Удивительная китайская философия
Почему именно Китай? Это очень интересный вопрос. Лично меня привлекают и интересуют все культуры и традиции, весь мир в его бесконечности и многообразии. Я бы не сказал, что абсолютно точно предпочёл бы исследовать одну страну, одну культуру, одну философию, наконец, одну тему, если бы даже она показалась мне наиболее привлекательной среди всех других. Конечно, у меня есть любимые темы, направления, науки, но они расположены среди, часто, не менее любимых других. Мне всегда нравилось рассмотреть множество проявлений чего-то… Да чего угодно. Например, трудно выбрать жанр литературы, который я назвал бы своим любимым – они все по-своему прекрасны и интересны. Так же дело обстоит и в данном случае. Китай, не потому что синоцентризм, или практический интерес. Китай – потому что это одно из многочисленных интересных направлений, о которых можно написать, которое можно понять, изучить, рассмотреть, проникнуться… Полюбить. А могла ли быть Япония? Корея? Может быть, Зимбабве? Вполне! Но здесь мне почему то хочется немного рассказать именно о китайской философии.
Итак, в чём отличия этой великой мыслительной культуры? К сожалению, как и почти всегда, мы ограничены форматом и размером, объём данного раздела не позволит мне уйти глубоко в философский анализ китайской мысли, рассмотреть её категории и особенности так, как следовало бы даже при поверхностном обзоре. Но я могу заинтересовать потенциальных читателей, указав на несколько моментов, которые лежат на поверхности, просто акцентируя на них внимание и не уходя в анализ или аргументацию. Да, именно отличия китайской культуры, а точнее даже культуры мысли, миропонимания, мироощущения, мировоззрения, наконец, менталитета, являются отличной темой для такого лёгкого и непринуждённого повествования в самой краткой форме.
Китайцы, народ хань, как и многие другие народы Азии, да и всех остальных континентов, кроме Европы, имеют особенный, относительно европейских народов, менталитет. Казалось бы – очевидный факт. Но он далеко не всегда осознаётся даже сейчас, что уж говорить о более ранних случаях соприкосновения культур. Почему мы берём точкой опоры европейское мировоззрение? Прежде всего, по причине того, что именно это мировоззрение очень долго в исторической перспективе считало себя единственно-правильным, от чего иногда не отказывается и сейчас. Европейское сознание устанавливало свой диктат уже потому, что оно было европейским. Противопоставление «культурный» и «варвар» было конечно, не только в Европе. Но только европейские народы, руководствуясь этим представлением спешили изменить весь мир практически любыми способами. И сейчас чаще всего исследуя ту или иную культуру, в литературе можно увидеть сравнения в которых фигурируют слова «специфичный», «особый», «кардинально отличающийся от…» и все эти слова подразумевающие в целом отличие, исходят из отличия от одного – от стандарта. Таким стандартом вот уже многие сотни лет и полагается условный европейский менталитет в очень многих исследовательских традициях. Хотя и о «общеевропейском» менталитете говорить не корректно, поскольку конгломерат европейских народов обладает огромным множеством разных мирвоззрений и менталитетов, тем не менее, примем на время этого рассказа такую отправную точку. Сравним, хотя бы в чём-то одном, китайский менталитет и европейский. Почему бы и нет? Так будут наглядно показаны замечательные моменты своеобразия китайского миропонимания, что собственно и является целью этого раздела.
Удивительная китайская философия… Одной из самых знаменитых и колоритных школ в ней была древняя школа Мен цзя – школа имён. Да, школ китайской философии тысячи, но остановимся сейчас именно на ней. Ведь следует же на чём-то остановится. Видным её представителем был Гун Сунь Лун и он де был автором высказывания и положения, которое блестяще доказал и с которого мы начнём указание «особенности» китайской философии относительно европейской. Он заявил, что «белая лошадь – не лошадь». Это положение для большинства европейских мыслителей было бы некорректным но… только на первый взгляд. Если мы прочтём доказательство Гун Сунь Луна, то увидим что объём понятия «лошадь» больше, чем объём понятия «белая лошадь», следовательно, они не тождественны. Всё в рамках европейской логики! (Она же – логика Аристотеля). Но мы сейчас собрались указать именно на своеобразие китайской логики. Да, именно логики, она тоже может быть не такой, к какой мы привыкли. То, что кому-то «логично!», кому-то другому, совсем не покажется таковым, ведь логика это тоже некоторая система мысли. Итак, предложим следующие положения, которые доказывались в школе имён:
В яйце есть перья. У курицы три ноги. Лошадь несет яйца. Огонь не горяч. Глаза не видят. Долото не охватывает своей рукоятки. Тень летящей птицы всегда неподвижна. В стремлении наконечника стрелы есть мгновение, когда он не движется, но и не стоит на месте. Белая собака — черная. Если даже от короткой палки ежедневно отрезать половину, то и через десять тысяч поколений будет от чего отрезать.
И вот здесь уже многие, хотя и не все, положения явно не впишутся в традиционную европейскую логику (хотя опять же, если обратиться к анализу доказательств, процент «понятного» европейскому менталитету вырастет). Суть заключается в другом мышлении. Не только в другой культуре, но и в другой логике мышления, которая исходит из иных предпосылок, а значит… Приходит к другим выводам. Дальнейшее углубление было бы уже, возможно, началом конкретного исследования. Но меня когда-то заинтересовали именно такие положения, к ним даже не давался глубокий анализ. Просто было предложено поразмышлять над этими и другими положениями разных философских школ различных культур и народов… Такое размышление учит не только понимать других. Оно учит никогда не переставать удивляться миру, показывает нам, что мир, словами Шюца «светится смыслом…». И свет этого смысла наверное, бесконечен.