ДонНТУ   Портал магистров

Шахматы

Шахматы – настольная логическая игра со специальными фигурами на 64–клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта.

Личный опыт

Сам я начал играть в шахматы с шести лет. Во время обучения в школе я уже серьезно увлекся этой игрой и параллельно занимался в шахматно-шашечном кружке. За период с 2002 года по 2010годы неоднократно принимал участие в турнирах по шахматам, организованных шахматно-шашечным клубом учащейся молодежи ДОНЕЦКАЯ КАИССА. По результатам соревнований на турнирах неоднократно награждался грамотами за занятые призовые места. Имею классификационный билет вышеуказанного шахматно-шашечного клуба о присвоении первого (высшего) классификационного разряда по шахматам. Неоднократно принимал участие в первенствах по шахматам среди общеобразовательных школ города Донецка, а также в турнирах, организованных Донецкой областной детско-юношеской спортивной школой, на которых занимал призовые места. На данный момент интерес к шахматам утих, но в хорошей компании никогда не откажу сыграть несколько партий в эту замечательную игру.

История шахмат

О происхождении шахматной игры ходит немало легенд, однако установить точные факты толком не удалось до сих пор. С уверенностью можно заявить о том, что шахматы зародились более 2000 лет назад на территории Индии. В то время игра носила название чатуранга, что обозначало на санскрите - четыре рода войск: колесницы, слоны, конница и пехота. Есть сведения о том, что в игре чатуранга было всего по 4 фигуры с каждой стороны, а играли на доске 9x9.

шахматы

Из Индии шахматы попали в центральную Азию, а в 5-6 веке эта игра проникла в Иран, где она пользовалась огромной популярностью. Здесь эту игру называли шатрандж. Арабы развивали игру, придавая ей всё больше смысла. Пика своего развития шахматы достигли в 10 веке. Хотелось бы отметить, что правила, по которым в шахматы играли арабы, сильно отличаются от современных. Например, так же, как сейчас, в то время в шахматах ходили лишь король, ладья и конь. Ферзь в тех шахматах был не самой сильной фигурой, а самой слабой. Рокировки не было вообще. Победой считалось, когда одна сторона поставит мат или пат королю противника, однако такое случалось редко. Также победой считалась ситуация одинокий король - это когда у одной из сторон на доске не остаётся ни одной фигуры, кроме короля. И вообще, современные исследователи отмечают, что темп игры в шатрандже отличался невероятной медлительностью – это вам не современные “дальнобойные” шахматы, в которых схватка между противниками начинается практически с самого начала игры.

В общем, таким образом, шахматы и дошли до нашего времени. Конечно, на долгом пути им пришлось претерпеть ряд изменений, но они выдержали всё и, сегодня, законно считаются официальным видом спорта.

Общие правила

Игра заключается в том, что игроки поочерёдно делают ходы. Первый ход делают белые. За исключением взятия на проходе и рокировки, описанных ниже, ход заключается в том, что игрок перемещает одну из своих фигур на другое поле по следующим правилам: Фигуры, кроме коня, во время хода считаются передвигающимися по прямой линии в плоскости доски, то есть проходящими все поля между начальным и конечным, поэтому все эти поля должны быть свободны. Если на пути фигуры находится другая фигура, то переместить фигуру на поле за ней невозможно. Исключением является ход коня (см. ниже).

шахматы

Ход на поле, занятое своей фигурой, невозможен. При ходе на поле, занятое чужой фигурой, она снимается с доски (взятие). Король ходит на расстояние 1 по вертикали, горизонтали или диагонали. Ферзь ходит на любое расстояние по вертикали, горизонтали или диагонали. Ладья ходит на любое расстояние по вертикали или горизонтали. Слон ходит на любое расстояние по диагонали. Конь ходит на поле, находящееся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения. В отличие от всех остальных шахматных фигур, ход коня делается вне плоскости доски, то есть конь непосредственно перемещается (перепрыгивает) с начального поля на конечное и никакие фигуры, стоящие на других полях, ходу коня помешать не могут. В частности, конь может ходить на поле, даже если оно полностью окружено своими или чужими фигурами. Пешка ходит со взятием по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево, а без взятия — по вертикали на одно поле вперёд. Если пешка в данной партии ещё не делала ходов, она может сделать ход без взятия на два поля вперёд. Направлением вперёд называется направление к восьмой горизонтали для белых или к первой для чёрных. Когда пешка ходит на последнюю горизонталь (для белых — на восьмую, для чёрных — на первую), ходящий должен заменить её на любую другую фигуру того же цвета, кроме короля (превращение пешки). Превращение пешки является частью того хода, которым она перемещается на последнюю горизонталь. Таким образом, если, например, превращённая из пешки фигура угрожает королю противника, то этот король в результате хода пешкой на последнюю горизонталь немедленно оказывается под шахом.

Список источников

  1. Линдер И. М. Эстетика шахмат. М.: Советская Россия, 1981. 240 с. Серия: Шахматное искусство.
  2. Лучицкая С. Метафоры средневекового общества: тело, здание, шахматы // На меже меж Голосом и Эхом. Сб. статей в честь Т. В. Цивьян. М., 2007, с. 269—275
  3. Джеймс Ид. Шахматы для чайников = Chess for Dummies. — 2-ое. — М.: Диалектика, 2008. — С. 336. — ISBN 978-5-8459-1441-5.