в какой-то мере помочь сориентироваться в этих вопросах.
Рассмотрев использование тренерами различных видов информации можно отме- тить, что практическое значение имеют почти все виды информации. В тоже время выде- лены наиболее значимые виды информации. Полученные данные, по нашему мнению, це- лесообразно учитывать при организации информационного обеспечения тренеров в про- цессе теоретической самоподготовки и в процессе планируемых мероприятий по повыше- нию квалификации (стажировки, курсы переподготовки и повышения квалификации и т.д.).
Другая сторона информационной деятельности тренеров, которая была исследова- на в ходе анкетного опроса связана с использованием респондентами различных докумен- тальных источников информации для решения многообразных проблем тренировочного процесса. В таблице 3 представлены полученные материалы. В анкете тренерам были предложены наиболее важные, с нашей точки зрения, проблемы тренировочного процес- са, их было сформулировано 12, а также наиболее часто используемые в практике доку- ментальные источники информации - их было выбрано 7.
Анализ полученных результатов показывает, что для решения обозначенных про- блем тренировочного процесса тренерами используется, как правило, одновременно сразу несколько видов документальных источников информации (суммы процентов по горизон- тали больше 100 %).
Можно отметить, что для решения практически всех перечисленных в анкете про- блем тренировочного процесса тренерами используются в первую очередь методические материалы и информацию в социальных сетях. В то же время, можно говорить о недоста- точном использовании традиционных документальных источников информации. Конечно, пока мы можем лишь предположить, что раз эти источники востребованы недостаточно, то в них отсутствуют нужные для тренеров сведения. Кроме того, такое положение дел может быть связано с недостаточной доступностью к данным источникам и осведомлен- ностью тренеров об их наличии и характере той информации, которая там содержится. В связи с этим, необходима система информации, оперативно предоставляющая тренерам сведения об основных источниках, документальных материалах, необходимых для реше- ния проблем тренировочного процесса.
Как показывает практика использования тренерами информационных материалов, им приходится сталкиваться с определенными трудностями в ее поиске и потреблении. В результате анализа анкет были выявлены основные трудности, которые испытывают тре- неры при работе с информацией.
Как видно из содержания таблицы, основными трудностями в работе с информа- цией являются: экономические, низкая оперативность информации и отсутствие возмож- ности получить полную информацию.
В тоже время, следует отметить, что все предложенные варианты ответов на дан- ный вопрос, приведенные в анкете, были отмечены респондентами в той или иной степе- ни. Значит необходимо искать практические возможности по устранению всех указанных трудностей в работе тренеров с информацией, что в значительной степени усложняет про- блему информационного обеспечения теоретической подготовки тренеров.
Тренерам было предложено оценить уровень информационного обеспечения в спорте. Результаты опроса получились следующими: большинство тренеров оценили этот уровень как "низкий" - 56,5 %, как "средний" - 35 %, остальные респонденты затрудни- лись ответить.
Результаты нашего исследования позволили сделать некоторые заключения.
1. За последние годы информатизация современного общества обретает все новые и новые масштабы. Быстрое развитие компьютерных технологий привело к тому, что сейчас тренеры применяют их в тренировочном процессе как средство дидактической работы. Оказалось, что компьютеры можно использовать не только для быстрых и сложных расчетов, но и для сбора и переработки информации, непосредственно пригодной для дидактической работы, особенно в области оценки результатов и хода процесса тренировочного процесса.
2. Тестирование футболистов может проводиться циклически в ходе тренировок для выявления, анализа и выработки рекомендаций тренерам по устранению недостатков в подготовке игроков. В этом процессе должны участвовать специалисты разных профессий: биологи, физиологи, специалисты по футболу, специалисты по информационным технологиям.
3. Деятельность тренера будет более эффективной, если он владеет современ- ными научными, методическими достижениями в собственной области деятельности, смежных отраслях науки и техники. А это возможно при условии, когда тренер постоянно знакомится с научно-методической информацией при помощи современных информаци- онных систем, обеспечивающих оперативное предоставление нужных материалов.
4. Определенного внимания требует совершенствование системы информации по футболу, как с точки зрения отбора документальных источников для включения в си- стему, так и с точки зрения использования новых современны информационных техноло- гий.
5. На основании обобщенного опыта и анкетного опроса можно утверждать, что в процессе теоретической подготовки тренеры нуждаются в информации, раскрыва- ющей следующие основные компоненты тренерской деятельности: организаторский (по- строение тренировки, управление действиями спортсменов, поддержание дисциплины и др.); гностический (изучение и анализ способов управления спортивным коллективом, выбор средств и методов тренировки, самоанализ собственного педагогического труда и др.), конструктивный (действия тренера по определению целей и задач на предстоящие тренировочные занятия с учетом индивидуальных особенностей спортсменов).
6. Анализ результатов анкетного опроса тренеров позволяет заключить, что:
- практическое значение имеют почти все виды информации, в тоже время выделе- ны наиболее значимые виды информации - большинство опрошенных тренеров отдают предпочтение спортивной информации, такое же единодушие проявляют респонденты к экономической информации, отводя ей последнее место; полученные данные, по нашему
мнению, целесообразно учитывать при организации информационного обеспечения тре- неров в процессе теоретической самоподготовки и в процессе планируемых мероприятий по повышению квалификации (стажировки, курсы переподготовки и повышения квали- фикации и т. д.).
- для решения обозначенных проблем тренировочного процесса тренерами исполь- зуется, как правило, одновременно сразу несколько видов документальных источников информации, в первую очередь - методические материалы и материалы в социальных се- тях, в то же время, можно говорить о недостаточном использовании традиционных доку- ментальных источников информации.