Увлечение прекрасным (музыкой)
История музыки
На ранних стадиях эволюции человечества музыка была почти исключительно прикладной. Отсюда «каноничность» музыкального стиля, малая выраженность в нём индивидуально-авторского начала. В профессиональном творчестве зрелых музыкальных культур музыка постепенно освобождалась от непосредственной зависимости от слова, танца, ритуального контекста. Начиная с позднего средневековья (XV век), а особенно в эпоху Возрождения в Европе впервые развились формы так называемой автономной музыки (по Г. Бесселеру «преподносимой», то есть предназначенной исключительно для слушания), сложилась самостоятельная логика композиторского мышления, обособилась сама профессия композитора. В Новое время (начиная с эпохи барокко) «прикладная» составляющая продолжила существование в виде так называемой программной музыки, но параллельно возникали идеи «имманентной сущности» музыки, одна из наиболее популярных в XIX веке — идея абсолютной музыки. В творчестве авангардистов XX века «автономный» вектор истории музыки достиг очередной кульминации — композиторы давали своим сочинениям заголовки, исключающие какие-либо ассоциации с привычными жанрами и формами (например, «Пять пьес для оркестра» Веберна, «Структуры» Булеза, «Композиция № 2» Уствольской и т. п.), либо приписанные сочинениям заголовки имели сугубо условный характер [2].
Музыкальный
звук
Музыка
строится из музыкальных звуков. Они обладают определённой высотой
(высота
основного тона обычно от до субконтроктавы до до — ре пятой
октавы (от 16
до 4 000 — 4 500 Гц). Тембр музыкального звука определяется
присутствием
обертонов и зависит от источника звука. Громкость музыкального звука не
превышает порога болевого ощущения. Музыкальный звук обладает
определённой
длительностью. Физическая особенность музыкального звука состоит в том,
что
звуковое давление в нём является периодической функцией времени.
Музыкальные
звуки организуются в музыкальную систему. Базисом для построения музыки
является звукоряд.
Динамические оттенки подчинены шкале громкостей,
не имеющей абсолютных значений. В наиболее
употребительной шкале длительностей соседние
звуки находятся в отношении 1:2 [2].
Музыкальный
строй
Музыкальным
строем называют систему отношений звуков по высоте, принятой в той или
иной
практике настройки музыкальных инструментов,
которая характеризуется заданием частот
звучания
нот. Существует много разных музыкальных строев, например,
пифагорейский или среднетоновый.
На
современных музыкальных инструментах с фиксированным строем обычно
используется равномерно темперированный строй.
При настройке инструмента разным нотам присваиваются разные частоты звучания. При этом присвоение частот можно произвести разными способами. Например, чистый строй характеризуется абсолютно чистым звучанием квинты на первой ступени основной тональности, но при этом другие квинты звучат уже не так чисто, а некоторые — откровенно фальшиво. Если немного изменить частоты звучания нот, то можно добиться улучшения звучания интервалов, которые, не будучи идеально чистыми, тем не менее, звучат приемлемо для слуха (как, например, на равномерно темперированном фортепиано) [2].
Рисунок.1 Музыкальные ноты на фортепиано
Гармония
Подавляющее
большинство современных музыкальных направлений широко использует
одновременное
звучание тонов, которое называется созвучием. Созвучие
двух звуков называют музыкальным интервалом,
а из трёх и более звуков — аккордом.
В композиционно-техническом смысле гармонией
называется объединение звуков в созвучия и их закономерное
последование.
Гармонией называется также отрасль музыковедения, изучающая эти
закономерности.
По акустическому качеству и психологическому восприятию различают консонансы и диссонансы: первые благозвучны, звуки консонанса на слух как бы сливаются в единый многозвучный комплекс, вторые — более резкие и напряжённые, звуки диссонантных созвучий на слух не сливаются воедино. Противопоставление диссонансов и консонансов, разрешение диссонансов в консонансы — ключевая особенность музыкальной гармонии барочного, классического и романтического периодов. В ряде авангардных музыкальных направлений, однако, противопоставление консонансов и диссонансов снимается.
Многие
музыкальные
культуры выработали свои системы фиксации музыки с помощью письменных
знаков.
Преобладание семиступенных диатонических ладов в европейской музыке
стало
причиной того, что в процессе эволюции было выделено семь нот, названия
которых
происходят из латинского гимна св. Иоанна—
до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Эти
ноты образуют семиступенный диатонический звукоряд, звуки которого
могут
быть расположены по квинтам, а интервалы между соседними ступенями
составляют
большую или малую секунду. Названия нот распространяются на все октавы
звукоряда.
Остальные 5 звуков 12-ступенного ряда могут быть получены продолжением квинтового круга или построением аналогичного 7-ступенного звукоряда от другой ноты. Для обозначения этих звуков принято использовать знаки альтернации - диез и бемоль, изменяющие высоту ноты на маленький музыкальный интервал — один полутон [2].
Рисунок.2
Музыка
в
нотах
Не стоит забывать, что музыка – это в первую очередь искусство, а значит, музыкант – профессия творческая. Творческие люди особенные, ими сложно управлять и почти невозможно что-либо от них требовать. Поэтому как таковых критериев к профессии музыканта нет. Прежде всего, чтобы стать хорошим музыкантом нужно иметь талант, врожденные способности к занятию музыкой. Сложно быть музыкантом, не имея хорошего слух и голоса.