Назад в библиотеку

Социально – экономическая система страны и проблемы ее эффективности

Автор:Демченко С. К., Мельникова Т. А.
Источник:Проблемы современной экономики, N 3 (47), 2013 УДК 330.101.8; ББК 65.01 Стр: 136 – 139.

(ссылка)

Аннотация

Демченко С. К., Мельникова Т. А. В статье рассматривается сопряженность процессов трансформации социально – экономической системы и степени ее эффективности. Уточняются факторы, виды, критерии оценки социально – экономической эффективности.

Понятие эффективности социально – экономической системы широко употребляется в научной и общеобразовательной литературе. Оно охватывает задачи повышения качества государственной, экономической, бюджетно – финансовой, социальной политики. Однако, общетеоретический, сущностный анализ этой категории далеко не исчерпан

Важно отметить, что эффективность как экономическая категория выражает отдельные отношения, тесно связанные с другими категориями (табл.1).

Таблица 1 Анализ экономических категорий, связанных с понятием эффективности pic1

Таким образом, эффективность является предметом исследования экономической теории и выступает важнейшей экономической категорией. Понятие эффективности, как экономической категории, рассматриваемой как производственное отношение, можно определить словами К. Маркса ... достигать производственной цели с наименьшей затратой средств [5]. Более широко, его можно определить как итоговую результативность всех ресурсов экономической системы или как экономию этих ресурсов при достижении экономического результата. Экономическая эффективность демонстрирует, с одной стороны, воспроизводство экономического потенциала страны (производственно – экономическую эффективность), а с другой стороны, результативность функционирования социально – экономической системы (социально – экономическую эффективность, выраженную в оценке качества жизни населения).

Экономическая эффективность социально – экономической системы предполагает соотнесение и той, и другой стороны функционирования экономики страны – результата и затрат, и предполагает синтез двух понятий – результата (эффекта) и затрат.

Кроме того, отличием видов эффективности социально – экономической системы (экономической, бюджетной, социальной и др.), выступает количественная их оценка. Для детального рассмотрения вопроса необходимо разделить эффективность функционирования социально – экономической системы и эффективность воздействия на нее со стороны государства. Методически такое разделение эффективности социально – экономической системы влияет на разграничение категорий понятия эффективность социально – экономической системы и эффективность управления.

Понятие эффективности социально – экономической системы является относительным: то, что эффективно для одной системы, не будет эффективным для другой, при различии у них целей, приоритетов, интересов, возможностей, потенциала развития [1]. Между тем современная оценка эффективности экономики страны требует возможности качественного сопоставления различных систем, в том числе и отдельных ее элементов, пропорций развития, в разрезе выделенных нами категорий, представленных ранее в таблице 1. Оценка эффективности социально – экономической системы должна не просто позволить оценить состояние качества получаемого эффекта, но и раскрыть возможности его дальнейшего развития, сформировать направление изменения эффективности, а также исследовать возможности эффекта.

Эффективность социально – экономической системы представляется нам как состояние соответствия ее целевому функционированию с позиции экономических, социальных, финансовых, инвестиционных, инновационных пропорций развития, отражающих ожидания, цели и задачи, поставленные гражданским обществом, бизнес – сообществом и государством в целом. Складывается как интегральный показатель эффективностей социально – демографической, рыночной и финансово – инвестиционной пропорций расширенного воспроизводства, являясь итоговой характеристикой функционирования национальной экономики. В широком смысле эффективность социально – экономической системы рассматривается как степень достижения социально – экономическими показателями целевого, нормативного уровня; в узком смысле – соотношение результатов функционирования системы и затрат, необходимых для достижения указанных результатов. Таким образом, эффективность социально – экономической системы в широком смысле представляет собой качественную категорию, а в узком – количественную [1].

В долгосрочном периоде, в условиях современной экономики, институты ставят перед экономической системой страны социальные и экономические цели, эффективность достижения которых определяется путем увеличения темпов роста и важнейших показателей (ВВП, занятость, средняя заработная плата), а также повышением качества использования экономических ресурсов, что выражается в повышении производительности труда, рентабельности, фондоотдачи (эффективность в узком смысле).

В то же время эффективность социально – экономической системы в широком и узком смыслах могут не совпадать. Причина такого несовпадения может заключаться, в неверно поставленных задачах и целях развития экономики страны в целом и отдельных ее регионов. Эффективность функционирования любой экономики в значительной степени зависит и от влияния внешних факторов. К ним можно отнести не только, к примеру, внешнеэкономическую конъюнктуру цен на нефть и газ, динамику процентных ставок на кредитном рынке и т.п., но и характер взаимоотношений региона и федерального центра.

При анализе понятия эффективности социально – экономической системы существует проблема взаимосвязи социальной справедливости и экономической эффективности экономической системы. Во – первых, в краткосрочном периоде для реализации, крупных государственных программ экономического развития, в частности инноваций, требуются значительные ресурсы, которые при прочих равных условиях могли быть направлены на реализацию социальных программ. Однако в долгосрочном периоде именно инновации создают предпосылки для ускоренного экономического роста и соответственно улучшения уровня жизни населения. Очень важно, чтобы указанные вложения в инновации были достаточно прозрачные и контролировались обществом, иначе не удастся отследить коррупционный риск.

При определении понятия эффективности социально – экономической системы нами представлена классификация видов эффективности функционирования макроэкономических систем (табл.2). В общем, виде сущность экономической, социальной и экологической эффективности социально – экономической системы можно определить как степень ее соответствия поставленным обществом и (или) государством целям в данных областях – в собственно экономике, социальной сфере и защите окружающей среды. Количественно эффективность в каждой из указанных сфер ее проявления может быть оценена системой специальных показателей.

Экономическая эффективность социально – экономической системы выражается в эффективности хозяйственной деятельности, выраженной в проектировании, финансировании, производстве, обращении и потреблении. Эффективность направлена на оптимальную комбинацию продуктов, полученную при помощи эффективного сочетания ресурсов на каждой стадии хозяйственной деятельности.

Социальная эффективность экономической системы выражается в эффективности социальных сфер, – образования, здравоохранения, культуры. Бюджетная эффективность социально – экономической системы рассматривается как относительный показатель результативности государственного управления, выражающийся в эффективности реализации государственных программ и инвестиционных проектов. Экологическая эффективность социально – экономической системы представляет собой эффективность системы управления окружающей средой и проведения экологической политики в регионе.

Таблица 2 Виды эффективности макроэкономической системы pic2

Кроме того, для количественной оценки разного уровня эффективности социально – экономической системы может быть использован набор показателей, уникальных для каждого из рынков. Так, эффективность функционирования рынка труда можно измерить через динамику занятости, безработицы и средней заработной платы, рынка капитала – посредством динамики предложения и спроса на долгосрочные инвестиционные ресурсы, процентных ставок, соотношения собственных и привлеченных средств финансирования капитальных вложений и т.п.

Эффективность влияния отраслей на социально – экономическую систему, может быть оценена посредством того, в какой мере данная отрасль способна в процессе своего развития генерировать положительные эффекты в смежных отраслях. Впрочем, для точной количественной оценки такого рода влияния необходимо построение детализированного межотраслевого баланса. Кроме того, социально – экономическая эффективность влияния конкретной отрасли на экономическую систему в целом может быть оценена посредством сравнения динамики важнейших показателей в данной отрасли со средними показателями по экономике. Подобный анализ позволяет выявить, как отрасль способна увеличивать дополнительную занятость и более высокую по сравнению с развитым уровнем экономической системы заработную плату, каким образом предприятия, относящиеся к отрасли, способны привлекать инвестиции и т.п. – другими словами, насколько ценна данная отрасль для экономической системы в целом.

Эффективность влияния предприятий и проектов на экономику, может быть оценена, через влияние каждого дополнительного рубля вложений в инвестиционный проект: если такого рода вложение порождает больший чем в 1 руб. прирост валового продукта, в том числе и посред­ством активизации механизмов межотраслевых связей, то данный проект может быть признан эффективным для экономической системы. В целом же влияние эффективности предприятий на эффективность экономической системы можно оценить посредством анализа дополнительных поступлений в бюджет, и через исследование динамики инвестиций предприятия в развитие производственной и бытовой инфраструктуры, в экологические мероприятия и т.п. Рассмотренная выше классификация видов эффективности социально – экономической системы позволяет расширить содержание исследуемой категории, а именно – отказаться от понимания эффективности исключительно как категории макроэкономического порядка, измеряемого преимущественно динамикой таких масштабных показателей, как реальный ВВП, рентабельность инвестиций и т.п. В целом предлагаемая расширенная классификация видов эффективности макроэкономической системы позволяет рассмотреть анализируемую нами категорию максимально комплексно, разносторонне.

Факторы повышения эффективности социально – экономической системы, представленные на рисунке 1, тесным образом взаимосвязаны. Так, динамичные, конкурентные рынки и развитые институты создают условия не только для эффективной реализации экономического потенциала системы, но и для дальнейшего его наращивания – инвестирования в модернизацию производственной базы промышленных предприятий, обеспечения притока в экономику квалифицированных, высокопроизводительных кадров. Повышение экономической эффективности социально – экономической системы в свою очередь должно повлечь рост бюджетной, социальной и экологической эффективности. Разумеется, на практике, если в макроэкономической системе имеют место нарушения финансово – налоговой дисциплины предприятий и организаций и если отсутствует действенная политика справедливого перераспределения доходов, то рост экономической эффективности может и не вызывать значимого повышения социальной и бюджетной эффективности.

Принципиальное теоретическое значение имеет и верификация основных факторов и результатов достижения высокого уровня эффективности социально – экономиче­ской системы.

Таким образом, для обеспечения устойчивого соответ­ствия пропорций экономического, социального, бюджетного и экологического развития необходима эффективная и справедливая государственная политика властей, а также действенные инструменты институтов гражданского общества и государственно – частного партнерства. Высокие параметры эффективности эко­номики в свою очередь оказывают обратное влияние на ее экономический потенциал, рынки и институты. Так, например, высокая социальная эффективность макроэкономической системы и соответственно высокие стандарты качества жизни людей усиливают стимулы к получению конкурентоспособного специального образования, к повышению квалификации, т.е. росту кадрового потенциала. Безопасная экологическая обстановка создает необходимые условия для прогрессивного демографического развития системы. Высокая бюджетная эффективность обеспечивает возможности для реализации масштабных программ государственных капитальных вложений, в том числе инновационного характера, что в долгосрочной перспективе положительно влияет на уровень производственного потенциала макроэкономической системы. Кроме того, как показано на рисунке 1, эффективность функционирования экономики в значительной степени зависит от влияния внешних факторов. К таким факторам можно отнести не только внешнеэкономическую конъюнктуру цен на нефть и газ, тенденции изменения процентных ставок на кредитном рынке, но и характер взаимоотношений и структуры власти.

Таким образом, в результате проведенного анализа можно сделать вывод, что эффективность социально – экономической системы – это состояние соответствия функционирования системы с позиции ее основных пропорций развития: экономической, социальной, финансовой, инвестиционной, демографической. Представленная оценка категории эффективности позволяет заложить основу для формирования концептуальной модели комплексной оценки эффективности социально – экономической системы рыночного типа, которая учитывает изменчивость и противоречивость пропорций в процессе развития экономики страны.

Рис.1. Факторы повышения эффективности социально – экономической системыpic3

Список использованной литературы

1. Валитов Ш.М. Эффективность макроэкономической системы: теория и практика. – М.: Экономика, 2011. – 189 с.
2. Введение в теорию структурной трансформации производственной системы (экономический проект) / Т.П. Алдохина, Т.А. Беляева, М.Г. Клевцова и др.; Под ред. Беляевой Т.А., Кузьбожева Э.Н. – М.: ИНФРА – М, 2013. – 148 с.
3. Дмитриев М. Инвестиционные стратегии российских регионов: новые вызовы и возможности // Экономическая политика. – 2006. – № 4. – С. 19 – 30.
4. Критерии оценки эффективности (результативности) финансовой политики России за 1992 – 2012 гг. / Авт. сост. Е.Е. Румянцева. – М.: Изд. центр ГОУ ВПО ВГНА Минфина России, 2012. – 198 с.
5. Маркс К. Теории прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2?е изд., Т.26, ч.2., 1983. – 673 с. 6. Проблемы обеспечения конкурентоспособности социально – экономических систем: монография / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Книга 3. – Новосибирск: Изд – во ИБПРИНТ, 2010. – 193 с.
7. Сухарев О.С. Теория эффективности экономики // Финансы и кредит. – 2009. – С. 112.
8. Эффективность управления социально – экономическим развитием административно – территориальных образований / Под ред. В.И. Терехина. – М.: ИНФРА – М, 2013. – 316 с.