Автор: Чмерева А.С.
Источник:«Дорожная карта мировой экономики» / Материалы третьей международной научно-практической интернет-конференции. – Донецк, ДонНУЭТ - 2017, с.308-311.
В современной геополитической ситуации стабилизационный путь развития предприятия - инновация. Возможности различных предприятий по привлечению инноваций существенно отличаются по причине существующих ресурсных ограничений. Следовательно, управление инновационной деятельностью (УИД) предприятия должно осуществляться, с одной стороны, учитывая потенциальные возможности инноваций в формировании конкурентных преимуществ, а с другой - с учетом инвестиционных возможностей предприятия. Так как для каждого хозяйствующего субъекта существует потребность в росте производительности труда, который можно удовлетворить за счет непрерывной инновационной деятельности, поэтому большое количество научных исследований посвящено именно инновациям и их роли в дальнейшем развитии мирового хозяйства.
Ученые-экономисты, занимающиеся изучением инноваций, формулируют свое видение этой категории, поэтому понятие «инновация» имеет парадигму.
В экономическом толковом словаре К.Д. Гордиенко инновация определяется как вновь созданные и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, которые существенно улучшают структуру и качество производства и (или) социальной сферы [1].
УИД это составляющая менеджмента современного предприятия, включающая планирование, организацию и стимулирование инновационной деятельности, реализацию инновационных проектов, рассчитанных на получение конкурентных преимуществ и укрепление рыночных позиций предприятия.
Эффективность инновационной деятельности зависит от системы, структурированной руководством предприятия. В научной литературе выделяют несколько типов инновационной системы:
Развитие и функционирование инноваций и инновационных процессов предприятия невозможно без создания системы УИД, которая контролирует все составляющие этого вида деятельности как на стратегическом, так и на оперативном уровнях.
Выделяют три группы функций УИД:
1 группа представлена общими функциями управления инновационной деятельностью: прогнозирование инноваций; планирования инноваций; организация инноваций; мотивация инноваций; контроль инноваций.
2 группа представляет конкретные функции управления инновационной деятельностью: управление инновационным процессом, управление инновационным проектом, управление инновационным развитием, управление инновационной программой.
3 группа содержит объединяющие функции управления инновационной деятельностью: инновационное руководство.
Учитывая особенности и функции УИД и наличие системы управления можно утверждать, что ни одна из систем не может эффективно функционировать без определенного механизма. Поэтому УИД должно опираться на механизм, который действует на предприятии и является элементом общего механизма управления предприятием.
Для формирования и эффективного функционирования механизма управления инновационной деятельностью конструктивно было бы предусмотреть осуществление следующих основных задач:
- определение направлений деятельности предприятия с наибольшей степенью, подверженных риску;
- использование различных активных и потенциальных источников новаторских идей;
- определение комплексных целей, на достижение которых направлен инновационный проект;
- выделение алгоритмизированного протекания основных этапов работы по реализации инновационного проекта, при условии невозможного перехода на следующий этап без окончания предыдущего.
Таким образом, анализируя, выше приведенное, можно утверждать, что инновационная деятельность предприятия является залогом его эффективного функционирования. Однако инновационная деятельность как любая другая, требует системного управления с помощью механизма, который должен быть элементом общего стратегического механизма управления предприятием. Предприятиям, которые выбирают инновационный путь развития, следует более существенно пересмотреть свои стратегические намерения, а также научиться правильно управлять инновационным развитием и помнить, что передовые технологии - это будущее.
1. Гордиенко, К. Д. Экономический толковый словарь : словарь / К. Д. Гордиенко. – Киев: КНТ, 2007. – 360с.