Дистанционное обучение. Достоинства и недостатки
Автор: Айзина Ю.А., Бронникова Н.А.
Источник: Иркутский государственный технический университет.
Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным. Идея учиться и учить других, на расстоянии далеко не нова. Дистанционное образование появилось в России после революции 1917 года. В Советском Союзе была разработана особая,«консультационная» модель дистанционного образования – т.е. «образование без визуального контакта» (заочное образование). На сегодняшний момент времени суть заочного и дистанционного образования остается идентичными, меняется лишь носитель информации с печатного учебника на возможность использования информационных и коммуникационных технологий, предлагая двухстороннюю связь между студентом и преподавателем в самых различных формах (текст, графика, звук, анимация). Неоспоримы достоинства дистанционного обучения. Однако существует и ряд недостатков, главным из которых остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Безусловно, будущее стоит за дистанционным образованием, поскольку дистанционная форма обучения способствует массовому распространению образования, делая учебные курсы доступными по сравнению с традиционным очным образованием.
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников и студентов активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании.
В современном обществе при бурном информационном росте специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хватало на всю жизнь. Сегодня идея «образования через всю жизнь» приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения специалистов и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным.
Однако идея учиться и учить других на расстоянии, далеко не нова. Некоторые ученые утверждают, что священные послания Святого Павла, рассылаемые по храмам, служат иллюстрацией отдельных ключевых положений дистанционного образования [1]. В 1840 году Исаак Питман (Isaac Pi t man) посредством почтовых отправлений начал обучать стенографии студентов в Объединенном Королевстве, став, таким образом, родоначальником первого дистанционного образовательного курса. В 50-е годы XIX века в Германии Густав Лангеншайдт опубликовал свои «обучающие письма» в качестве самоучителя по языку для взрослых.
Возможность получать высшее образование на расстоянии появилась в 1836 году, когда в Объединенном Королевстве был основан Лондонский Университет (Universi t y of London). Студентам, обучавшимся в аккредитованных учебных заведениях, было разрешено сдавать экзамены, проводимые Университетом. Начиная с 1858 года, эти экзамены стали открытыми для кандидатов со всего света, вне зависимости от того, где и каким образом они получали образование. Подобное положение дел привело к возникновению ряда колледжей, предлагавших курсы «обучения по почте» в соответствии с университетской программой.
В 70-е годы XIX века в Америке также был предпринят ряд шагов по организации дистанционного обучения. Вильям Рейни Харпер, считающийся в Америке «отцом обучения по почте», в 1892 году учредил первое университетское отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго, начав экспериментировать с внеклассным преподаванием в Баптистской теологической семинарии.
После революции 1917 года дистанционное образование стало развиваться в России. Здесь предлагались различные курсы на самых разных уровнях. В Советском Союзе была разработана особая, «консультационная» модель дистанционного образования, название которой буквально означало «образование без визуального контакта» (заочное образование). К 60-м годам XX столетия в СССР имелось 11 заочных университетов и множество заочных факультетов в традиционных высших учебных заведениях.
В Китае взамен закрытых в период культурной революции традиционных высших учебных заведений в 1979 году была создана Национальная сеть радио и телевизионных университетов. Обучение здесь организовано с использованием спутникового вещания и телевизионных университетов в провинции.
Если посмотреть на историю дистанционного образования под определенным углом зрения, то можно заметить, что достигнутые в процессе его развития успехи принадлежат к нескольким«поколениям» [2].
Средством дистанционного образования «первого поколения» был написанный от руки и печатный материал. Рукописи использовались на протяжении многих столетий. Появление Открытого университета в Великобритании в 1969 году ознаменовало собой начало «второго поколения». С этого момента в дистанционном образовании впервые начал применяться комплексный подход к обучению с использованием всего разнообразия средств при доминирующем положении печатных материалов. Одностороннее взаимодействие университета со студентами осуществлялось через печатный материал, дополняемый радио- и телепередачами (аудиокассеты получили распространение позже). Необходимость получения основного образования в течение всей жизни или переквалификации развивают потенциал дистанционного обучения. «Третье поколение» дистанционного образования базируется на активном использовании информационных и коммуникационных технологий, предлагая двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, звук, анимация).
На данный момент существует два вида обучения дистанционно: 1 – асинхронное дистанционное обучение, которое предусматривает, что ученик сам определяет темп своего обучения. При этом обучающийся имеет выбор между различными носителями информации, ученик может выполнять задания в соответствии с аудиторной программой или планом, а затем передавать готовую работу преподавателю для оценки. 2 Вид – синхронное дистанционное обучение, предусматривает общение учеников и преподавателей в реальном времени через виртуальные аудитории.
Ни для кого не секрет, что развитие дистанционного образования испытывает существенное влияние различных факторов, среди которых можно выделить усилия, направленные на распространение высшего образования, появление средств дистанционного образования второго поколения, увеличение государственных ассигнований. Определенное влияние оказывает также изменение характера рабочей силы: для улучшения карьерных возможностей люди стремятся получить второе образование либо повысить свою квалификацию. Относительно новым фактором становится вовлечение государства в активное планирование развития высшего образования. С одной стороны была поставлена цель повышения доступности высшего образования для широких масс, расширения программ непрерывного образования, улучшения профессиональных навыков и подготовки специалистов, а с другой большое количество не трудоустроенных выпускников высших учебных заведений, что привело к решению о сокращении аттестованных вузов по России.
Одним из влияющих факторов является понятие демографического спада, что увеличивает конкуренцию между вузами и усиливает борьбу последних за студентов. И на конец экономический кризис мирового уровня не может остаться без внимания последствия, которого даже трудно прогнозировать. Но «кризис» в китайском языке – это сочетание двух иероглифов: опасность и возможность. Во время кризиса можно фокусировать свое внимание на опасностях, можно говорить, что когда-то было хорошо. Сегодня плохо, но, поскольку кризис это и новые возможности, мы не можем оставить без внимания новые перспективы, которые таятся в дистанционном образовании.
Перечислим достоинства обучения дистанционно [3]:
- Технологичность – обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.
- Доступность и открытость обучения – возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью.
- Свобода и гибкость – появляются новые возможности для выбора курса обучения. Очень легко выбрать несколько курсов из разных университетов, из разных стран. Можно одновременно учиться в разных местах, сравнивая курсы между собой. о временем в сети появятся самые лучшие курсы дистанционного обучения по различным специальностям. Появляется возможность обучения в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей.
- Индивидуальность систем дистанционного обучения. Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования.
- Внедрение дистанционного обучения уменьшает нервозность студентов при сдаче зачета или экзамена. Не секрет, что волнение и боязнь преподавателя не позволяют некоторым студентам показать полностью свои знания. Снимается субъективный фактор оценки. Снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью студента по другим предметам.
Перечисляя достоинства, не стоит забывать о недостатках:
- отсутствие прямого очного общения между студентами и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения.
- Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Нужна хорошая техническая оснащенность и техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения, а также необходимость постоянного доступа к источникам информации.
- Одной из ключевых проблем дистанционного обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ по-прежнему предполагает очную экзаменационную сессию. Невозможно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, приемов и навыков у преподавателей. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.
- Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
- Как правило, студенты ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над абитуриентами, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
- Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Хотя данный пункт можно отнести к временным трудностям.
Не смотря на перечисленные недостатки и трудности в подготовке дистанционного образования, развитие последнего в системе российского образования будет продолжаться. Можно предвидеть дальнейшее совершенствование методов дистанционного обучения с развитием Интернет технологий, поскольку дистанционная форма обучения способствует массовому распространению образования, делая учебные курсы доступными по сравнению с традиционным очным образованием.
Список литературы
1. Леонтьев Г.И.«История создания дистанционных форм обучения»// Москва,
2000, С.86.
2. Тихомиров В. П., Дистанционное образование: история, экономика, тенденции
//Тезисы докладов 3-ей Всероссийской конференции по дистанционному образованию //
Москва, 2007, С.5-10.
3. Канаво В.А. Дистанционное образование в вопросах и ответах // NT Press
Москва, 2007, С. 153.