Управление предприятием в условиях кризиса
Авторы: Храпко А.Б., Жильченкова В.В.
Аннотация: В статье раскрыты и проанализированы теоретические особенности кризиса в рамках предприятия, а также обобщены понятия, причины и последствия существования кризиса на предприятиях различного уровня. При финансовой и политической нестабильности, коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство фирмы. Для того, чтобы избежать этого, представлен и обоснован ряд мероприятий по выходу предприятия из неблагоприятных ситуаций при помощи квалифицированного антикризисного менеджера.
Ключевые слова: предприятие, кризис, причины и последствия кризиса, антикризисное управление.
Развитие экономики на современном этапе характеризуется неоднозначной и постоянно меняющейся экономической средой, наличием сложных управленческих проблем. Многие предприятия испытывают трудности и находятся в кризисной ситуации, сформировавшейся под влиянием рыночной экономики.
В условиях спада производства и постоянно растущего уровня инфляции сложился финансово-долговой тип предпринимательства, характеризующийся замещением производственных активов – финансовыми, собственных средств – привлеченными, что проявляется в недостатке собственных оборотных средств предприятий и доступных источников их формирования. Проблемы укрепления платежной дисциплины, вывода экономики из кризиса платежей и стабилизации уровня промышленного производства являются наиболее актуальными для экономики в целом, и для предприятий в том числе. Целью данной статьи является изучение кризиса в рамках предприятия, а также его причин, последствий и мероприятий по решению данной проблемы. Многие авторы занимались вопросами кризиса, среди которых: Н.Н. Кожевников, Л. Кольцова, А.В. Лукшина, Ю. Ольсевич и многие др.
Однако в этих работах проблемы управления предприятием в период кризиса отражены в недостаточной степени. В связи с этим, необходимо углубить работу по поиску путей обобщения теоретических положений, разработке научно-методических подходов и практических рекомендаций по выходу предприятий из кризиса на современном этапе.
Трактовок понятия кризис
достаточно много. Самое точное и лаконичное можно сформулировать так: кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде [4, с. 39].
Причинами кризиса могут являться различные факторы, как внешние, так и внутренние. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране. Внутренние же связаны с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой. Также они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации предприятия, и субъективные, отражающие ошибки в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.
Кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий или действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее: это или ликвидация предприятия как экстремальная форма, или его успешное преодоление [2, с. 48].
Последствия кризиса могут вести к резким изменениям в организации или мягкому продолжительному и последовательному выходу из него. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может как смягчать кризис, так и обострять его. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.
В сложных современных условиях каждое предприятие должно предусматривать введение антикризисного управления, что выражается в управлении, носящем программный характер с четко выстроенным планом действий, совпадающим с общей стратегией предприятия и внешними факторами. Без подобной стратегии и плана действий пережить предприятию кризис будет чрезвычайно сложно, поэтому каждый менеджер должен быть готов к решительным действиям и не всегда приятным решениям или изменениям.
Антикризисная стратегия управления и развития компании носит индивидуальный характер и не может быть шаблонным решением. Каждое предприятие, имеет свой стиль работы, свой рынок спроса и предложения, именно поэтому формирование эффективной стратегии развития предприятия в условиях кризиса индивидуально.
Для того, чтобы понять и создать собственную антикризисную программу для организации, необходим такой уровень управления, который способен выявить наиболее уязвимые места, понять все опасности и риски процессов, происходящих во внутренней и внешней среде [1, с. 496].
Главным требованием к успешному выходу предприятия из кризиса является мобильность компании при принятии управленческих решений и скорость внедрения изменений в ней. При этом любые нововведения, внедряемые в организации, в первую очередь зависят от готовности персонала к постоянным инновациям. То есть в период кризиса работники в организации становят ся ключевым инструментом изменений, и поэтому снижать издержки на персонал необходимо, но делать это нужно, разрабатывая другие схемы в оплате труда. А также правильно построенная мотивация персона ла позволит, таким образом, сработать на положительный результат компании в целом.
Для того, чтобы не допустить кризис или ослабить последствия уже существующего, предприятию необходимо:
- проводить ранние диагностики кризисных явлений в деятельности предприятия;
- как можно быстрее реагировать на кризисные явления;
- адекватно реагировать на степень реальной угрозы финансовому равновесию предприятия;
- приложить максимальное количество внутренних возможностей для выхода предприятия из кризисного состояния [3].
Мероприятия по выходу из кризиса изображены на рис. 1.
Таким образом, в любой организации есть опасность появления кризисной ситуации, даже когда кризис близко не наблюдается, поскольку деятельность организации (в производственной, финансовой, инвестиционной и др. сферах) всегда связана с финансовыми, экономическими или др. видами рисков. Исходя из этого, проявление кризисных ситуаций требует принятия руководством срочных и радикальных мер, чтобы сохранить компанию на рынке.
Рисунок 1 – Мероприятия по выходу из кризиса на предприятии
ЛИТЕРАТУРА
- Кожевников Н.Н. Основы антикризисного управления предприятием. – Изд. 3-е. М.: Академия. – 2008. – С. 496.
- Кольцова Л. Антикризисное управление в современных условиях // Справочник экономиста. – 2009. – № 3 (69). – С. 48-53.
- Лукшина А.В. Проблема управления предприятием в кризис [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com /12_KPSN_2010/Economics/63699.doc.
- Ольсевич Ю. Психологические аспектысовременного экономического кризиса // Вопросы экономки. – 2009. – № 3. – С. 39-53.