Авторы: М. Р. Васюхин, А. А. Коричев, Л. Ю. Мелентьев
Источник:Научный журнал на тему: Экономика и экономические науки, Культура. Культурология, Народное образование. Педагогика, Комплексные проблемы общественных наук, Математика, 2010.
Режим доступа.
Расматриваются возможности применения новейших технологий в области интеллектуального управления транспортными потоками в целях обеспечения безопасности дорожного движения, координации движения, аварийного оповещения. Определяются факторы и исторические предпосылки развития интеллектуальных транспортных систем.
Интеллектуальные транспортные системы; ИТС; чёрный ящик; экстренный вызов, автопилот.
На сегодняшний день искусственный интеллект всё глубже проникает в нашу повседневную жизнь.
Искусственный интеллект как продукт автоматизации производственных процессов постепенно заменяет человека во многих отраслях промышленности.
В основе этих процессов лежит простая экономическая выгода – уменьшение доли ручного труда, автоматизация производства ведёт к
снижению производственных издержек, меньшей потребности в привлечении такого дорогостоящего ресурса как люди. Кроме того,
автоматизированная система лишена пресловутого человеческого фактора
– всегда внимательна, не заболеет, не получит травму на
производстве, может работать в заданном режиме практически без перерыва, ей не нужны страховые выплаты и социальные гарантии.
Не обошла стороной эта тенденция и современный транспорт. Профессионалам невозможно уже представить себе современный самолёт
без функции автоматического предотвращения столкновений – ТКАС, системы помощи при посадке–взлёте, автопилота
и
прочих интеллектуальных систем, заменяющих полностью или помогающих пилоту. А ведь раньше, пилоты ориентировались только
на своё мастерство и показания аналоговых приборов.
Железнодорожный транспорт так же не отстаёт от воздушного. Сегодняшние железнодорожные сети оборудованы системами сигнализации и оповещения, отключения контактной сети и предотвращения столкновений. Переводом путей, закрытием направлений и веток, включением светофорной сигнализации и шлагбаумов заведует единая автоматическая система. Если раньше машинист самостоятельно выбирал оптимальную скорость движения с учётом смены профиля маршрута, дабы отдать как можно больше киловатт энергии в контактную сеть, то теперь в современном поезде Сапсан он выступает в кабине в качестве наблюдателя–контролёра за работой автоматики. Аналогичным образом ведёт его коллега – машинист метрополитена, где автоматизированные системы управления движением начали применяться гораздо раньше, удивляя пассажиров движущимися составами со спящими машинистами.
Согласно действующему законодательству крупные морские суда должны быть в обязательном порядке оборудованы навигационными
системами, позволяющими заменить лоцмана и проводить суда вслепую
.
Таким образом, на сегодняшний день мы видим, что все виды транспорта более чем на 80% управляются автоматикой. И здесь явно напрашивается вопрос про автомобильный транспорт –почему автоматизированные системы управления не получили пока такого широкого применения на автомобилях?
Причиной тому является целый ряд факторов. Во-первых, автомобильный транспорт в отличие от всех остальных (в особенности от линейного железнодорожного) имеет наибольшую степень свободы перемещения на местности. Во-вторых, автомобильный транспорт это наиболее распространённый общественный транспорт, управляющим оператором которого являются водители-непрофессионалы (к слову, в сравнении с лётчиками). В-третьих, стоимость автотранспортного средства и масштабы используемой для перемещения территории не позволяет применять дорогостоящие средства автоматизации.
Однако, вместе с тем, автомобильный транспорт не менее опасен, чем другие виды транспорта. Может быть, происшествия на дорогах не привлекают столь пристального внимания общественности, как крушения самолётов и столкновения поездов, когда гибнет одновременно значительное число людей, но суммарно, этот вид транспорта уносит в разы большее количество наших сограждан. По данным Международной автомобильной федерации (Р1Л) дороги всего мира ежегодно уносят более 1,2 млн. человеческих жизней и оставляют инвалидами более 54 млн. По различным оценкам, в частности главы МВД Рашида Нургалиева, суммарные экономические потери от дорожно–транспортных происшествий составляют порядка 2–2,5% от ВВП нашей страны в год.
Предложения сократить или уменьшить парк автомобилей, равно как и значительно повысить профессионализм водителей не имеют смысла – автомобилизация населения является следствием бурного экономического роста нашего общества, а человек в силу своей физических и психических качеств будет непреднамеренно нарушать правила дорожного движения. Поэтому, учитывая перечисленные выше факторы и обстоятельства возникла необходимость создания интеллектуальных транспортных систем, удовлетворяющих следующим требованиям:
В рамках исследовательского проекта, проведённого аспирантами СПбГУСЭ и СПбГУАП, были разработаны
теоретические предпосылки концепции единой системы координации транспортных средств под рабочим названием Uni–G
.
Данная система представляет собой комплекс функциональных устройств, установленных на автомобиле, и предназначена
для решения проблем безопасности водителя и окружающих людей, мониторинга дорожного трафика, помощи в навигации и
контроля за соблюдением правил дорожного движения (рис. 1).
Представленная система, равно как и аналогичные разрабатываемые западные аналоги интеллектуальных транспортных систем позволяет следующее:
Система сможет решать различные задачи по масштабу – от микроситуаций до макро: начиная от контролирования скорости движения до регулирования движения транспортных потоков в сложной ситуации связанной с закрытием по причине крупной аварии шоссе.
Кроме того, система обеспечит получение объективной информации о транспортном средстве в масштабе реального времени и способность оценивать и получать статистические данные о поведении транспортных средств на дороге. Последующая обработка и занесение этой информации в базу данных экспертной системы позволит принимать экспертные решения относительно режимов эксплуатации транспортных средств, решения гарантийных вопросов ремонта, дистанционного определения остаточного ресурса узлов и агрегатов.
В итоге экспертная система на основе заполненной базы данных позволит максимально автоматизировать контроль и управление движением в глобальном масштабе.
Суммарный экономический эффект, учитывающий выгоду автовладельцев на экономии топлива, страховых компаний и судебных органов на
упрощении разбирательств обстоятельств ДТП, телекоммуникационных компаний на обеспечении трафика информации, равно как и сроки
окупаемости проекта без серьёзных экономических расчётов определить на данном этапе трудно. Достаточно лишь сказать, что по оценке
фонда Индем
объем взяток на российских дорогах за год оценивается в 1 млрд $, объём выплат по ОСАГО по данным РСА за 2009 год – 1,53 млрд $,
суммарный экономический ущерб от ДТП в 2–2,5 % ВВП – для 2009 года – порядка 2,6–3,2 трлн $.
Помимо этого система поможет тысячам автовладельцев найти угнанные автомобили, а правоохранительным органам открывает широкие оперативные возможности для выявления, отслеживания и ликвидации таких опасных угроз для общества, как терроризм и организованная преступность.
Для законопослушных граждан введение системы принесёт только экономию на расходах по налогам, страховым взносам и оплате за топливо. В то же время, вождение автомобиля по дорогам будет намного приятнее и цивилизованнее.