Назад в библиотеку

Аутсорсинг как один из эффективных методов управленя затратами на предприятии

Автор: В. В. Жильченкова, М. В. Савина, М. В. Потапов
Источник: https://www.researchgate.net

 

Аннотация

В. В. Жильченкова, М. В. Савина, М. В. Потапов - Аутсорсинг как один из эффективных методов управленя затратами на предприятии

В статье рассмотрены основные аспекты использования предприятием аутсорсинга с целью управления затратами и их оптимизации; проведен анализ эффективности применения аутсорсинга зарубежными и российскими компаниями; предложен инструментарий управления затратами и процессом аутсорсинга.

Ключевые слова: затраты, оптимизация, аутсорсинг, эффективность.

 

Abstract

In the paper the main aspects of outsourcing application in the company for an optimization of cost-management. The analysis of the effective world and Russian experience in outsourcing is conducted. The tools of cost-management and outsourcing processes are suggested.

Keywords: costs, optimization, outsourcing, efficiency.

 

Постановка проблемы: В условиях нестабильной экономической ситуации, падения потребительского спроса, снижения объемов продаж, убыточности производства, увеличения транспортных расходов, каждое предприятие ставит основной целью своей деятельности оптимизацию затрат, так как без постоянного контроля расходов компании могут оказаться в крайне неконкурентоспособном положении. Нынешние условия требуют от предприятий использования более производительного оборудования, усовершенствования всех сфер управления организацией, для того, чтобы обеспечить и удерживать на уровне конкурентоспособность и продукции, и предприятия в целом. Управление затратами позволяет улучшить конкурентные позиции на рынке и подразумевает использование целого комплекса мероприятий, методов и подходов, направленность которых заключается в снижении затрат и их оптимальном контроле в процессе производства.

От оптимизационных мероприятий организация ожидает максимальной экономической выгоды, повышения рентабельности и эффективности деятельности компании в целом. Одним из эффективных способов поддержания оптимальных уровня и структуры затрат является управление ими на постоянной основе.

Анализ предыдущих исследований и публикаций. Исследованиями подходов и направлений управления затратами, а также использования аутсорсинга как одного из способа оптимизации затрата, в различное время занимались такие авторы, как Дидух А.В., Зорий О.Н., Кицис В.М., Калабкина И.М., Кудинова Е.А., Михайлов Д.М., Потемкина М., Сысо Т.Н. и др. Однако, в данных работах проблемы оптимизации управления затратами и использования для этого аутсорсинга, отражены в недостаточной степени. В связи с этим, необходимо углубить работу по поиску путей, разработке и обобщению полученных результатов.

Целью исследования является анализ эффективности и роли процесса аутсорсинга в системе управления затратами на предприятии.

Основные результаты исследования. Оптимизация предполагает повышение эффективности всех процессов на предприятии, а не только снижение затрат, поэтому основными направлениями оптимизации затрат являются:

- повышение технического уровня производства, которое происходит за счет внедрения новых технологий, сырья и материалов, модернизации оборудования;

- внедрение новых организационных концепций таких, как реинжиниринг, интеграция предприятий, применение законов и принципов рыночных отношений во внутренней среде предприятия;

- аутсорсинг, представляющий собой передачу неосновных (второстепенных) бизнес-процессов (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и др.) организации (аутсорсеру) для их реализации и функционирования, при этом снижая затраты и повышая качество производимой продукции;

- диверсификация производства, позволяющая эффективно перераспределять существующие ресурсы, максимально использовать мощности предприятия и снизить риск банкротства за счет расширения рынка сбыта;

- рационализация использования финансовых, материальных, технических, трудовых ресурсов предприятия для снижения затрат и повышения эффективности производства.

Существуют различные подходы к систематизации конкретных моделей и концепций для четкой постановки целей управления затратами, а также успешного интегрирования их в единую систему управления предприятия. Среди основных моделей оптимизации затрат выделяют:

1. «Чистое» снижение затрат. Снижение издержек происходит за счет сокращения затрат, не влияющих на величину прибыли предприятия (в основном за счет постоянных затрат). Данный способ позволяет избавиться от непроизводительных затрат и повысить рентабельность.

2. «Интенсификация» затрат. Модель предполагает первоначальные инвестиции для внедрения новых технологий и повышения производительности предприятия в условиях экономии ресурсов.

3. «Фиксация» затрат. Выручка предприятия увеличивается, при этом неизменной остается сумма общих издержек путем одновременного увеличения производительных и сокращения непроизводительных затрат либо посредством повышения цены на выпускаемую продукцию [7].

Постоянные изменения, происходящие как во внешней, так и во внутренней среде, вынуждают предприятия перестраивать свою деятельность и стратегию с целью выживания и сохранения максимально оптимального уровня конкурентоспособности на рынке. Аутсорсинг стал одним из таких эффективных инструментов в менеджменте.

Аутсорсинг (от англ. «outsourcing» – использование внешних ресурсов) – передача неосновных (второстепенных) частей бизнес-процессов или бизнес- функций (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и др.) сторонней организации-аутсорсеру, необходимых для полноценного функционирования компании [4]. Аутсорсинг помогает компаниям развиваться на рынке, более быстро реагировать на изменения внешней среды, улучшать качество производимой продукции и сократить риски, снижая при этом величину издержек. Применение данного метода предоставляет предприятию возможность сконцентрироваться на сильных сторонах собственных бизнес-процессов. Основными причинами перехода на аутсорсинг являются:

- сокращение затрат;

- снижение накладных расходов;

- высвобождение и перераспределение ресурсов на достижение наиболее значимых целей;

- повышение эффективности осуществления функций;

- переход постоянных затрат в переменные;

- высокая репутация поставщиков;

- повышение качества продукции и скорости ее выпуска;

- недостаточный опыт (технический или административных) для производства отдельных изделий или предоставления услуг;

- необходимость поддержания на конкурентоспособном уровне неосновные виды деятельности;

- высокая гибкость в выборе предприятий-аутсорсеров в случае изменений на рынке либо в потребительских предпочтениях [3].

Принятие решения высшим менеджментом об использовании аутсорсинга – это сложная комплексная задача, затрагивающая стратегические интересы компании. Процесс принятия решения о применении аутсорсинга предполагает следующие этапы:

1. Анализ принципиальной возможности и целесообразности передачи отдельных функций компании-аутсорсеру.

2. Оценка собственных возможностей.

3. Оценка возможностей организаций-аутсорсеров.

4. Расчет экономической эффективности аутсорсинга.

5. Подготовка необходимых документов, договоров и принятие решения.

6. Отчетность о реализации решения и контроль за процессом внедрения аутсорсинга [5].

Для анализа эффективности аутсорсинга чаще всего сравнивают фактические показатели до и после внедрения. Эти показатели должны базироваться на целях и задачах, которые ставит перед собой организация. Они делятся на краткосрочные (сокращение и оптимизация затрат, увеличение прибыльности и рентабельности и др.) и долгосрочные (увеличение экономического потенциала предприятия, улучшение качества продукции, повышение конкурентоспособности на рынке, завоевание более выгодных ниш на рынке и др.). Поэтому анализ эффективности аутсорсинговых операций можно оценить при помощи количественных и качественных показателей (табл. 1).

Количественные показатели отображают стоимостную характеристику деятельности предприятия. В свою очередь, они подразделяются на абсолютные (анализ отклонений фактических показателей затрат, доходов и прибыли от базовых) и относительные (эффективность использования трудовых и ресурсов, основных фондов). Качественные показатели позволяют оценить качественные характеристики, влияющие на спрос потребителей и прибыльность деятельности (снижение количества брака, внедрение инновационной продукции, улучшение технической оснащенности и др.) [1].

Таблица 1
Показатели оценки применения аутсорсинга на предприятии

Проанализировав основные показатели оценки применения аутсорсинга в хозяйственной деятельности, можно сделать вывод о том, что данная оценка может проводиться как на основе специфических, так и на основе общих показателей оценки эффективности деятельности любого предприятия.

Мировая практика аутсорсинга показывает, что чаще всего к услугам аутсорсинга прибегают крупные промышленные компании. Также наблюдается тенденция к использования аутсорсинга в государственном секторе путем передачи части своих полномочий для повышения количества и качества принимаемых решений [4]. Глобальными лидерами по развитию аутсорсинга являются США, Великобритания, Китай и страны Западной Европы, что связано с быстро растущей конкуренцией на рынке этих стран. В ходе исследования проанализирован опыт проведения различными мировыми компаниями аутсорсинговых операций, связанных с оптимизацией затрат (табл. 2).

Таблица 2
Опыт проведения аутсорсинга на крупных зарубежных предприятиях

Для выживания в условиях развивающейся конкуренции и стремительных изменений внешней среды, предприятия должны изменяться в направлениях деятельности, в которых лучше всего могут проявить свои возможности. В России аутсорсинг появился относительно недавно и отстает от желаемого и необходимого уровня. Рейтинговым агентством РБК совместно с компанией BDO провели изыскания с целью установить наиболее популярные виды аутсорсинга в России в начале 2017 г. Рассматривался аутсорсинг бизнес- процессов самого разного плана, но за основу были взяты иностранные компании в РФ. Всего в рейтинге приняли участие данные более чем из 6000 компаний, относящихся к различным сегментам рынка.

На первом месте оказалось оформление виз и разрешения на работу для иностранцев. К этой же сфере относится и юридическое обеспечение деятельности компаний в этой сфере – на этот, наиболее популярный вид аутсорсинга, пришлось около 58%.

На втором месте оказались услуги в сфере транспорта и логистики в целом – 53%, на третьем – передача на аутсорсинг различных бухгалтерских процессов и учета в целом. На аутсорсинг предпочитают передавать и корректный расчет заработной платы сотрудников компании.

У российских предпринимателей предпочтения несколько иные. Наиболее распространенными услугами аутсорсинга являются не критичные и не ключевые – охрана объектов, сфера обслуживания, логистика и аналогичные запросы. Бухгалтерию на аутсорсинг отдавать по-прежнему предпочитают далеко не все.

Доля компаний, которые отдают на аутсорсинг налоговые дела и бухгалтерию, формирование бизнес-планов и аналогичные вещи, постепенно растет. По сравнению с данными на начало 2016 г., рост популярности таких услуг составил по РФ в целом примерно на 18%, что уже само по себе неплохой показатель.

Объем российского рынка ИТ-аутсорсинга в 2015 г., по оценкам TAdviser, вырос на 15%, до 76,2 млрд рублей. Эксперты называют ИТ-аутсорсинг одним из самых перспективных направлений отечественного ИТ-рынка в условиях кризиса. По итогам 2015 г. TAdviser зафиксировал рост российского рынка ИТ- аутсорсинга на 15%, объем рынка достиг 76,2 млрд рублей. По итогам 2016 г. и в 2017 г. ожидается аналогичная динамика.

В Украине аутсорсинг имеет ряд проблем, связанных, прежде всего, с отсутствием налаженности связей с другими странами. Аутсорсинг находится на стартовом уровне, что позволяет его использовать как ресурс для усовершенствования менеджмента для организаций, не имеющих опыта в данной сфере. Однако сфера IT-аутсорсинга является перспективной и имеет значительный потенциал к развитию.Украина по итогам 2015 г. подняла свою позицию в глобальном рейтинге аутсорсинга Global Services Location Index и теперь занимает 24 место. Украинская ІТ-индустрия насчитывает свыше 500 аутсорсинговых компаний и 100 глобальных научно-исследовательских центров, на которые работают более 50 тысяч инженеров.

Перспективы развития аутсорсинга в нашем регионе являются достаточно положительными в связи с тем, что большинство предприятий оказались в ситуации, при которой они потеряли возможность закупать необходимые сырье, материалы, комплектующие у других компаний для собственного производства. Поэтому организациям предоставляется возможность сосредоточиться на собственном основном производстве, а неосновное передать аутсорсерам, имеющих необходимые ресурсы для производства того или иного продукта, которые отсутствуют у компании-заказчика.

В целом, исследование показало разницу в отношении к аутсорсингу между иностранными, российскими и украинскими компаниями. Если первые предпочитают отдавать на него действительно серьезные функции, то вторые только мелочь и различные не критичные вещи. Причинами такой ситуации в России и в Украине являются:

- низкий уровень развития конкуренции;

- страх перед высокими рисками и затратами данного метода;

- низкий уровень развития сфер малого и среднего бизнеса;

- невысокий уровень интеграции в мировую экономику;

- отсутствие должной поддержки государства и государственных институтов развития [6].

В России и в Украине аутсорсинг станет эффективным тогда, когда предприятия будут ставить целью передачи части функций не снижение затрат, а прежде всего повышение конкурентоспособности предприятия в целом. Приоритетами в данном случае должны стать повышение управляемости процессов, прозрачная структура затрат, сокращение непроизводительных расходов. В будущем, по прогнозам экспертов, в связи с увеличением развития конкуренции, аутсорсинг будет более активно внедряться и использоваться большинством российских предприятий.

Выводы. Практика крупнейших известных мировых компаний доказывает, что, несмотря на высокие расходы, связанные с проведением последовательных этапов по внедрению аутсорсинга, каждое из данных предприятий при всевозможных рисках смогло стать еще более успешным. Тщательный анализ выгод и недостатков, расчет экономической эффективности и целесообразности, позволит компаниям принять решение о применении аутсорсинга в своей деятельности. Использование аутсорсинга предоставляет предприятию преимущества, помогающие сократить и оптимизировать расходы, снизить риски, привлечь высококвалифицированных специалистов к решению вопросов путем передачи им непрофильных процессов и функций.

Список литературы

  1. Дідух О.В. Аналіз ефективності використання аутсорсингу у господарській діяльності підприємства // Львівська політехніка. – 2012. – №739. – С. 82-87.
  2. Зорій О.М. Особливості застосування аутсорсингу // Економічний аналіз. – 2013. – №3. – С. 18-28.
  3. Кицис В.М., Калабкина И.М. Аутсорсинг: понятие, сущность, предпосылки и преимущества // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2010. – №21.
  4. Кудинова Е.А. Актуальные вопросы определения аутсорсинга // Экономические науки. – 2013. – №4.
  5. Михайлов Д.М. Аутсорсинг: новая система организации бизнеса. – М.: КНОРУС, 2009. – 256 с.
  6. Потемкина М. Аутсорсинг: как определить, что именно передать // Консультант. – 2011. – №14.
  7. Сысо Т.Н. Оптимизация управления затратами предприятия // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2011. – №4. – С. 135-143.