Назад в библиотеку

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРООБОРОТОМ

Авторы: Шалаева Л.В., Горбунова О.В.
Источник: Территория науки. 2016. № 3

Аннотация

Товарооборот играет неоднозначную роль. Он является основным оценочным показателем объема деятельности предприятия, также определяющим показателем формирования его ресурсов. Основной целью управления товарооборотом является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия и удовлетворения спроса обслуживаемых контингентов покупателей. Рассчитываемый объем товарооборота может быть уточнен после определения необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли.

Ключевые слова: товарооборот, управление, планирование.

Управление – процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия субъекта управления на объект управления с помощью, так называемых общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл.

Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков: товара как объекта продажи; продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.

Прогноз товарооборота рассчитывается как сумма продаж отдельных товарных групп. Базой для такого расчета служат маркетинговые исследования, основанные на глубоком изучении происходящих социально-экономических изменений, анализе товарооборота за прошлые годы, тщательном учете перспектив развития всех отраслей народного хозяйства, изменений в спросе населения на различные товары.

При этом учитывают комплексное влияние множества факторов, основными из которых являются следующие:

В связи с расширением жилищного строительства резко увеличивается спрос на мебель, растет продажа индивидуальным застройщикам различных строительных материалов. Методика прогнозирования и планирования розничного товарооборота различна в зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее влияние.

В соответствии с этим могут быть выделены следующие группы товаров:

Методы прогнозирования и планирования структуры товарооборота зависят в значительной мере от содержания и объема экономической информации, которой располагают для расчетов розничные торговые предприятия.

При планировании общего объема розничного товарооборота предприятия могут быть использованы следующие методы:

Однако при использовании любого из методов следует иметь в виду, что составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, под которым следует понимать наиболее вероятную реально выполнимую величину. Важным условием при планировании товарооборота является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток, ларьков, других структурных подразделений).

Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год, исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3 – 5 лет, предшествующих планируемому году. Одним из методов расчета товарооборота торгового предприятия является экономико-статистический метод, основанный на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд лет, предшествующих планируемому году. При планировании товарооборота торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели. Товарооборот формируется в результате совокупного влияния множества длительно и кратковременно действующих факторов. Изменение условий развития товарооборота приводит к вариации оборота во времени.

Однако в результате длительно действующих факторов развитие товарооборота в определенной степени имеет инерционный характер, что проявляется, во-первых, как инерционность взаимосвязи, т.е. сохранение механизма формирования товарооборота; во-вторых, как инерционность в развитии отдельных сторон этого процесса, т.е. сохранение темпов и направлений изменения товарооборота.

Наличие инерционности дает возможность судить о будущем развитии товарооборота (хотя с недостаточной степенью точности), исходя из анализа прошлого, выявления закономерностей прошедшего периода, т.е. о тенденции товарооборота, которую можно охарактеризовать в виде некоторой функции — тренда. При этом предполагается, что через время можно выразить влияние всех основных факторов, причем механизм их влияния в явном виде не учитывается. Для выявления основной тенденции развития товарооборота используется метод аналитического выравнивания (трендовый метод). Рассчитываемый объем товарооборота может быть уточнен после определения необходимой торговому предприятию на планируемый год суммы прибыли. Такое уточнение осуществляется путем комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия: прибыли, издержек обращения, валового дохода, объема товарооборота.

Список использованной литературы

1. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В., Шаталов М.А. Корпоративные финансы. Воронеж, 2015. – 180 с.
2. Жулина Е.Г. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2013.
3. Кабанов В.Н. Модель линии безубыточности при исследовании добавленной стоимости // Синергия. 2016. № 1. С. 39-43.
4. Ковалева А.И., Привалова В.П. Финансы предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2013.
5. Легкий Н.М. Управление логистическими потоками на производстве // Успехи современной науки. 2016. Т. 3. № 4. С. 66-68.