На сегодняшний день сети передачи данных стремительно развиваются. Исследуются новые технологии, и способы доставки информации. Проводные сети передачи данных ушли далеко вперед, по сравнению с беспроводными, и достигли скоростей передачи 100 гигабит в секунду по технологии, Ethernet и 43 терабита в секунду по оптоволокну. Беспроводные сети далеко позади со скоростью 6.9 гигабит в секунду (теоретически). На открытом пространстве с передачей информации по беспроводным сетям проблем практически нет, но в закрытых помещениях связь может обрываться.
2.Описание технологий беспроводной связи
Существует множество стандартизированных технологий и протоколов беспроводной связи использующиеся в сетях передачи данных такие как Zigbee, Bluetooth, Wi-fi.
Технологии ZigBee и Thread изначально разрабатывались для создания надежных распределенных сетей датчиков и управляющих устройств с невысокими скоростями передачи данных. В этих технологиях реализована поддержка сетевой топологии «mesh», спящих и мобильных узлов, а также узлов, которые обеспечивают работу алгоритмов ретрансляции и самовосстановления. У этих технологий скорость достигает 250 кбит/с — это максимальная пропускная способность сети. Полезная скорость будет порядка 30 — 40 кбит/с в пределах соседних узлов и 5 — 25 кбит/с при использовании ретрансляции. Основное отличие технологии Thread от ZigBee, что в ней добавлена поддержка IP - протокола, что упрощает интеграцию сетей Thread с сетевыми приложениями.[1]
Технология использует небольшие приемопередатчики малого радиуса действия, либо непосредственно встроенные в устройство, либо подключаемые через свободный порт или PC-карту. Адаптеры работают в радиусе 10 метров и, в отличие от IrDA, не обязательно в зоне прямой видимости, то есть, между соединяемыми устройствами могут быть различные препятствия, или стены.
Устройства, использующие стандарт Bluetooth, функционируют в диапазоне 2,45 ГГц ISM (Industrial, Scientific, Medical — промышленный, научный и медицинский диапазон) и способны передавать данные со скоростью до 720 кбит/с на расстояние до 10 метров и передачу 3 голосовых каналов. Такие показатели достигаются при использовании мощности передачи 1 мВт и задействованном механизме переключения частоты, предотвращающем интерференцию. Если принимающее устройство определяет, что расстояние до передающего устройства менее 10 м, оно автоматически изменяет мощность передачи до уровня, необходимого при данном расположении устройств. Устройство переключается в режим экономии энергии в том случае, когда объем передаваемых данных становится мал или передача прекращается.
Технология использует FHSS — скачкообразную перестройку частоты (1600 скачков/с) с расширением спектра. При работе передатчик переходит с одной рабочей частоты на другую по псевдослучайному алгоритму. Для полнодуплексной передачи используется дуплексный режим с временным разделением (TDD). Поддерживается изохронная и асинхронная передача данных и обеспечивается простая интеграция с TCP/IP. Временные интервалы (Time Slots) развертываются для синхронных пакетов, каждый из которых передается на своей частоте радиосигнала.
Энергопотребление устройств Bluetooth должно быть в пределах 0.1 Вт. Каждое устройство имеет уникальный 48—битовый сетевой адрес, совместимый с форматом стандарта локальных сетей IEEE 802.
Диапазон 2.45 гГц является не лицензируемым и может свободно использоваться всеми желающими. Управляет им лишь Федеральная комиссия по коммуникациям (FCC — Federal Communication Commission), ограничивая часть диапазона, которую может использовать каждое устройство. Беда в том, что этих устройств стало очень много — начиная от беспроводных сетей, поддерживающих стандарты 802.11 и 802.11b и устройств Bluetooth и вплоть до микроволновых печей! Сейчас комиссия рассматривает просьбу увеличить используемый диапазон для Home RF (спецификация, используемая в аудио — и видеотехнике). Это увеличение может повлиять на другие устройства, работающие в этом диапазоне, количество которых увеличивается. При этом FCC заявила, что использование не лицензируемой частоты несет несомненный риск и не исключена возможность помех и конфликтов между устройствами. Фирмы, поддерживающие технологи беспроводных сетей, в том числе и Bluetooth, активно протестуют против увеличения диапазона Home RF.
Устройства стандарта Bluetooth способны соединяться друг с другом, формируя пикосети, в каждую из которых может входить до 256 устройств. При этом одно из устройств является ведущим (Master), еще семь — ведомыми (Slave), остальные находятся в дежурном режиме. Пикосети могут перекрываться, а к ресурсам ведомых устройств может быть организован доступ. Перекрывающиеся пикосети могут образовать распределенную сеть, по которой могут мигрировать данные.[2]
Wi-Fi (англ. Wireless Fidelity — «беспроводная точность») — торговая марка Wi-Fi Alliance для беспроводных сетей на базе стандарта IEEE 802.11.
Обычно схема Wi-Fi сети содержит не менее одной точки доступа и не менее одного клиента. Также возможно подключение двух клиентов в режиме точка—точка (Ad-hoc), когда точка доступа не используется, а клиенты соединяются посредством сетевых адаптеров «напрямую». Точка доступа передаёт свой идентификатор сети SSIDс помощью специальных сигнальных пакетов на скорости 0,1 Мбит/с каждые 100 мс. Поэтому 0,1 Мбит/с — наименьшая скорость передачи данных для Wi-Fi. Зная SSID сети, клиент может выяснить, возможно ли подключение к данной точке доступа. При попадании в зону действия двух точек доступа с идентичными SSID приёмник может выбирать между ними на основании данных об уровне сигнала. Стандарт Wi-Fi даёт клиенту полную свободу при выборе критериев для соединения. Более подробно принцип работы описан в официальном тексте стандарта.
Однако стандарт не описывает всех аспектов построения беспроводных локальных сетей Wi-Fi. Поэтому каждый производитель оборудования решает эту задачу по-своему, применяя те подходы, которые он считает наилучшими с той или иной точки зрения. Поэтому возникает необходимость классификации способов построения беспроводных локальных сетей.
По способу объединения точек доступа в единую систему можно выделить:
Со «слоистой» или многослойной структурой радиоканалов[3]
Отличия в топологии Zigbee и Thread от Wifi и Bluetooth представлены на рисунке.
WIMAX (англ. Worldwide Interoperability for Microwave Access) — телекоммуникационная технология, разработанная с целью предоставления универсальной беспроводной связи на больших расстояниях для широкого спектра устройств (от рабочих станций и портативных компьютеров до мобильных телефонов). Основана на стандарте IEEE 802.16, который также называют Wireless MAN (WiMAX следует считать жаргонным названием, так как это не технология, а название форума, на котором Wireless MAN и был согласован). Название «WiMAX» было создано WiMAX Forum — организацией, которая была основана в июне 2001 года с целью продвижения и развития технологии WiMAX. Форум описывает WiMAX как «основанную на стандарте технологию, предоставляющую высокоскоростной беспроводной доступ к сети, альтернативный выделенным телефонным линиям и DSL». Максимальная скорость — до 1 Гбит/сек на ячейку.[4]
В настоящее время активно исследуются сети с переменной топологией и правильное построение маршрута передачи информации. Сети с переменной топологией называют самоорганизующимися. В большинстве случаев для обозначения самоорганизующихся сетей используют термины «mesh» «ad-hoc» «mobile ad-hoc» и т.д.
Mesh сети — радиосети ячеистой структуры, состоящие из беспроводных стационарных маршрутизаторов, которые создают беспроводную магистраль и зону обслуживания мобильных и стационарных абонентов, имеющих доступ (в пределах зоны радиосвязности) к одному из маршрутизаторов. Топология – звезда, со случайным соединением опорных узлов.[5]
Архитектура ячеистой сети состоит из некоторого количества узлов (node), которые образуют основу (backbone) сети, и клиентских устройств. Узлы могут связываться каждый с каждым и самостоятельно создавать маршруты передачи данных. Узлы обнаруживают отключения соседних узлов и появление новых, и автоматически перестраивают маршруты. Технология ячеистых сетей не является специфической для беспроводных сетей, но в беспроводных сетях она приобретает новые свойства. При использовании беспроводных узлов топология сети может легко перестраиваться простым перемещением, удалением или добавлением узлов. Прокладка кабелей между узлами не нужна. Теоретически можно накрыть mesh-сетью любую необходимую территорию. Основной проблемой при этом является достижение необходимого количества узлов и возможность обеспечения их электропитанием. Беспроводные клиенты могут перемещаться в пределах зоны покрытия, узлы будут строить правильные маршруты и обеспечивать прозрачный роуминг. С точки зрения абонентского сервиса подобные сети уже сегодня обеспечивают полный спектр IP- приложений - Ethernet, VoIP, real time video. Узлов (node), которые образуют основу (backbone) сети, и клиентских устройств. Узлы могут связываться каждый с каждым и самостоятельно создавать маршруты передачи данных. Узлы обнаруживают отключения соседних узлов и появление новых, и автоматически перестраивают маршруты. Технология ячеистых сетей не является специфической для беспроводных сетей, но в беспроводных сетях она приобретает новые свойства. При использовании беспроводных узлов топология сети может легко перестраиваться простым перемещением, удалением или добавлением узлов. Прокладка кабелей между узлами не нужна. Теоретически можно накрыть mesh-сетью любую необходимую территорию.
Основной проблемой при этом является достижение необходимого количества узлов и возможность обеспечения их электропитанием. Беспроводные клиенты могут перемещаться в пределах зоны покрытия, узлы будут строить правильные маршруты и обеспечивать прозрачный роуминг. С точки зрения абонентского сервиса подобные сети уже сегодня обеспечивают полный спектр IP-приложений - Ethernet, VoIP, real time video.
Беспроводная архитектура mesh имеет много общего с алгоритмом работы маршрутизаторов в сети Интернет, где маршрутизаторы самостоятельно принимают решение о направлении движения пакетов, основываясь на динамических протоколах маршрутизации. В обоих случаях, определенный путь, которым пакеты пройдут через промежуточные узлы, прозрачен для клиентов. Сети mesh являются самовосстанавливающимися: сеть будет работать, даже когда в сети имеется неисправный узел или потеряно подключение. В результате такой организации получается очень надежная сетевая инфраструктура.
В беспроводной сети mesh трафик динамически перенаправляется между узлами для выбора оптимального прохождения сигнала до пограничного маршрутизатора. Для этого используются специальные алгоритмы интеллектуальной маршрутизации. На направление трафика могут влиять факторы наименьшего количества скачков (hop) между узлами, их загруженность, приоритет трафика и т.п. То есть сеть mesh сама подстраивается под конкретные ситуации и оптимизирует пути прохождения сигнала.[6]
4. Протоколы маршрутизации работающие с Mesh сетями
Протоколы маршрутизации работающие в таких сетях можно разделить на:
OLSR основан на механизме широковещательной рассылки для обновления информации о топологии сети.
Особенностью протокола является то, что эта информация известна каждому узлу сети. В OLSR узел сети отправляет так называемое HELLO-сообщение. Изменение в топологии сети узлы обнаруживают с помощью принятых HELLO-сообщений от соседей. В этих сообщениях содержится собственный адрес узла, отправившего данное оповещение, а также перечень всех его доступных соседей, их адреса с указанием типа соединения (симметричное или асимметричное). Таким образом узел сообщает своим соседям о доступных ему связях. Каждый абонент сохраняет у себя информацию о своих одно- (neighbors) и двухшаговых соседях (two-hop neighbors). Отправка HELLO-сообщений производится с заданным интервалом. В случае, если в течение определенного времени узел не принимает HELLO-сообщение от соседа, то связь с ним считается разорванной. Соответствующее изменение вносится в таблицу топологии сети абонента. Помимо всего в сети узлы периодически передают широковещательное TC-сообщение (topology control). В этом сообщении содержится информация о соединении абонента с одношаговыми соседями. По полученной информации из ТС- и HELLO-сообщений, узел строит граф, который описывает представление о построении сети для данного узла. С помощью этого графа строится таблица кратчайших путей передачи информации до каждого узла. Очевидно, что в таком способе организации связи между узлами есть существенный недостаток. Естественна ситуация, когда двухшаговый сосед может являться одношаговым для двух и более одношаговых соседей передающего узла. Тогда создастся ситуация, в которой двухшаговый сосед будет получать одно и то же HELLO-сообщение несколько раз. Для решения таких ситуаций в OLSR предусмотрен метод оптимизации рассылки сетевой информации о состояниях Multipoint Relay (MPR). По таблице топологии сети узел выбирает таких одношаговых соседей (MPR_Relay) с симметричной связью, которые являются одношаговыми соседями хотя бы одному двушаговому соседу данного узла. Этот метод позволяет уменьшить трафик широковещательной рассылки.[7]
TBRPF (Topology Dissemination Based on Reverse-Path Forwarding) также относится к проактивным протоколам состояния канала, предназначен для мобильных ad-hoc сетей, который обеспечивает маршрутизацию по ходу по кратчайшим путям до пункта назначения. Каждый узел, на котором запушен TBRPF, вычисляет исходное дерево(обеспечение путей ко всем доступным узлам) на основе частичной топологии информацию, хранящуюся в её топологии , с использованием модификации Алгоритма Дейкстры. Чтобы минимизировать наклыдные расходы, каждый узел сообщает только часть исходного дерева для соседей, TBRPF использует комбинацию периодических обновлений , чтобы информировать всех соседей о части исходного дерева. У каждого узла также есть опция о сообщении полной топологии сети, для обеспечения верификации, и повышениия надежности в мобильных сетях. TBRPF выполняет поиск соседей с использованием «дифференциальных» сообщений HELLO , которые сообщают только изменения в статусе соседей. [8]
Протокол DSDV основан на идее классического алгоритма маршрутизации Беллмана-Форда с некоторыми улучшениями. DSDV проактивный, дистанционно векторный алгоритм. Каждый узел поддерживает таблицу маршрутизации, в котором перечислены все доступные направления, количество маршрутизаторов («прыжков») до конечного пункта и номер версии. Узлы периодически передают свои таблицы маршрутизации ближайшим соседям. Узел также передает свою таблицу маршрутизации, если в ней произошло изменение с момента последнего отправленного обновления. Основная задача алгоритма в том, чтобы исключить возможность создания циклических маршрутов. Для минимизации объема трафика, протокол предусматривает обмен полными таблицами маршрутизации только при серьезных изменениях в топологии сети. В большинстве случаев отправляются более мелкие дополнительные обновления. DSDV был одним из первых разработанных алгоритмов. Он вполне подходит для создания одноранговых сетей с малым количеством узлов. Было предложено много усовершенствованных вариантов этого алгоритма. Главным недостатком протоколов на базе DSDV является необходимость регулярной передачи служебной информации между узлами для обновления своих таблиц маршрутизации, что в условиях беспроводной сети ведет к увеличению расхода энергии батареи мобильного устройства и занимает часть полосы пропускания радиоканала, даже когда сеть не используется. Помимо этого, всякий раз, когда изменяется топология сети, создается новый порядковый номер для версии маршрутной информации. При очень динамичных сетях, возможно переполнение данного параметра, т.е. DSDV не подходит для сетей с быстро изменяющейся топологией.[9]
К реактивным протоколам относят:
AODV (англ. Ad hoc On-Demand Distance Vector ) — протокол динамической маршрутизации для мобильных ad-hoc-сетей (MANET) и других беспроводных сетей. Разработан совместно в исследовательском центре Nokia университета Калифорнии, Санта-Барбары и университете Цинциннати К. Перкинсом и С. Дасом. AODV пригоден для маршрутизации как unicast-, так и multicast-пакетов.
Является реактивным протоколом маршрутизации, то есть устанавливает маршрут до адресата по требованию. В отличие от классических протоколов маршрутизации Интернета являющихся превентивными, то есть находящих пути маршрутизации независимо от использования маршрутов. Как следует из названия, для вычисления маршрутов используется дистанционно-векторный алгоритм маршрутизации. В AODV с помощью применения порядковых номеров при обновлениях маршрута исключена возможность возникновения проблемы «счета до бесконечности», присущая другим протоколам, использующим этот алгоритм маршрутизации. Эта методика ранее реализована в протоколе DSDV.[10]
DSR (Динамическая маршрутизация от источника) — протокол маршрутизации для MANET с топологией mesh. Схож c AODV в том, что также формирует маршрут по-требованию, посредством передачи broadcast-запроса. Однако, он использует явную маршрутизацию, не полагаясь на таблицы маршрутизации на каждом промежуточном устройстве. Кроме того, в DSR было внесено множество последовательных конкретизаций, включая DSR-Flow (гибрид явной маршрутизации и маршрутизации по таблицам). Явное задание маршрута требует накопления адресов каждого устройства между источником и приемником во время его поиска. Информация о накопленном пути пополняется узлами, обрабатывающими broadcast-запросы источника. Изученные таким образом пути и используются для маршрутизации пакетов. В результате, маршрутизируемые пакеты содержат адрес каждого устройства, через которое они прошли. Из-за увеличения заголовков пакетов, это может привести к избыточности служебного потока данных для длинных путей или больших адресов, как в IPv6. Для таких ситуаций в DSR-Flow определена опция «flow id», которая позволяет пакетам быть отправленными в соответствии с таблицами маршрутизации (она может активироваться для далеких маршрутов).
Благодаря явному заданию маршрутов, вся информация о них непрерывно обновляется мобильными узлами (пока через них проходит поток данных). Это позволяет избежать необходимости в периодической проверке маршрута (в отличие от AODV). В результате остаются только фазы поиска и поддержки. В любом случае, маршрут генерируется, только если сообщение с запросом достигло намеченного узла адресата (в ответ добавляется цепочка узлов, накопленная в запросе).
Чтобы послать ответ на запрос, у узла адресата должен быть маршрут к исходному узлу. Если бы маршрут находился в кэше, использовалась бы кешированная запись. Иначе маршрут к исходному узлу будет определен на основе сохраненного в цепочке пути пакета-запроса (для этого необходимо, чтобы все каналы в сети были симметричны). В случае удачной передачи ответа инициализируется поддержки, посредством которой пакеты оповещающие об ошибке передачи, будут учитываться узлом. В результате испорченный канал связи будет удален из кэша маршрутов узла, как и все маршруты, содержащие этот канал. Затем будет повторно инициирована фаза поиска нового жизнеспособного пути.
Динамический протокол маршрутизации от источника (DSR) по требованию, создавался для того, чтобы уменьшить трафик, потребляемый управляющими пакетами в беспроводных сетях, устраняя сообщения обновления таблицы, требуемые в подходе с формированием маршрутов при помощи таблиц. Главное различие между этим и другим реактивными протоколами маршрутизации — то, что в нем отсутствуют «маяки» и следовательно не требует периодической передачи пакета приветствия, которые используются узлом, чтобы сообщить соседям о его присутствии. Основной подход этого протокола (как и других реактивных протоколов маршрутизации) состоит в том, что во время фазы конструкции маршрута узел устанавливает маршрут, рассылая широковещательные пакеты RouteRequest по сети. Узел адресата, при получении пакета RouteRequest, отвечает, отсылая пакет RouteReply назад к источнику, который несет маршрут, пройденный полученным пакетом RouteRequest.
Рассмотрим исходный узел, у которого нет маршрута к адресату. Когда у него есть пакеты данных, которые будут посланы адресату, он инициализирует пакет RouteRequest, который распространяется по сети. Каждый узел, после полу-чения пакета RouteRequest, повторно передает пакет своим соседям, (если ещё не передал, так как копия пакета может прийти к нему от другого узла), при условии, что узел не является адресатом и что время жизни пакета (TTL) не было превышено. У каждого RouteRequest есть порядковый номер, сгенерированный исходным узлом и узлами, через которые он прошел. Узел, после получения пакета RouteRequest, проверяет порядковый номер на пакете прежде, чем отправить его. Пакет отправлен, только если это не дублирующийся RouteRequest. Порядковый номер на пакете используется, чтобы предотвратить формирования цикла и избежать множественных передач одного и того же RouteRequest промежуточным узлом, который получает его через несколько каналов. Таким образом, все узлы кроме адресата отправляют пакет RouteRequest во время фазы формирования маршрута. Узел адресата, после получения первого пакета RouteRequest, отвечает источнику через обратный путь, который пересек пакет RouteRequest. Узлы могут также узнать о соседних маршрутах, пересеченных пакетами данных если задан режим промискуитета (режим работы, в котором узел может получить пакеты, которые не переданы, и не адресованы ему). Этот кэш маршрута также используется во время фазы формирования маршрута. Если у промежуточного узла, получающего RouteRequest, есть маршрут к узлу адресата в его кэше маршрута, то он отвечает на исходный узел, посылая RouteReply со всей информацией маршрута от исходного узла до узла адресата.[11]
К гибридным протоколам относят протокол HWMP HWMP — гибридный протокол беспроводной сети , определённый в IEEE 802.11s, является базовым протоколом маршрутизации для беспроводной ячеистой сети.[12] Основан на AODV , маршрутизации на основе дерева , на протоколе управления одноранговой связью, посредством которого каждая точка Mesh обнаруживает и отслеживает соседние узлы. Этот протокол гибридный потому, что поддерживает два типа протоколов выбора пути.
Сегодня сети представляют собой многоуровневую структуру. Подсчитать точное количество соединений практически невозможно. Тем не менее при всем этом, должны быть стандарты и технологии, которые обеспечивают максимально возможное качество обслуживания, максимальную скорость передачи, и должны быть легко масштабируемыми. Хотя существует ряд проблем связанных с беспроводными сетями , таких как затухание сигнала в помещении , эта проблема является решаемой благодаря mesh сетям, которые позволяют создавать ячеистую структуру с управляющим устройством которое в зависимости от типа протокола следит за всеми устройствами и строит оптимальные маршруты благодаря встроенным алгоритмам маршрутизации (Алгоритм Дейкстры и т.д.). В дальнейшем будет проведено моделирование с целью установления оптимальных свойств которые необходимо учитывать чтобы строить оптимальный маршрут от отправителя до получателя в беспроводных сетях.
1. Хабрахабр[Электронный ресурс]: Беспроводные сети ZigBee. Часть 1 [Вводная] — электронные данные — режим доступа https://habrahabr.ru/company/efo/blog/281048/ — дата доступа: декабрь 2017
2. Бурабай[Электронный ресурс] Технология Bluetooth — электронные данные — режим доступа http://bourabai.kz/einf/bluetooth.htm — дата доступа: декабрь 2017
3. Википедия[Электронный ресурс] Wi-Fi — электронные данные — режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Wi-Fi — дата доступа: декабрь 2017
4.Броадбэнд [Электронный ресурс] Что такое WiMAX? Принципы работы WiMAX — электронные данные режим доступа http://www.broadband.org.ua/tekhnologii-bystrogo-interneta/1311-chto-takoe-wimax-printsipy-raboty-wimax - дата доступа: декабрь 2017
5.Хабрахабр[Электронный ресурс] Что такое MANET или почему WiFi не решение всех телекоммуникационных проблем — электронные данные — режим доступа https://habrahabr.ru/post/197860/ дата доступа: декабрь 2017
6.Павлов А. А. Датьев И. О. ПРОТОКОЛЫ МАРШРУТИЗАЦИИ В БЕСПРОВОДНЫХ СЕТЯХ // Киберленинка — [Электронный ресурс] — режим доступа https://cyberleninka.ru/article/v/protokoly-marshrutizatsii-v-besprovodnyh-setyah - дата доступа: декабрь 2017
7. Википедия[Электронный ресурс] OLSR — электронные данные — режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/OLSR дата доступа: декабрь 2017
8.Датьев И.О. Павлов А.А. МОДЕЛИРОВАНИЕ БЕСПРОВОДНЫХ МНОГОШАГОВЫХ САМООРГАНИЗУЮЩИХСЯ МОБИЛЬНЫХ СЕТЕЙ // Киберленинка [Электронный ресурс] — режим доступа https://cyberleninka.ru/article/v/modelirovanie-besprovodnyh-mnogoshagovyh-samoorganizuyuschihsya-mobilnyh-setey-1 дата доступа: декабрь 2017
9.Павлов А.А. Датьев И.О. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПАРАМЕТРОВ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ БЕСПРОВОДНЫХ МНОГОШАГОВЫХ СЕТЕЙ // Киберленинка [Электронный ресурс] - режим доступа https://cyberleninka.ru/article/v/issledovanie-vliyaniya-razlichnyh-parametrov-na-harakteristiki-peredachi-dannyh-besprovodnyh-mnogoshagovyh-setey — дата доступа: декабрь 2017
10. Академик[Электронный ресурс] Список протоколов маршрутизации в ad hoc сетях — электронные данные — режим доступа [Ссылка на источник] дата доступа: декабрь 2017
11. Климов И. А. Исследование динамики в беспроводных сетях с переменной топологией // Портал магистров [Электронный ресурс] — режим доступа http://masters.donntu.ru/2013/fkita/klimov/diss/index.htm — дата доступа: декабрь 2017
12. Дугаев Д.А. АРХИТЕКТУРА И ГИБРИДНЫЙ ПРОТОКОЛ МАРШРУТИЗАЦИИ ДЛЯ БЕСПРОВОДНЫХ ЯЧЕИСТЫХ СЕТЕЙ НА БАЗЕ СТАНДАРТА IEEE 802.11S // Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] — режим доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=20315991 — дата доступа : декабрь 2017