Назад в библиотеку

Реализация программ по повышению энергоэффективности в различных странах и регионах

Автор: М. Овакимян
Источник:

 

Аннотация

М. Овакимян - Реализация программ по повышению энергоэффективности в различных странах и регионах

В статье анализируются результаты политики энергосбережения и повышения энергоэффективности в некоторых регионах, а также отдельно рассматриваются успехи ряда стран в области реализации мер по энергосбережению.

Ключевые слова: энергоэффективность, энергопотребление, страны ОЭСР, страны-члены МЭА, энергобезопасность

 

Abstract

The article analyses the results of energy efficiency policy in certain regions as well as some examples of its successful realization in some countries separately.

Keywords: energy efficiency, energy consumption, OECD countries, IEA member countries, energy security

 

В последнее десятилетие энергоэффективность является ключевым фактором, способствующим уменьшению энергопотребления в странах членах МЭА [1]. Только в 2014 г. инвестиции в энергоэффективность в странах членах МЭА позволили сэкономить 520 мтнэ путём сокращения объема общего конечного потребления [2]. В 2014 г. объем общего конечного потребления в странах-членах МЭА повысился на 10%, что является рекордным показателем за последнее десятилетие. Энергоэффективность наравне с другими видами топлива позволяет удовлетворить растущие потребности населения, однако ее роль часто недооценивается. Благодаря внедрению мер по энергоэффективности удалось снизить потребление. Так инвестиции в энергоэффективность в странах членах МЭА за последние 25 лет позволили сэкономить 5,7 трлн долл. (больше чем ВВП Германии или Японии в 2014 г.). Таким образом, только за 2014 г. благодаря энергосбережению удалось сэкономить 550 млн долл. с странах ОЭСР. Но энергоэффективность выгодна не только с финансовой точки зрения. Так, к примеру, инвестиции в энергоэффективное жилищное строительство, транспорт, технологический процесс смогут принести пользу обществу и окружающей среде.

По официальным оценкам инвестиции в повышение энергоэффективности позволили странам в 2014 г. избежать первичного импорта энергоносителей в объеме 190 мтнэ. на общую сумму 80 млрд долл. Каждая страна по своему повышает энергоэффективность ( к примеру где-то проводится более плотная теплоизоляция, где-то используется большее количество энергоэффективных дорожно-транспортных средств). Среди стран членов МЭА по официальным оценкам Германия смогла избежать большего объема импорта энергоресурсов, сэкономив 30 млрд в 2014 г. Это позволило Германии улучшить торговый баланс, увеличив положительное сальдо на 12%, а также позволил сократить торговый дефицит Японии на 8% [3].

Будучи источником с нулевым уровнем выброса углекислого газы, энергоэффективность позволяет уменьшить негативное воздействие от сжигания ископаемых видов топлива на окружающую среду. Повышение энергоэффективности в странах членах МЭА позволило избежать выброса в атмосферу 870 млн т. углекислого газа в 2014 г. и 10.2 Гт углекислого газа за период начиная с 1990 г.; в совокупности удалось предотвратить выброс углекислого газа в атмосферу, который равен годовому объему выброса в энергетическом секторе. В ходе подготовки к переговорам в Париже по принятию рамочной конвенции ООН об изменении климата, особое внимание уделялось экологическим выгодам, которые может принести повышение энергоэффективности. Позволяя избежать сжигание ископаемых видов топлива с наименьшими издержками, энергоэффективность в среднесрочной перспективе призвана сыграть ключевую роль в уменьшении выбросов углекислого газа в атмосферу.

Стоит отметить, что даже в условиях низких цен на традиционные энергоресурсы, проведение твердой политики будет привлекать инвестиции в повышение энергоэффективности. Инвестиции в энергетическую эффективность должны продолжить расти в условиях проведения более активной и комплексной политики. Сразу несколько факторов буду определять, останется ли рынок энергоэффективности устойчивым в среднесрочной перспективе. Главным из этих факторов является наличие жесткой политики, которая признает меры по улучшению энергоэффективности в качестве наиболее рентабельных, по средством которых можно достичь обеспечения энергетической безопасности, повышения энергоэффективности и уменьшения вредных последствий для окружающей среды. Недавнее падение мировых цен на энергоресурсы способствовали уменьшению инвестиционной привлекательности отдельных сегментов экономики, однако в целом не подорвали принципы ее функционирования. В США в 2014 г. увеличение доли легковых грузовиков в новом парке пассажирских автомобилей приостановило процесс повышения энергоэффективности. В Германии напротив транспортная эффективности продолжает улучшаться благодаря государственной политике по введению норм топливной экономии.

Падение цен на нефть в некоторых странах создало благоприятные условия для сокращения субсидирования производства ископаемых видов топлива, что в свою очередь привело к падению экономической привлекательности инвестиций в энергетическую эффективность. Некоторые страны включая Египет, Индонезию, Индию, Малайзию, Мексику, Таиланд и ОАЭ уже сократили или полностью отменили субсидии для производства ископаемых видов топлива. Подобные действия соответствуют рекомендации МЭА, согласно которой к 2030 г. конечные субсидии для производства ископаемых видов топлива должны быть полностью отменены.

Согласно данным МЭА, в 2014 г. мировые инвестиции в области энергосбережения в сфере строительства достигли отметки 90 млрд долл. В США в 2014 г. примерно 960 млрд долл. пошло на строительство жилых и коммерческих зданий, причем из них 2,4% (23 млрд долл.) пошло на повышение энергоэффективности. Данный показатель увеличился по сравнению с 2009 г., когда на энергоэффективность было потрачено лишь 1,9% всей суммы.

В Китае инвестиции в энергоэффективность превысили цифру 18 млрд долл., причем 60% из них пошли на строительство жилой недвижимости. В Германии инвестиции в энергоэффективность превышают 17 млрд долл., при этом 75% этих инвестиций направляются на строительство жилой недвижимости с повышенной энергоэффективностью.

К 2020 г. планируется увеличить мировые инвестиции в сферу строительства по повышению энергоэффективности до 125 млрд долл.. По мере того как будут установлены стандарты и кодексы энергоэффективности, а соответствующие программы будут чаще применятся на практике, планируется увеличение инвестиций в энергоэффективность в большинстве стран-членов ОЭСР. Однако, размер инвестиций к 2020 г. в строительный сектор будет меньше необходимых по расчетам МЭА на 215 млрд долл.

Из-за улучшения энергоэффективности в странах ОЭСР начиная с 2010 г. наблюдается уменьшение потребления электроэнергии. Повышение энергоэффективности приборов в совокупности с политикой жестких стандартов для выпускаемой продукции привели к уменьшению спроса на электроэнергию на 430 ТВт в странах ОЭСР за 2014 г. В ответ на уменьшение спроса на электроэнергию в странах ОЭСР, предприятия в области энергетики с целью увеличения прибыли переориентировались на оказание услуг по энергосбережению. Крупнейшие европейские предприятия в области энергетики достигли таким образом ежегодного увеличения дохода на 3-4%.

В станах, не являющихся членами ОЭСР, предприятия в области энергетики вкладывают инвестиции в повышение энергоэффективности в целях повышения надежности собственных энергетических систем, что является актуальным в условиях растущего спроса на электричество в результате увеличения доходов населения и процесса урбанизации. Увеличение инвестиций в данную сферу способствует улучшению системы передачи и распределения электроэнергии, таким образом уменьшается вероятность сбоев в подаче электричества и увеличивается доступ к электричеству. Многие страны, в том числе африканские, также поощряют развитие программ по увеличению энергоэффективности, чтобы повысить надежности энергосистем.

Региональные предприятия принимают все более активное участие в разработке и осуществлении политики по улучшению энергоэффективности, которая призвана удовлетворить местные потребности. Подобная политика региональных властей способствует привлечению инвестиций в энергетическую отрасль, а также эффективно способствует развитию национальной экономики в целом.

В 2013 г. власти штата Массачусетс инвестировали 680 млн. долл. в программу по увеличению энергоэффективности. По оценке властей штата, программа "Всеобщая экономия" принесла прибыль в размере 2,8 млрд долл.. Благодаря ей также удалось поддержать занятость в сфере обеспечения энергоэффективности на прежнем уровне (65 тыс. рабочих мест).

В столице Японии Токио власти осуществили целый комплекс транспортных мер, благодаря которым удалось увеличить объем пассажирских перевозок на 4,9 млрд пассажиро- километров при уменьшении расхода топлива на 35%. Инвестиции в увеличении энергоэффективности общественного транспорта в совокупности с тесной городской и промышленной застройкой позволили достичь одного из самых низких уровней энергоемкости зданий и транспорта в странах членах ОЭСР.

Многие страны, экспортирующие энергоресурсы, принимают масштабные программы по улучшению энергоэффективности, чтобы справиться с растущим внутренним потреблением и увеличить экспорт энергоносителей. Так, например, Саудовская Аравия значительно расширяет стандарты энергоэффективности, преследуя в качестве главной цели уменьшение растущего быстрыми темпами внутреннего потребления электроэнергии. Особое внимание уделяется двум блокам: пассажирскому транспорту и системе кондиционирования воздуха. Недавно принятая их правительством политика направлена на увеличение энергоэффективности пассажирского транспорта к 2020 г. на 20%. Кондиционеры, которые потребляют 56% всей электроэнергии в стране также будут модернизированы для повышения энергоэффективности на 35% к 2020 г. Принятие более жестких стандартов (таких же как в ЕС) позволит "высвободить" 71 мтнэ, экспорт которого принесет дополнительный доход в размере 3.6 млрд долл.

Что касается России, то Правительство РФ, понимая что увеличение энергоэффективности может помочь модернизировать экономику страны, зависимую от экспорта энергоносителей, работает над укреплением межведомственной координации и над осуществлением энергоэффективной политики. В 2014 г. Министерство энергетики потратило 75 млн долл. (5 млрд. руб.) на разработку энергоэффективных программ в 25 регионах страны.

Великобритания, бывший крупный энергоэкспортер, внедряет политику по повышению энергоэффективности в связи с растущей зависимостью от импорта энергоресурсов. Имея в наличии старый неэффективный в части энергосбережения жилищный фонд, а также испытывающая сильную зависимость от импорта газа для отопления зданий, правительство страны в качестве первостепенной задачи выдвинуло повышение энергоэффективности. Правительство Великобритании инвестирует ежегодно 1.4 млрд долл. в повышение энергоэффективности, а также приняло новые законы в сфере частного арендуемого жилья. По официальной статистике сектор по повышению энергоэффективности в 2013 г. в Великобритании обеспечил рабочими местами 136 тыс. чел.

Энергоэффективность также является важным направлением в политике Латиноамериканских стран для реализации национальных целей долгосрочного развития. В число этих целей входят повышение энергобезопасности, а также улучшение условий жизни населения. Бразилия и Мексика идут в авангарде по проведению энергоэффективных мер.

Благодаря инновационным программам Мексика является наиболее привлекательной страной в Латинской Америке для инвестиции в сферу повышения энергоэффективности. Ожидается, что Проект по усилению эффективности освещения и электроустройств позволит в 2015 г. сократить потребление электроэнергии на 9,5 ТВт электроэнергии, а также повысить уровень жизни беднейшей части населения Мексики. С помощью плана уже удалось заменить 1,6 млн. холодильников и 200 000 кондиционеров. Также по этому плану 53 млн долл. пойдут на замену лампочек накаливания более энергосберегающим освещением. Мотивированные политикой правительства, бразильские энергетические компании инвестировали 530 млн долл. в период с 2012 по 2014 гг. в энергоэффективные программы, которые призваны решить задачу нехватки электроэнергии в бедных районах страны. В условиях роста потребления электроэнергии на человека, а также из-за перебоев работы сетей, частично вызванных засухой, инвестиции в повышение энергоэффективности являются ключевым средством, с помощью которого можно достичь снижение потребления электроэнергии в Бразилии к 2030 на 10%. Инвестиции госсектора в повышение энергоэффективности сократились с 2011 г. в результате финансовых ограничений правительства, что в свою очередь приводит к сильной зависимости от частных инвестиций.

Подводя итог, стоит отметить, что современная динамика в энергетическом секторе имеет важное значение для дальнейшего развития рынка энергоэффективности. Ожидается, что заявления о принятии комплексной политики во многих странах приведет к дальнейшему росту заинтересованности в повышении энергоэффективности во всем мире, что в свою очередь поможет решить сразу несколько задач: сделать экономическое развитие устойчивым, уменьшить зависимость стран от импорта энергоносителей, повысить энергетическую безопасность, а также уменьшить размеры загрязнения воздуха путем уменьшения выброса углекислого газа. В свою очередь, ожидается, что последовательно проводимая жесткая политика ускорит рост рынка энергоэффективности через десять лет с помощью привлечения капитала в строительство энергоэффективных зданий. Рынок энергоэффективности будет как замедляться, так и ускоряться в развитии под воздействием экономических циклов, от которых зависит состояние экономики и размер инвестиций. Тем не менее, согласно базовому прогнозу экспертов за 2016 г. ожидается увеличение надежности и роли рынка энергоэффективности, а также ожидается его дальнейший рост в ближайшие несколько лет. Пока правительства большинства стран в качестве приоритетных задач будут выдвигать обеспечение экономического роста, энергетической безопасности, а также сохранения окружающей среды, повышение энергоэффективности будет оставаться неотъемлемой частью политики реализации национальных, региональных и международных целей.

Примечания

  1. Международное энергетиическое агентство (МЭА; англ. International Energy Agency, IEA) — автономный международный орган в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
  2. МТНЭ – миллионов тонн нефтяного эквивалента (Международное энергетическое агентство приняло за единицу нефтяной эквивалент, обычно обозначаемый аббревиатурой TOE (англ. Tonne of oil equivalent). Одна тонна нефтяного эквивалента равняется 41,868 ГДж или 11,63 МВт·ч.
  3. Energy Efficiency Market Report 2015. Market Trends and Medium-Term Prospects // International Energy Agency. Paris, 2016. 249 p.